Биологические экскурсии в школьном образовании. Экскурсия как форма обучения биологии, её учебно-воспитательное значение. Виды, тематика и структура экскурсий. Подготовка учителя к проведению экскурсий Урок экскурсия по биологии задания группам

Уроки – экскурсии

Введение

Экскурсия – одна из обязательных форм реализации практической части учебной программы по биологии. Данная форма способствует установлению связи теории с практикой, решению задач экологического образования.

проведение экскурсий на территории ОУ имеет преимущества:

1). Можно уложиться в 40-45 минут учебного времени. Не надо тратить время на длительный переход к месту экскурсии,

2). Ограниченная территория для работы нескольких групп дает возможность контролировать выполнение заданий учащимися, а при необходимости – оказать помощь в работе групп.

3). Учитель, зная о том, какие виды встречаются на территории ОУ, может сам или с помощью учащихся изготовить иллюстрированные определительные карточки для экскурсий. Можно изготовить гербарий растений, встречающихся на территории ОУ.

Подготовка к экскурсии

Действия учителя

1). Определяет участок на территории ОУ, где будет проходить экскурсия, разрабатывает маршрут. Участок выбирается таким образом, чтобы его можно было использовать для проведения всех сезонных экскурсий. Это позволит учащимся увидеть сезонные изменения в природе.

2). Продумывает правила безопасного поведения во время проведения экскурсии.

3). Продумывает задания для проведения экскурсии, составляет карточки-задания для групповых и индивидуальных наблюдений учащихся.

4). Готовит необходимое оборудование для проведения экскурсии.

Действия учащихся

1). Готовят простые карандаши и блокноты для записей во время экскурсии

2). Повторяют учебный материал, необходимый для выполнения заданий на экскурсии.

3) Распределяются по группам.

Правила техники безопасности при проведении экскурсий по биологии

1). Перед экскурсией учитель тщательно обследует тот участок окружения ОУ, куда будут выведены дети, выбирая места, где не существует опасности нападения хищников, ядовитых животных.

3). Перед выходом на экскурсию проводится перекличка учащихся класса и отмечаются присутствующие. вторая перекличка проводится по прибытии на место экскурсии, третья – по возвращении с экскурсии.

4).При проведении экскурсии запрещается использовать ядовитые вещества для замаривания насекомых (хлороформ, серный эфир).

5).При организации экскурсии нужно ознакомить учащихся с требованиями охраны природы, местными ядовитыми растениями, категорически запрещается пробовать любые растения на вкус.

6). На экскурсию учащиеся должны выходить в прочной обуви, что предохранит ноги от механических повреждений сучками, колючими растениями, острыми камнями, осколками стекла. Категорически запрещается на экскурсию выходить босиком.

7). Во время экскурсии запрещается разводить костры.

8). Во время экскурсии учащимся нельзя пить воду из открытых водоемов.

9). Инструкция по ТБ во время экскурсии для учащихся вывешивается на видном месте в кабинете биологии.

ЭКСКУРСИЯ №1 (5 класс)

Обучающая цель: создать условия для закрепления представлений о признаках живых организмов и тел неживой природы, явлениях живой и неживой природы, для формирования представлений о методах изучения живой природы.

Личностно-развивающие цели:

Способствовать формированию у учащихся умений наблюдать за объектами живой и неживой природы, планировать свою деятельность, систематизировать материал, выполнять отчеты;

Содействовать формированию у учащихся общеучебных умений, необходимых для работы в группе;

Способствовать развитию личностной мотивации учащихся по соблюдению правил поведения в природе.

Место проведения экскурсии : территория ОУ

Время проведения экскурсии : сентябрь

Продолжительность экскурсии : 40 минут

Оборудование:

Карточки красного и зеленого цвета на каждого учащегося;

Блокнот и карандаш.

Проведение экскурсии

    Учитель знакомит учащихся с правилами безопасного поведения во время проведения экскурсии.(Можно учащимся самим определить правила безопасного поведения на экскурсии). Попросить учащихся на карточках красного цвета написать по одному правилу, указывающему, что нельзя делать во время экскурсии. Затем учащиеся по очереди озвучивают эти правила. Учитель дополняет эти правила. Учитель раздает карточки зеленого цвета и просит учащихся написать по одному правилу, указывающему, что можно делать во время экскурсии. Необходимо, чтобы учащиеся усвоили общие правила безопасного поведения при проведении этой и последующей экскурсий. На следующих экскурсиях можно будет только напоминать общие правила ТБ во время экскурсии.

    Учитель предлагает уч-ся встать в круг и, подумав 1 минуту, закончить высказывание «Природа в моей жизни…» или «Природа для меня…». У-ль напоминает, что природа делится на живую и неживую, предлагает вспомнить отличие живых организмов от тел неживой природы.

    У-ль предлагает учащимся назвать синонимы к слову наблюдать. (Возможны ответы: видеть, осматривать, внимательно рассматривать и т.д.). Учитель вместе с учащимися подводит итог: наблюдение – это зрительной изучение, внимательное рассматривание определенных объектов или явлений живой природы. Оно позволяет описывать ее объекты и явления. наблюдения можно проводить невооруженным глазом или с помощью увеличительных приборов – бинокля, лупы, микроскопа. На экскурсии мы проводим наблюдения невооруженным глазом объектов живой и неживой природы.

    Уч-ся разбиваются на группы по 6 человек, выбираются разные участки на территории, определенной учителем. На выполнение заданий отводится 15 минут. Карточку-задание получает каждый ученик и она остается у него до следующего урока. Это облегчит выполнение домашнего задания. На следующем уроке учащийся сдает отчет об экскурсии вместе с карточкой.

    Группы представляют результаты своей работы.

    Подведение итогов. Учитель предлагает подсчитать сколько всего объектов живой и неживой природы удалось наблюдать классу во время экскурсии.

    Экологическая игра «Воронья охота»

Игра заключается в поиске различных природных объектов. Учащимся выдаются списки, содержащие перечисление этих объектов Их поиски потребуют от учащихся не только внимательности, но и творческого подхода.

Охотничий список:

  1. Семечко растения, принесенное ветром

    Кленовый лист

  2. Что-нибудь круглое

    Что-нибудь пушистое

    Что-нибудь острое

    Что-нибудь красивое

    Что-то, что может шуметь

    Что-нибудь белое

    Что-нибудь мягкое

    Что-нибудь бесполезное для природы (Не забывайте, что в природе ВСЕ имеет свое значение)

    Что-нибудь очень важное для природы (В природе ВСЕ важно!)

    Солнечная ловушка (Это все, что ловит солнечное тепло,- вода, камни, растения, животные)

    Что-нибудь похожее на себя

    Большая улыбка

Учащиеся находят объекты из этого списка на выбранных ими участках. А затем распределяют объекты по группам: живая и неживая природа.

    Рефлексия в конце экскурсии

Что было для вас самым интересным во время экскурсии?

Что нового вы узнали о территории ОУ?

9. Домашнее задание.

Оформить в тетрадях отчет об экскурсии по предложенному в карточках-заданиях плану. Повторить п. 1-2

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЭКСКУРСИЯ №1 (5 класс)

Живая и неживая природа. Наблюдения за живыми объектами.

Цель: определение объектов живой и неживой природы, наблюдения за явлениями живой и неживой природы.

Групповые задания

    Выберите понравившийся участок на территории, определенной учителем, опишите его и обоснуйте свой выбор.

    Найдите на выбранном участке тела живой и неживой природы. НЕ ломайте ветки, не рвите растения, не пугайте животных, не сорите.

    Заполните таблицу в ваших блокнотах; объекты природы запишите в первый столбик, а во второй и третий поставьте «+» или « -«.

Объекты природы

Живая природа

Неживая природа

    Какие явления живой природы вы наблюдаете на выбранном вами участке?

    Представьте результаты вашей работы другим группам. Расскажите, как вы определили объекты живой и неживой и какие явления живой природы вы наблюдали.

Подготовьте отчет об экскурсии по плану:

    Тема экскурсии

    Цель экскурсии

    Состав группы

Результаты работы группы:

    Перечислите найденные вашей группой объекты живой и неживой природы;

    Назовите признаки, которые вам помогли определить объекты живой природы;

    Нарисуйте наиболее понравившийся вам объект живой природы;

    Назовите явления живой природы, которые вы наблюдали на территории школы в этот день.

Ответьте на вопрос: Может ли живая природа существовать отдельно от неживой природы? Почему вы так думаете?

ЭКСКУРСИЯ № 1 (6 класс)

Обучающая цель: организовать деятельность учащихся, направленную на изучение видового разнообразия древесных, кустарниковых и травянистых растений на территории ОУ и на ознакомление с осенними явлениями в жизни растений.

Личностно-развивающие задачи :

Способствовать формированию у учащихся умений наблюдать за живыми организмами осенью, планировать свою деятельность, систематизировать материал изученный в начальной школе, оформлять отчеты;

Содействовать формированию у учащихся общеучебных умений, необходимых для работы в группе;

Способствовать развитию личностной мотивации учащихся по соблюдению правил поведения в природе.

Место проведения экскурсии : территория ОУ

Время проведения экскурсии : сентябрь

Продолжительность экскурсии : 40-45 минут

Оборудование:

Карточки-задания по количеству учащихся в классе;

Пакеты для сбора листьев;

Листы формата А4 на группу;

Блокнот и карандаш.

Подготовка к экскурсии. Учитель определяет участок на территории ОУ, где будет проходить экскурсия, разрабатывает маршрут. Участок выбирается таким образом, чтобы его можно было использовать для проведения всех сезонных экскурсий. Это позволит учащимся увидеть сезонные изменения в природе. Продумывает правила безопасного поведения во время проведения экскурсии. Продумывает задания для проведения экскурсии, составляет карточки-задания для групповых и индивидуальных наблюдений учащихся. Готовит необходимое оборудование для проведения экскурсии.

Проведение экскурсии

    Учащиеся вспоминают правила безопасного поведения во время проведения экскурсий. Учитель спрашивает: Какое правило бы хотели изменить или добавить. Учитель добавляет правила сам в зависимости от темы экскурсии.

    Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: «С каким цветом дл я вас ассоциируется слово осень ?». Почему именно с этим цветом?. (Обычно уч-ся называют желтый, красный, оранжевый). Учитель показывает листья древесных растений (липа, береза, клен, рябина…) соответствующей окраски и указывает на то, что не у всех деревьев листья ярких цветов. У ольхи, тополя листья становятся бурыми или серыми, у серени листья еще долго будут оставаться зелеными. на сегодняшней экскурсии мы поговорим о том, почему же именно осень может похвастаться таким разнообразием красок.

    Учитель сообщает о том, что летом листья деревьев и кустарников окрашены в зеленый цвет из-за зерен пигмента хлорофилла. Но в листьях есть и другие пигменты – желтого (ксантофилл), оранжевого (каротин) цвета. Летом хлорофилла в листьях так много, что остальные пигменты незаметны. Осенью сокращается световой день, хлорофилла образуется меньше, желтая окраска листьев становится заметной. В листьях содержится красящее вещество-антоциан. Это он окрашивает их во все оттенки красного цвета. Чем прохладнее, тем больше антоциана образуется в листьях. А вот листья ольхи и тополя не содержат в своем составе желто-оранжевых пигментов и антоциана. Тусклый цвет придают этим листьям продукты распада хлорофилла. Осенняя окраска характерна и для некоторых трав.

    С помощью жестов покажите, что происходит с листьями после изменения окраски? Какое явление живой природы вы сейчас изобразили? (ЛИСТОПАД). Причина листопада – изменение условий (сокращение светового дня, понижение температуры, изменение влажности). Ежегодно сбрасывая листву, дерево освобождается от вредных веществ, которые накопились за лето. В лесу слой листьев защищает проростки растений и корни деревьев от мороза, листья перегнивают и дают питательные вещества растениям, в сухих листьях зимуют многие насекомые. Хвойные деревья не сбрасывают хвою на зиму, кроме лиственницы, у которой иголки опадают осенью.

    Учащиеся делятся по желанию на группы по 6 человек. Группы получают одинаковые задания, но выбирают разные участки территории, определенные учителем. На выполнение заданий дается 15 минут. Карточку-задание получает каждый учащийся, она остается у него до следующего урока. Это облегчит выполнение домашнего задания. На следующем уроке учащийся сдает отчет об экскурсии вместе с карточкой.

    группы представляют результаты своей работы.

    Подведение итогов. Учитель предлагает подсчитать количество видов деревьев и кустарников, которые удалось описать классу во время экскурсии.

    Экологическая игра «Собери дерево»

Игра развивает память, реакцию, пополняет знания учащихся о видовом разнообразии растений и кустарников. К карточке с изображением листа дерева или кустарника надо найти плод. Можно данную игру провести по командам «Кто быстрее».

    Рефлексия в конце экскурсии.

Что для вас было самым запоминающимся на экскурсии?

Что было для вас самым интересным на экскурсии?

Насколько легко или трудно было каждому из вас справиться с заданиями?

Что нового узнали о территории школы?

10. Домашнее задание. Оформить в тетрадях отчет об экскурсии по предложенному в карточках-заданиях плану.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЭКСКУРСИЯ № 1 (6 класс)

Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений.

Карточка-задание для учащихся

Цель: определение видовой принадлежности деревьев и кустарников, наблюдение осенних явлений в жизни растений

Групповые задания

    Опишите свой участок территории школы.

    Установите видовой состав деревьев и кустарников на вашем участке (можно использовать подготовленные дома карточки).

    Заполните таблицу

Вечнозеленые растения

Листопадные деревья

Листопадные кустарники

    Соберите листья и плоды определяемых растений. не ломайте ветки, собирайте только опавшие плоды и листья, не сорите.

    Какие собранные вами плоды распространяются ветром, какие с помощью животных? Почему вы так думаете?

    Проследите последовательность изменения окраски листьев у одного вида деревьев. (Зеленый лист - частично изменивший окраску лист – полностью изменивший окраску лист).

    Какие осенние явления в жизни растений вы наблюдаете на выбранном вами участке?

    Представьте результаты вашей работы другим группам.

Индивидуальное домашнее задание

Подготовить отчет об экскурсии по плану:

    Тема экскурсии

    Цель экскурсии

    Дата и место проведения экскурсии

    Состав группы

Результаты работы группы:

    Опишите погодные условия и увиденные во время экскурсии приметы осени;

    Перечислите виды деревьев и кустарников, которые вы определили на вашем участке: вечнозеленые растения-…, листопадные деревья-…, листопадные кустарники-…;

    Зарисуйте листья и плоды 2-х растений вашего участка на территории школы;

    Назовите осенние явления в жизни растений, которые вы наблюдали на территории школы в этот день.

Ответьте на вопросы.

    Почему растения различных видов меняют окраску листвы не одновременно? Приведите примеры.

    Напишите небольшой рассказ на тему «Листопад», используя понятия: хлоропласты, хромопласты, вакуоли, фотосинтез.

ЭКСКУРСИЯ №2 (5 класс)

Живые организмы весной. Весенние явления в жизни живых организмов.

Цель:

    Развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, сформировать умение определять раннецветущие растения.

    На основе проведения наблюдений выяснить биологические особенности раннецветущих растений на территории ОУ.

    Формировать бережное отношение к природе.

    Развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования.

    Развивать диалектико-материалистические взгляды на природу.

Место проведения экскурсии : территория ОУ.

Время проведения: конец апреля – май.

Подготовка учителя к экскурсии:

    Спланировать маршрут экскурсии по местам с различной растительностью (чтобы показать уч-ся особенности пробуждения природы).

    Приготовить карточки-определители травянистых раннецветущих растений.

    Провести беседу об охране природы.

    Познакомить учащихся с произведениями литературы и живописи, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, Ф. Тютчев, А. Фет, И. Левитан и др.).

Подготовка учащихся к экскурсии:

1. Побеседовать с учащимися о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).

2. Ввести три новых понятия о весне и указать сроки их наступления:

календарная весна - 1 марта; астрономическая - 21 марта - день весеннего равноденствия на всем земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи; биологическая начало сокодвижения у клена остролистного (24 марта), а затем у березы бородавчатой (8 апреля).

3. Поручить учащимся подготовить характеристики каждого периода весны (март, апрель, май), и выступить на научно-практической конференции в роли метеорологов, ботаников, зоологов, озеленителей, лесоводов, художников.

4. Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы лес. Формировать умение правильно вести себя в лесу.

Ход урока.

Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу:

Учитель: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию в весенний лес. Назовите, какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают)

    Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.

    Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

    Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

    Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.

    В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, в путь

Введение в тему урока-экскурсии (создание эмоционального настроя).

Снова птицы летят издалека,

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).

Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (Появляются ландыши).

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

Основная часть

    Весенние изменения в неживой природе. Послушайте загадки о весенних месяцах.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Яростно река ревет

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?...(Май)

Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни стано­вятся длиннее; становится теплее).

Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).

- Какой весенний месяц самый холодный? (Март).

Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)

- Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака).

Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)

Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае).

2. Весенние изменения в живой природе .

Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.

Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных де­ревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).

Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).

- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: печеночница, хохлатка, ветреница, медуница, мать-и-мачеха).

Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежника­ми. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).

- Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в ко­торых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется не­много).

Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки.)

Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли? (Нет).

    Во время экскурсий вам придется выполнить задания по звеньям и предоставить письменный отчет о сегодняшней экскурсии.

Запишите план письменного отчета:

    красота весенней природы (сделать фотография первых весенних цветков);

    погодные условия;

    жизнь травянистых растений леса, луга, двора;

    жизнь древесных и кустарниковых пород;

    приметы весны в животном мире.

    создать презентацию в программе PowerPoint

4. А теперь проведем конкурссамых наблюдательных, самых смышленых и организованных друзей природы. Учащиеся делятся на звенья.

Задание для 1 г.: уч-ся выполняют его в лесу, отыскивая заданное число видов цветущих травянистых растений; определяют их, не срывая и оформляют записи в блокноте в виде таблицы:

Название растения

Особенности внешнего строения

Цветка (зарисовка)

Листьев (зарисовка)

Задание для 2 г: оно выполняется на основе решения учебной задачи такого содержания. Ни василек, ни колокольчик, ни ромашка не цветут - почему так быстро выросли и зацвели чистяк весенний, ветреница дубравная, медуница лекарственная, гусиный лук и другие первоцветы? Какие органы этих растений располагают питательными веществами? Почему первоцветы торопятся цвести?

Задание для 3 г: пронаблюдать за цветками раннецветущих растений и ответить на вопросы:

    Как часто насекомые посещают эти цветки?

    Какие выработались у этих цветков приспособления к перекрестному опылению?

    Чем обусловлена окраска цветков?

    Имеются ли у цветков нектарники?

    Возможно ли у этих цветков самоопыление?

    Как размножаются эти растения, если насекомых-опылителей в период цветения недостаточно?

Отвечая на эти вопросы, учащиеся рассматривают первоцветы и делают их фотографии.

Задание для 4 г: понаблюдайте за цветением деревьев и кустарников. Оформите записи в виде таблицы.

Название деревьев

и кустарников

Внешний вид соцветий

(схематические рисунки)

Растения

однодомные или двудомные

Пестичных

Тычиночных

Познавательные задачи

1. Цветение растений возможно при наличии запаса питательных веществ. Где находится запас питательных веществ у древесных растений?

2. Большинство деревьев цветет до распускания листвы. Какой способ опыления у деревьев? Как бы повлияло на плодообразование цветение деревьев в период полного облиствления?

3. Подсчитано, что у деревьев тычиночных соцветий больше, чем пестичных. Объясните данное явление.

4. Почему цветки древесных растений собраны в соцветия – сережка, метелка, кисть, а не в соцветия - корзинка, колос?

5. Когда деревья цветут, кустарники находятся в фазе бутонизации. Почему? Возможно ли у кустарников ветроопыление?

Обсуждение познавательных задач.

6. Практическое задание

Задание 1: Учащиеся находят красивый уголок природы, описывают его, пользуясь выдержками из художественной литературы. Затем находят место для посадки растений, выращенных на школьном участке, готовят яму, удобряют почву, размещают растения, поливают и мульчируют. Берут обязательства по уходу за посадками.

Заключительная беседа: о жизни деревьев, кустарников, многолетних травянистых растений весной. Обращение внимания на соответствие строения органов растений выполняемым функциям, на развитие растений во взаимосвязи с окружающей средой.

Задание на дом .

1.Каждое звено сдает отчет об итогах экскурсииПолюбуйся, весна наступает!, готовит страницу электронной книги о первоцветах, туда можно поместить легенды и стихи о весенних цветах, рисунки или фотографии.

2. Готовиться к конкурсам, которые будут проведены по результатам экскурсии:

    Подснежники

    Друзья природы

В конкурсе принимают участие все учащиеся. Каждый участник готовит 2 задания по весеннему лесу - по одному для каждого конкурса. Задания даются в запечатанном конверте, на котором указаны фамилия ученика, класс. Каждый ученик может получить 8 баллов за подготовку заданий.

Критерии оценки выполнения задания и его оформление:

Задание - оригинальное - 2 балла*2 задания = 4 баллов,

Обычное - 1 балл,

Неподготовленное - 0 баллов,

Оформление - красочное - 2 балла*2 задания = 4 баллов,

Отсутствие - 0 баллов.

Вместе с заданием ученик сдает анкету в виде:

Класс_________________ Фамилия__________________

Звено_________________ Имя______________________

Подготовка к конкурсу

Вид конкурса

Баллы за:

оформление

«Подснежники»

«Друзья природы»

Участие в конкурсе

Вид конкурса

Баллы за ответы

правильный

неточный

неправильный

«Подснежник»

«Друзья природы»

К началу конкурса жюри заполняет анкету каждого ученика, готовит оборудование к конкурсу. Организатор конкурса - учитель, он открывает конкурс, объявляет его условия: победителем может быть звено и каждый учащийся в отдельности. Один из членов жюри оглашает итоги подготовительного этапа, другой член жюри заполняет таблицу на классной доске:

Подготовка

Проведение конкурса (баллы)

«Подснежник»

природы»

Подведение итогов урока-экскурсии, объявление победителей конкурсов, выставление оценок в журнал .

А теперь, ребята, подумайте и скажите, побывав на такой экскурсии, что полезного для себя вы получили?

РАЗРАБОТКА УРОКОВ - ЭКСКУРСИЙ ПО БИОЛОГИИ 6 класс Курлыкова Н.Н., учитель биология Экскурсия № 1 Тема: Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Цель: Показать многообразие живых организмов на примере школьного парка, осенние явления в жизни растений и животных в климатических условиях Муромского края Задачи: Научить проводить фенологические наблюдения, выделять сезонные изменения в природе, жизни растений, наблюдать связь растений и животных с окружающей средой; Показать многообразие растений и животных; Воспитывать бережное отношение к природе Задание 1. Какие растения вам встретились? Какие изменилась их жизнь с наступлением осени? 2. Выясните, у каких растений листья опадают раньше, а у каких позже. В чем особенность листопада у различных растений? 3. Рассмотрите, найденные во время экскурсии плоды и семена. Выделите особенности их строения и способы распространения. 4. Какие животные вам встретились? Как изменилась их жизнь с наступлением осени? I. Этап – Разработка экскурсии 1. Постановка цели и задач 2. Разработка маршрута экскурсии II. Этап – Проведение экскурсии 1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе. 2. Выдать учащимся карточки – задания. Объяснить требования к выполнению отчеты по проведенной экскурсии 3. Проведение экскурсии – Движение по маршруту 1) Учащиеся с учителем выходят в школьный парк. При помощи учителя дети делают вывод о смене времен года, описывают погодные изменения, связанные с этим временем года. Называют приметы, по которым смогли определить наступление осени. 2) Осмотреть территорию школьного парка. Обратить внимание на разнообразие растительных форм: деревья, кустарники, травянистые растения. Дети при помощи учителя называют известные им виды растений. Обратить внимание на отличия хвойных и лиственных растений. 3) Проанализировать протекания листопада у различных растений. Рассмотреть листья. Сравнить листья деревьев, их размер, окраску. 4) Дети собирают плоды и семена. Определяют их видовую принадлежность. Вместе с учителем описать особенности их строения и распространения. 5) Обратить внимание учащихся на животных, встречающихся на маршруте. Обсудить чем они заняты. Как изменилась их жизнь с наступлением осени? 4. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы. III. Этап – Рефлексия 1. Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку) 2. Обсуждение представленных творческих работ. 3. Обратить внимание на стенд «Фенологический календарь». Сделать вывод о фенологических изменениях в жизни растений и животных, обратив особое внимание на климатические условия Муромского края. Экскурсия № 2 Тема: Зимние явления в жизни растений Цель: Выявить изменения в жизни растений, связанные с наступлением зимы на примере растений школьного парка. Задачи: Показать на конкретных примерах взаимосвязь организма со средой; определит влияние факторов среды на рост и развитие растений; развивать умения учащихся проводить самостоятельные наблюдения в природе; проводить работу по эстетическому и экологическому воспитанию учащихся. Задание 1. Назовите деревья и кустарники, рассмотренные вами во время экскурсии. 2. Опишите форму кроны березы, липы, дуба. 3. Опишите особенности коры различных деревьев: тополя, березы, дуба. 4. Зарисуйте побеги клена, каштана, тополя, дуба. Обратите внимание на расположение почек на стебле. Отметьте в чем их приспособленность к перезимовке. 5. Назовите увиденные вами вечнозеленые растения. Отметьте приспособленность этих растений к зимним температурам. 6. Подберите наиболее понравившееся вам стихотворение, загадку или пословицу о зимней природе. IV. Этап – Разработка экскурсии 1. Постановка цели и задач 2. Разработка маршрута экскурсии V. Этап – Проведение экскурсии 5. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе. 6. Выдать учащимся карточки – задания. Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии 7. Проведение экскурсии – Движение по маршруту 1) Предложить детям посмотреть вокруг и рассказать, в чем проявляется зимняя красота в природе. По каким климатическим изменениям мы узнаем о наступление зимы? В чем особенность этого времени года в нашем регионе? Какие видимые изменения произошли в жизни растений? Опять погода стужей дышит, Зато на окнах, сквозь лучи, Мороз опять узоры пишет Своей серебряной парчи. 2) Предложить детям определить, по каким признакам мы можем узнать деревья, когда с них опали все листья. Рассмотреть особенности кроны березы, липы, дуба. У березы боковые побеги многократно ветвятся. Однолетние побеги тонкие и обычно свисают вниз, поэтому береза принимает своеобразную поникшую форму. У липы боковые побеги отходят от ствола под углом вниз, а на концах ветви приподнимаются. Такое ветвление придает кроне липы овальную форму. У дуба форма кроны округлая, раскидистая, что также зависит от расположения боковых ветвей. 3) Рассмотреть кору деревьев. Отметить, что по цвету и структуре коры тоже можно «узнать» дерево. У дуба кора темная, почти черная, но с глубокими трещинами – бороздами. У тополя кора молодых веток серо-зеленая, а на более старом стволе – серо-бурая. Кору березы каждый из нас знает с самого детства. Белая, слоящаяся с глубокими черными бороздами. 4) Рассмотреть с учащимися побеги деревьев, предоставив им возможность самостоятельно называть цвет побегов, расположение почек на стебле, наличие и особенности строения почечных чешуек (дети делают записи и наброски в блокноты). 5) Рассмотреть вечнозеленые растения: Ель обыкновенная, Голубая ель. В чем их отличия. Обсудит на примере данных деревьев приспособленность хвойных растений к погодным условиям зимы. 8. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы. VI. Этап – Рефлексия 4. Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку) 5. Сравниванием свои наблюдения с «Фенологическим календарем» Слушаем выступления учащихся: стихи, пословицы, загадки о зимней природе. Делаем вывод об особенностях зимнего времени года в Муромском крае Экскурсия № 3 Тема: Мир растений малой Родины Цель: Начать знакомство учащихся с растительным миром Краснодарского края на примере школьного парка Задачи: Познакомит учащихся с видовым разнообразием растений школьного парка; научить отличать некоторые виды растений научить делать гербарии травянистых растений и листьев деревьев; воспитывать у учащихся бережное отношение к природе родного края. Задание 1. Перечислите рассмотренные вами на экскурсии растения. 2. Какие деревья растут в школьном парке? Изготовьте гербарий коллекции листьев различных деревьев. 3. Определите при помощи рисунков и собственного опыта, собранные вами растения, если найденного вами растения нет на этом рисунке, воспользуйтесь справочником-определителем или помощью учителя. Душистый колос Птичья гречиха, спорыш Ежа сборная Клевер ползучий (белый) Подорожник большой Ромашка пахучая 4. Оформите гербарии растений, собранных на экскурсии. 5. Подберите загадки о нескольких из собранных вами растений. VII. Этап – Разработка экскурсии 3. Постановка цели и задач 4. Разработка маршрута экскурсии VIII. Этап – Проведение экскурсии 9. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе. 10. Выдать учащимся карточки – задания. 11. Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии 12. Рассказать учащимся о правилах изготовления гербариев травянистых растений и листьев деревьев. 13. Проведение экскурсии – Движение по маршруту 1) Вступительное слово учителя посвящено климатическим особенностям стеной зоны Краснодарского края. 2) Рассматриваем вместе с учащимися деревья школьного парка. Дети их называют и собирают листья для гербария. 3) Предложить детям внимательно рассмотреть травянистые растения школьного парка. Помочь детям определить их видовую принадлежность и собрать материал для гербария. 14. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы. Основную часть территории Муромского края занимает лесная зона. Большинство растений, представленных в школьном парке, являются типичными представителями природной зоны. IX. Этап – Рефлексия 6. Рассматриваем приготовленные учениками гербарии. Выбираем наиболее удачные и составляем общую папку «Растения Муромского края, произрастающие в школьном парке» 7. Учащиеся загадывают друг другу приготовленные загадки. Экскурсия № 4 Тема: Природное сообщество и человек Цель: Познакомить учащихся со структурой природного сообщества и отразить роль человека в жизни биологических систем. Задачи: Познакомить учащихся с местными растительными сообществами, их видовым разнообразием; Закрепить знания о взаимосвязи растений с условиями внешней среды; Познакомить с многообразием дикорастущих растений, их приспособленностью к обитанию в сообществе; Показать влияние деятельности человека на растения сообщества. Задание 1. Опишите сообщество школьного парка по плану: 1) Какие деревья произрастают в данном сообществе? 2) Перечислить названия кустарников. 3) Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе? 4) Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)? 5) Какие организмы симбионты есть в данном биоценозе? 6) Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения? 2. Составьте природоохранную памятку «Как вести себя во время пребывания на природе» I. Этап – Разработка экскурсии 1. Постановка цели и задач 2. Разработка маршрута экскурсии II. Этап – Проведение экскурсии 1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе. 2. Выдать учащимся карточки – задания. 3. Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии 4. Проведение экскурсии – Движение по маршруту 1) Обратить внимание учащихся на изменения, произошедшие с деревьями, кустарниками, травами. Рассмотреть вместе с детьми цветущие растения, предложить назвать их. 2) Предложить детям объяснить, как осуществляется рост, питание, цветение этих растений. 3) Изучение сообществ происходит по плану: Какие деревья произрастают в данном сообществе? Перечислить названия кустарников. Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе? Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)? Какие организмы симбионты есть в данном биоценозе? Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения? 4) Совместно с учащимися разработать положения природоохранной памятки «Как вести себя во время пребывания на природе». 5) Беседа предложенным учителем вопросам: Как бы вы назвали данное растительное сообщество и почему? (уточнить название фитоценоза, используя принцип: название экосистемы определяет господствующая растительность местности) Определить, к какому типу относится почка данного участка. Есть ли взаимосвязь между типами почвы и растительностью? Какие породы деревьев произрастают в сообществе? Есть ли кустарники, как они расположены относительно деревьев? Что растет у самой земли? В чем причина именно такого расположения растений в фитоценозе? 5. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы. Мы сегодня наблюдали жизнь растений в фитоценозе. А что должен делать человек, чтобы не мешать жизни растений в растительных сообществах? К чему может привести неконтролируемая деятельность человека в фитоценозах? III. Этап – Рефлексия a. Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку) b. Выбираем самую полную природоохранную памятку «Как вести себя во время пребывания на природе» и закрепляем ее на стенде. c. Совместно с учащимися сделать вывод о влиянии человека на жизнь биоценозов.

ЗНАЧЕНИЕ ЭКСКУРСИИ В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ

Биологические экскурсии – основная форма изучения живой природы, когда учащиеся не в классе, а непосредственно в природе наблюдают и исследуют живые объекты, процессы жизни, применяют полученные знания на практике.

Помимо умственного развития, это стимулирует интерес и мотивацию школьников к обучению. У них развиваются творческие способности: умение видеть и формулировать проблему, выдвигать гипотезы, выявлять закономерности функционирования живых организмов. Все это пополняет жизненный опыт школьника, формирует творческую личность и экологически грамотного специалиста (какую бы профессию он в дальнейшем не выбрал).

Так как реформирование общеобразовательной школы, привело к сокращению учебных часов по предмету биология до 1 часа в неделю, а реализация стандартов второго поколения предусматривает системно-деятельностный подход, то такие уроки как экскурсии, по-моему мнению, не должны исчезнуть из методического арсенала учителя. Так как же быть в данной ситуации? Я провожу комплексную экскурсию, которая объединяет сразу несколько тем «Многообразие живого мира», «Весенние явления в природе», «Антропогенное влияние человека на окружающую природу»

Такую экскурсию удобно проводить в конце учебного года, для осуществления рефлексии у учащихся по изученным темам. Дети охотно справляются с поставленными задачами и с интересом готовят фотоотчёты.

Данная экскурсия позволяет обучающимся учиться распознавать представителей основных царств живой природы в окружающей среде, замечать весенние изменения, происходящие в природе и обратить внимание на влияние антропогенных факторов. Поэтому в данном случае назначение экскурсии заключается в пополнении багажа знаний о четырех царствах, в умении выделять их в природе и устанавливать видовую принадлежность. Наряду с закреплением основных универсальных учебных действий, освоенных на предыдущих уроках, необходимо развивать натуралистические качества, приобщать к планированию наблюдений за живой природой, к отчётам о проделанной работе. Без совершенствования указанных навыков и умений двигаться дальше в познании общих закономерностей биологии неразумно. Установление связей между живыми организмами служит мировоззренческим целям. Учащиеся должны уметь объяснять назначение организмов в цепях питания, замечать изменения и нарушения в них, намечать пути их восстановления.

КОМПЛЕКСНАЯ ШКОЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО БИОЛОГИИ

для учащихся 5-х классов

Время проведения конец апреля начало мая, 40 мин.

по темам: «Многообразие живого мира» , «Весенние явления в природе» «Антропогенное влияние человека на окружающую природу»

Место проведения: школьный двор

Задачи экскурсии:

    систематизировать знания учащихся о многообразии живых организмов;

    развивать умение наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы;

    познакомить учащихся с методами полевых исследований – наблюдением, измерением, описанием, объектов живой природы и применением этих методов на практике;

    продемонстрировать взаимосвязи живых организмов между собой;

    подчеркнуть особенности весенних проявлений в жизни живых организмов;

    обратить внимание на антропогенные факторы;

    ознакомить учащихся с правилами поведения в природе;

    выработать у школьников потребности обогащать свою духовную сферу деятельности через цвета, запахи, формы растений, а также такие качества, как настойчивость, подчинение личных желаний коллективным;

    воспитать чувства меры, ответственности и доброжелательности;

    научить преодолевать трудности в работе.

Оборудование: блокноты, карандаши, фотоаппараты, термометр, бинокль, лупа, алгоритм работы для учащихся

1. Учитель заранее предупреждает детей об экскурсии на природу, советует, как нужно одеться, что взять с собой для проведения точных наблюдений и записей.

2. В классе перед выходом на экскурсию учитель проводит инструктаж учащихся по технике безопасности при проведении экскурсии, знакомит с маршрутом экскурсии, озвучивает цели задачи экскурсии и раздаёт учащимся алгоритм работы. Поясняет формы отчёта об экскурсии. Предварительно класс делится на группы..

3. Задания выполняются на каждой «остановке» учитель озвучивает время работы и основные аспекты задания.

5. Заключение экскурсии

Ход экскурсии:

УЧИТЕЛЬ: для того, чтобы ваши отчёты были сделаны на пять, необходимо быть внимательными и наблюдательными. Давайте вспомним качества внимательного человека.

Дети - Умение полно подмечать особенности объектов,

явлений и малозаметные детали

Умение вести длительные наблюдения по плану,

фиксировать изменения.

Умение делать выводы из наблюдений.

Умение вести записи по результатам наблюдений.

1 . В начале учащиеся фиксировали температуру воздуха по термометру, сопоставляли с данными сводки погоды. Наблюдали цвет неба, облаков. Сделали заключение, что погода солнечная, ветрено, холодно и пахнет весной.

УЧИТЕЛЬ: читает стихи Е.А. Баратынского

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он!

Весна, весна!

Как высоко на крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

2. При выполнении второго задания у школьной клумбы, напоминаю о том, что растения не рвать и не топтать. Фото делать аккуратно, работать осторожно.

3. Для того чтобы сделать яркими представления о цветущей поре весны, в ходе экскурсии для создания поэтического настроения и красоты природных явлений можно прочитать стихотворения о весне… Можно использовать игровые приёмы, загадки, пословицы.

Например:

По весне набухли почки

По весне набухли почки,
И проклюнулись листочки.
Посмотри на ветки клена:
Сколько носиков зеленых! Т. Дмитриев

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна
”.(Е. Карганова).

ЗАГАДКИ о живых организмах, которые встретились на экскурсии:

1.Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок (Лиственница)

Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница)

2. Она весну встречает –

Серёжки надевает.

Накинута на спинку

Зелёная косынка.

А платьице- в полоску.

Ты узнаешь – это….(Берёзка)

3. Не сучок, не листок, а на дереве растёт (Трутовик)

4. Мягок, а не пух зелён, а не трава (Мох)

5. Почки – липучие, листья – пахучие, плоды – летучие. (Тополь)

6. Горел в траве росистой

Фонарик золотистый,

Потом померк, потух,

И превратился в пух (Одуванчик)

7. Есть у весеннего цветка Приметы, чтоб не ошибиться: Листик - как у чеснока, А корона - как у принца! (Нарцисс)

8. Из луковки вырос, Но в пищу негож. На яркий стаканчик Цветок тот похож. (Тюльпан)

9. В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица.

(воробей)

Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок -
Получается прыжок.

(воробей)

10.Весной прилетает птица.
Поле вспашут - там любит кормиться.

(грач)

ПОСЛОВИЦЫ О ВЕСНЕ:

Апрель с водою, а май с травою.

Весной сверху печёт, а снизу морозит.

Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

4. В конце экскурсии напоминаю школьникам тему экскурсии. Подводим итоги, констатирую, что все провели достаточно интересные наблюдения, сделали много открытий, обогатили свои знания. Предлагаю также желающим по памяти сделать фактические записи, рисунки и фотографии по экскурсии.

Алгоритм работы на экскурсии для учащихся:

Задание №1 Фенологические наблюдения экскурсионного дня по форме:

Дата

Температура воздуха

Облачность

Ясность

Ветер

Задание №2 Какие живые организмы вы заметили на школьной клумбе?

К какому царству они относятся? Какие особенности имеют?

Что происходит с ними в весеннее время года?

Задание №3 Каких представителей царства животных вы увидели во время экскурсии? Что меняется в их жизни с приходом весны?

Задание №4 Какие ещё живые организмы были вами замечены на экскурсии? К какому царству их относят? Какое значение они имеют?

Задание №5 Наблюдали ли вы следы деятельности человека на обследуемом участке природы? Как можно охарактеризовать данную деятельность?

Основные выводы об экскурсии.

Экскурсии в школьном курсе биологии.

Непосредственные наблюдения за природными явлениями под руководством учителя способствуют формированию у учащихся первых представлений о взаимосвязях и развитии комплексов любого природного комплекса, о природных богатствах и их значений в народном хозяйстве. Поэтому преподавание биологии немыслимо без проведения экскурсий.

Экскурсии как обязательная форма обучения естествознания введена в русскую школу очень давно. Выходит специальный журнал «Школьные экскурсии и школьный музей». Методика проведения экскурсий разработана, описана биологами и методистами Гердом, Полянским, Райковым. Одна общая мысль пронизывает работы великих людей: «Экскурсия должна заключаться не в том, чтобы показать ученикам и заставить их запомнить вид и названия нескольких десятков живых существ, не на отдельный организм нужно обращать внимание экскурсантов, а на явления общего характера. Тогда наши ученики будут представлять себе жизнь окружающей природы в виде тесно связанных явлений, а не отдельных существ с удивительными особенностями».

Составляя годовой план, учитель биологии намечает и проведение экскурсий. Каждая экскурсия должна органически входить в систему уроков темы, либо может быть проведена во время летней учебной практики. Уроки подготовят теоретическую базу знаний учащихся(на экскурсии), а экскурсия расширит и конкретизирует их. Вместе с тем экскурсии в теме может бы определено целью учителя использовать результаты наблюдений школьников на многих последующих уроках.

По мнению Герда А. правильно организованные и строго продуманные экскурсии могут успешно решать учебного-воспитательной задачи. Поэтому в разработках всех экскурсий, имеются несколько обязательных частей:

1) Определение задачи или темы экскурсии и краткое введение в форме рассказа или беседы. (На протяжении г. «Шкiльний свiт» в газете «Химия и биология». Публикует очерки киевского биолога в рубрике «Экскурсии». Очерки содержат интересные рассказы о существовании и взаимосвязи дикой природы и человека, особенно в условиях города.)

2) Самостоятельные работы учащихся.

3) Их отчеты, дополнительных сведения учителя, обобщающая беседа.

Большое значение имеет подготовка учащихся к экскурсии. Они должны знать, что нужно увидеть в природе, на что обратить внимание, как наблюдать, поэтому этап поисковых и исследовательских работ должен быть по моему мнению оснащен, инструктивными карточками-заданиями, содержать несколько вопросов, несложных табличек для записи конкретных наблюдений. Эффективно организовать исследовательскую деятельность учащихся дает возможность работа учащихся в группах, формируя которые учитель учитывает уровень успеваемости учащихся, темп работы каждого, эрудицию, умение чертить, рисовать и т. д. Поэтому каждая экскурсия содержит карточки задания для практической работы группы детей с учетом их способностей. Цель заданий – научить учащихся видеть происходящие вокруг явления, понимать их, обращаться к самой природе для разрешения возникающих вопросов; добывать знания, а не получать их в готовом виде.

Убеждена, что знания сформированные на эмпирическом уровне менее прочны, чем те которые затронут мир эмоций, чувств ребенка, получили его личностную оценку и стали убеждением. Поэтому в моей работе приведены поэтические строки Ф. Тютчева, А. Фета. Они позволят не просто создать нужное настроение, а ту особую эмоциональную атмосферу, без которой невозможно формирование любви к предмету, они повышают уровень усвоение и запоминания наблюдаемых явлений за счет эмоциональной реакции и образования стойких ассоциативных связей.

Приведу лишь один пример из работы, когда при проведении экскурсии в лесополосу(лес) во вступительном слове о природных сообществах, разнообразии животного мира и их роли в природе я использую такие стихи:

«Природа – наш багатий дім,

Ми вільно живемо у нім.

Завдання ж полягає в тому,

Щоб з’ясувати все у ньому.

Таке поставимо питання

Яке у кого харчування?

Як співіснують кіт й корова?

І в чому тих зв’язків основа?

Сказав Петрусь дружку Данилі:

«Оці коти вже надоїли,

дахами бродять, ніби плачуть,

в кутку сидять, в коморі скачуть.

З корови користь всім відома!

Корову краще мати вдома».

На що Данило відповів:

«Не жить корові без котів»!

Надо ли говорить о том, с каким интересом после этого обсуждают взаимосвязи в природе, какие интересные цепи питания строит буйная детская фантазия. И получая задания на этой экскурсии найти определенных насекомых, птиц, млекопитающих или следы их существования правильно делают выводы о том, случайно ли их появление в данном растительном сообществе. Вышеупомянутый методический прием не нов и не универсален, однако он не терпит постоянства и однообразия применения, использую его в своей работе ограничено.

Завершающим этапом экскурсии может стать итоговая беседа, во время которой руководители групп рассказывают о наблюдениях и находках, показывают собранные материал, обрабатывают его, составляют коллекции , пишут отчеты, мини-сочинения.

Так экскурсии позволяют с первых школьных уроков учителям-биологам прививать любовь к природе, показать ее мощь и ранимость, позволяют ввести учащихся в мир сложных взаимосвязей живой природы, способствует воспитанию эстетического отношения и любви к природе родного края.

Тема: «Экскурсия к пресному водоему »

Цель: ознакомить учащихся с разнообразием и процессами жизнедеятельности животных – гидробионтов, выявлять их приспособленность к среде существования, обосновать правила поведения в природе.

Оборудование: сачок, банки, лупы, тетради для записей, карандаши.

План экскурсии

1) Вступительный рассказ учителя о характеристике природных сообществ места экскурсии; разнообразие членистоногих в водоемах; их роль в природе, возможные места обитания.

2) Беседа о правилах поведения в природе

3) Самостоятельная работа учеников с тетрадями, с заданиями.

Задания для 1 группы

1. В местах со стоячей водой или медленным течением и большим количеством водных растений зачерпните банкой воду, в которой плавают мелкие ракоподобные - дафнии и циклопы. Вспомните, что их тело прозрачное и малозаметное в воде.

2. Наблюдайте за их движениями. Объясните, почему дафний называют «водяными блохами»

3. Вспомните, чем питаются дафнии и циклопы; объясните почему их называют «активными биологическими санитарами водоемов» ?

4. Вспомните, какие животные питаются дафниями. Какая роль дафний и циклопов в жизни водоема?

5. Запишите к какому классу и типу относятся дафнии и циклопы.

Задания для 2 группы

1. Словите и посадите в стеклянную банку жука-плавунца. Определите его форму тела, размеры, окраску, особенности строения в связи с приспособлениями к обитанию в водоеме.

2. Наблюдайте за его движениями в воде, обратите внимание на роль конечностей.

3. Пронаблюдайте как жук дышит, выясните на какое время ему хватает запаса воздуха.

4. Укажите черты приспособления жука к обитанию в воде.

5. Выполните, чем питается жук плавунец и его личинка, сделайте вывод о их значении в природе.

6. Запишите к какому типу, классу он принадлежит.

Задания для 3 группы

1. Стеклянной банкой зачерпните воду со стоячего водоема, в которой развиваются личинки комара.

2. Рассмотрите внешнее строение личинки – большую голову, достаточно широкую грудь, тонкое брюшко.

3. Пронаблюдайте как личинка держится вводе, на поверхности или в толще воды. Свяжите поведение с процессами дыхания.

4. Постучите по банке карандашом и пронаблюдайте, как на это реагирует личинка.

5. Зарисуйте личинку, запишите к какому типу, классу относятся комар.

4) Обсуждение результатов экскурсии, выполняемых заданий (беседа).

5) Домашнее задание: оформить отчёт по экскурсии.

Экскурсия 2

Биология 8 класс

Тема «Экскурсия в лес»

Обучающая цель: познакомить учащихся с разнообразием насекомых леса, научиться узнавать голоса птиц, выявлять следы млекопитающих, раскрыть черты их приспособления к окружающей среде, применить знания по правилам поведения в природе.

Оборудование: тетрадь для записей, карандаши, лупы, бинокли, фотоаппарат.

План экскурсии:

1) Подготовка учащихся к экскурсии, знакомство их с заданиями, методикой выполнения самостоятельных работ, оформление работ.

2) Рассказ учителя о природных сообществах места экскурсии; разнообразие животных их роль в природе, возможные места жизни.

3) Беседа по правилам поведения во время экскурсии.

4) Самостоятельная работа учащихся.

5) Подведение итогов с обсуждением результатов самостоятельных заданий. Обсуждение примеров вредного влияния человека на природную среду, загрязнение территории, разведение костров в непредназначенных для этого местах, запрещение охоты.

6) Домашнее задание: оформить отчет по экскурсии.

Задание для 1 группы

1. Найдите муравейник, опишите, где он расположен, из чего построен, каковы его размеры, зарисуйте его.

2. Выясните количество муравьиных стежек, куда они ведут, их длина.

3. Пронаблюдайте, что муравьи несут в гнездо. Сделайте вывод, чем они питаются, каково их значение в природе. Бросьте муравьям другое насекомое и пронаблюдайте за их поведением.

4. Запишите свои наблюдения и выводы.

5. Организуйте охрану муравейников.

Задания для 2 группы

1. Среди многочисленного лесного птичьего хора узнайте голос…..(птицы) по его характерным позывным….

2. Подойдите к нему как можно ближе, определите его размеры, рассмотрите цвет оперения. Выясните, где строят ……(птицы) гнезда.

3. В глубине леса найдите дупло дятла, пронаблюдайте за следами его работы, как он передвигается по стволу дерева, какую роль при этом выполняет его хвост. Какие звуки характерны для этой птицы?

4. Высоко в воздухе, над верхушками деревьев, пронаблюдайте за характерным токовым полетом лесного жаворонка (другая птица). Прослушайте его песню, рассмотрите в бинокль окраску оперения

5. Вспомните, чем питаются лесные птицы, сделайте выводы о их значении в природе.

Задание для 3 группы

1. Вблизи водоема найдите землю прорытую кабаном. Рассмотрите отпечатки его копыт. Что ищут кабаны взрывая землю?

2. Найдите в лесу норы млекопитающих. Измерьте их диаметр и определите кому они принадлежат и есть ли рядом следы этих животных. Обратите внимание, отличается ли выбранная земля от верхнего слоя грунта.

3. Сделайте вывод о значении роющей деятельности млекопитающих в жизни леса.

4. Следствие наблюдений и выводы запишите в тетрадь.

Экскурсия 3

Биология 8 класс

Тема. Экскурсия на лугу. Разнообразие насекомых и беспозвоночных животных. Их роль в природе и жизни человека.

Цель экскурсии : познакомить учащихся с разнообразием насекомых, позвоночных животных лугов, их приспособлениями к среде существования, значением в природе, жизни человека; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: блокноты, карандаш, ручки.

План экскурсии:

1. Подготовка учащихся к экскурсии: знакомство с заданиями, правилами поведения в природе; разделение класса на звенья для выполнения самостоятельных работ

2. Краткая характеристика природных сообществ в месте экскурсии(беседа, рассказ)

3. Самостоятельная работа учащихся

4. Итоги. Обобщения результатов наблюдений, формулировка выводов про разнообразие насекомых, позвоночных животных, их характерные особенности, признаки приспособлений к среде существования.

5. Домашнее задание: оформить отчет об экскурсии.

Задание для 1 группы

Найдите солнышко семиточечное. Возьмите его в руку, легонько сдавите пальцами. Что заметили на пальцах? Какого цвета и запаха жидкость, которую выделяет солнышко? Пронаблюдайте, поедают ли его птицы? Если нет, то почему? Как называют такую окраску? Сделайте выводы? Найдите на шиповнике колонии тли, которые повреждают растения. Посадите на них солнышко и пронаблюдайте как солнышко их поедает. Какое это имеет значение в природе?

Задание для 2 группы

Проведите наблюдения за поведением пчелы в природе. В чем связь растения – пчелы – урожай? Как пчела опыляет цветы? Для чего пчела посещает цветы? Как она собирает пыльцу, нектар? Как можно назвать сложное поведение пчелы? Чем оно обусловлено? Сделайте вывод.

Задание для 3 группы

Найдите позвоночных животных на данном участке, опишите их внешнее строение и особенности поведения. Указать особенности строения, позволяющие им хорошо приспособиться к условиям окружающей среды. Сделайте вывод.

Задание для 4 группы

Изучите местонахождение гнезда птицы, опишите его форму, определите из какого строительного материала изготовлена внешняя и внутренняя сторона гнезда. Определите, кому оно принадлежит? Какими семенами и плодами могут питаться птицы и млекопитающие данного участка? Сделайте вывод.

Задание для 5 группы

Укажите какие животные проживают в данной местности. Какие связь между ними и растениями данного участка? Какова их роль в жизни человека? Сделайте выводы.

Очень часто возникают трудности при составлении плана и заданий экскурсий, связанные с особенностями местоности своего региона. Предлагаю цикл экскурсий, расчитанных на степную зону Краснодраского края. Данные экскурсии можно полноценно провести на территории любого школьного двора или ближайшем сквере.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цикл экскурсий на уроках биологии в 6 классе

Экскурсия № 1

Тема:

Цель:

Задачи:

Задание

  1. Этап – Разработка экскурсии
  1. Постановка цели и задач
  1. Этап – Проведение экскурсии
  1. Этап – Рефлексия

Экскурсия № 2

Задание

  1. Этап – Разработка экскурсии
  1. Постановка цели и задач
  2. Разработка маршрута экскурсии
  1. Этап – Проведение экскурсии
  1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
  2. Выдать учащимся карточки – задания.
  3. Проведение экскурсии – Движение по маршруту

Опять погода стужей дышит,

Зато на окнах, сквозь лучи,

Мороз опять узоры пишет

Своей серебряной парчи.

4. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.

  1. Этап – Рефлексия
  1. Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)

Экскурсия № 3

Задание

Душистый колос

Птичья гречиха, спорыш

Ежа сборная

Клевер ползучий (белый)

Подорожник большой

Ромашка пахучая

4. Оформите гербарии растений, собранных на экскурсии.

5. Подберите загадки о нескольких из собранных вами растений.

  1. Этап – Разработка экскурсии
  1. Постановка цели и задач
  2. Разработка маршрута экскурсии
  1. Этап – Проведение экскурсии
  1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
  2. Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии
  3. Проведение экскурсии – Движение по маршруту

6. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.

  1. Этап – Рефлексия

Рассматриваем приготовленные учениками гербарии. Выбираем наиболее удачные и составляем общую папку «Растения степной зоны Краснодарского края, произрастающие в школьном парке»

Учащиеся загадывают друг другу приготовленные загадки.

Экскурсия № 4

Тема:

Природное сообщество и человек

Цель:

Познакомить учащихся со структурой природного сообщества и отразить роль человека в жизни биологических систем.

Задачи:

Задание

  1. Этап – Разработка экскурсии
  1. Постановка цели и задач
  2. Разработка маршрута экскурсии
  1. Этап – Проведение экскурсии
  1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
  2. Выдать учащимся карточки – задания.
  3. Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии
  4. Проведение экскурсии – Движение по маршруту
  1. Какие деревья произрастают в данном сообществе?
  2. Перечислить названия кустарников.
  3. Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе?
  4. Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)?
  5. Какие организмы симбионты есть в данном биоценозе?
  6. Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения?
  1. Что растет у самой земли?
  1. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.
  1. Этап – Рефлексия
  1. Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Экскурсии на уроках биологии Учитель биологии МОУ СОШ № 3 Марина Е.В.

6 класс Экскурсия № 1 Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных Экскурсия №2 Зимние явления в жизни растений Экскурсия № 3 Мир растений малой Родины Экскурсия № 4 Природное сообщество и человек

Золотистою долиной Ты уходишь, нем и дик. Тает в небе журавлиный Удаляющийся крик. Замер, кажется в зените Грустный голос, долгий звук. Бесконечно тянет нити Торжествующий паук. А.Блок Экскурсия № 1 Тема: Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Цель: Показать многообразие живых организмов на примере школьного парка, осенние явления в жизни растений и животных в климатических условиях Краснодарского края Задачи: Научить проводить фенологические наблюдения, выделять сезонные изменения в природе, жизни растений, наблюдать связь растений и животных с окружающей средой; Показать многообразие растений и животных; Воспитывать бережное отношение к природе

Задание Какие растения вам встретились? Какие изменилась их жизнь с наступлением осени? Выясните, у каких растений листья опадают раньше, а у каких позже. В чем особенность листопада у различных растений? Рассмотрите, найденные во время экскурсии плоды и семена. Выделите особенности их строения и способы распространения. Какие животные вам встретились? Как изменилась их жизнь с наступлением осени?

Экскурсия № 2 Тема: Зимние явления в жизни растений Цель: Выявить изменения в жизни растений, связанные с наступлением зимы на примере растений школьного парка. Задачи: Показать на конкретных примерах взаимосвязь организма со средой; определит влияние факторов среды на рост и развитие растений; развивать умения учащихся проводить самостоятельные наблюдения в природе; проводить работу по эстетическому и экологическому воспитанию учащихся.

«Тихо падают белые снежинки, это бесшумное движение белых мыслей вдоль неподвижного. Какие собраны сюда блаженства!» М.Пришвин Задание Назовите деревья и кустарники, рассмотренные вами во время экскурсии. Опишите форму кроны березы, липы, дуба. Опишите особенности коры различных деревьев: тополя, березы, дуба. Зарисуйте побеги клена, каштана, тополя, дуба. Обратите внимание на расположение почек на стебле. Отметьте в чем их приспособленность к перезимовке. Назовите увиденные вами вечнозеленые растения. Отметьте приспособленность этих растений к зимним температурам. Подберите наиболее понравившееся вам стихотворение, загадку или пословицу о зимней природе.

Экскурсия № 3 Тема: Мир растений малой Родины Цель: Начать знакомство учащихся с растительным миром Краснодарского края на примере школьного парка Задачи: Познакомит учащихся с видовым разнообразием растений школьного парка; научить отличать некоторые виды растений, произрастающие на Кубани и характерные для данного региона; научить делать гербарии травянистых растений и листьев деревьев; воспитывать у учащихся бережное отношение к природе родного края.

Спокойно небо голубое; Одно в бездонной глубине Сияет солнце золотое Над степью в радужном огне; Горячий ветер наклоняет Траву волнистую к земле, И даль в полупрозрачной мгле, Как в млечном море, утопает; И над душистою травой, Палящим солнцем разреженный, Струится воздух благовонный Неосязаемой волной. Экскурсия № 4 Тема: Природное сообщество и человек Цель: Познакомить учащихся со структурой природного сообщества и отразить роль человека в жизни биологических систем. Задачи: Познакомить учащихся с местными растительными сообществами, их видовым разнообразием; Закрепить знания о взаимосвязи растений с условиями внешней среды; Познакомить с многообразием дикорастущих растений, их приспособленностью к обитанию в сообществе; Показать влияние деятельности человека на растения сообщества.

Задание 1. Опишите сообщество школьного парка по плану: 1) Какие деревья произрастают в данном сообществе? 2)Перечислить названия кустарников. 3) Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе? 4) Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)? 5) Какие организмы симбионты есть в данном биоценозе? 6) Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения? 2. Составьте природоохранную памятку «Как вести себя во время пребывания на природе»

Предварительный просмотр:

6 класс

Экскурсия № 1

Тема:

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Цель:

Показать многообразие живых организмов на примере школьного парка, осенние явления в жизни растений и животных в климатических условиях Краснодарского края

Задачи:

  1. Научить проводить фенологические наблюдения, выделять сезонные изменения в природе, жизни растений, наблюдать связь растений и животных с окружающей средой;
  2. Показать многообразие растений и животных;
  3. Воспитывать бережное отношение к природе

Задание

  1. Какие растения вам встретились? Какие изменилась их жизнь с наступлением осени?
  2. Выясните, у каких растений листья опадают раньше, а у каких позже. В чем особенность листопада у различных растений?
  3. Рассмотрите, найденные во время экскурсии плоды и семена. Выделите особенности их строения и способы распространения.
  4. Какие животные вам встретились? Как изменилась их жизнь с наступлением осени?
  1. Этап – Разработка экскурсии
  1. Постановка цели и задач
  2. Разработка маршрута экскурсии
  1. Этап – Проведение экскурсии
  1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
  2. Выдать учащимся карточки – задания. Объяснить требования к выполнению отчеты по проведенной экскурсии
  3. Проведение экскурсии – Движение по маршруту
  1. Учащиеся с учителем выходят в школьный парк. При помощи учителя дети делают вывод о смене времен года, описывают погодные изменения, связанные с этим временем года. Называют приметы, по которым смогли определить наступление осени.
  2. Осмотреть территорию школьного парка. Обратить внимание на разнообразие растительных форм: деревья, кустарники, травянистые растения. Дети при помощи учителя называют известные им виды растений. Обратить внимание на отличия хвойных и лиственных растений.
  3. Проанализировать протекания листопада у различных растений. Рассмотреть листья. Сравнить листья деревьев, их размер, окраску.
  4. Дети собирают плоды и семена. Определяют их видовую принадлежность. Вместе с учителем описать особенности их строения и распространения.
  5. Обратить внимание учащихся на животных, встречающихся на маршруте. Обсудить чем они заняты. Как изменилась их жизнь с наступлением осени?
  1. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.
  1. Этап – Рефлексия
  1. Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)
  2. Обсуждение представленных творческих работ.
  3. Обратить внимание на стенд «Фенологический календарь». Сделать вывод о фенологических изменениях в жизни растений и животных, обратив особое внимание на климатические условия Краснодарского края.

Предварительный просмотр:

6 класс

Экскурсия № 2

Задание

  1. Назовите деревья и кустарники, рассмотренные вами во время экскурсии.
  2. Опишите форму кроны березы, липы, дуба.
  3. Опишите особенности коры различных деревьев: тополя, березы, дуба.
  4. Зарисуйте побеги клена, каштана, тополя, дуба. Обратите внимание на расположение почек на стебле. Отметьте в чем их приспособленность к перезимовке.
  5. Назовите увиденные вами вечнозеленые растения. Отметьте приспособленность этих растений к зимним температурам.
  6. Подберите наиболее понравившееся вам стихотворение, загадку или пословицу о зимней природе.
  1. Этап – Разработка экскурсии
  1. Постановка цели и задач
  2. Разработка маршрута экскурсии
  1. Этап – Проведение экскурсии
  1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
  2. Проведение экскурсии – Движение по маршруту
  1. Предложить детям посмотреть вокруг и рассказать, в чем проявляется зимняя красота в природе. По каким климатическим изменениям мы узнаем о наступление зимы? В чем особенность этого времени года в нашем регионе? Какие видимые изменения произошли в жизни растений?

Опять погода стужей дышит,

Зато на окнах, сквозь лучи,

Мороз опять узоры пишет

Своей серебряной парчи.

  1. Предложить детям определить, по каким признакам мы можем узнать деревья, когда с них опали все листья. Рассмотреть особенности кроны березы, липы, дуба.

У березы боковые побеги многократно ветвятся. Однолетние побеги тонкие и обычно свисают вниз, поэтому береза принимает своеобразную поникшую форму. У липы боковые побеги отходят от ствола под углом вниз, а на концах ветви приподнимаются. Такое ветвление придает кроне липы овальную форму. У дуба форма кроны округлая, раскидистая, что также зависит от расположения боковых ветвей.

  1. Рассмотреть кору деревьев. Отметить, что по цвету и структуре коры тоже можно «узнать» дерево.

У дуба кора темная, почти черная, но с глубокими трещинами – бороздами. У тополя кора молодых веток серо-зеленая, а на более старом стволе – серо-бурая. Кору березы каждый из нас знает с самого детства. Белая, слоящаяся с глубокими черными бороздами.

  1. Рассмотреть с учащимися побеги деревьев, предоставив им возможность самостоятельно называть цвет побегов, расположение почек на стебле, наличие и особенности строения почечных чешуек (дети делают записи и наброски в блокноты).
  2. Рассмотреть вечнозеленые растения: Ель обыкновенная, Голубая ель. В чем их отличия. Обсудит на примере данных деревьев приспособленность хвойных растений к погодным условиям зимы.
  1. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.
  1. Этап – Рефлексия
  1. Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)
  2. Сравниванием свои наблюдения с «Фенологическим календарем»
  3. Слушаем выступления учащихся: стихи, пословицы, загадки о зимней природе. Делаем вывод об особенностях зимнего времени года в Краснодарском крае.

Предварительный просмотр:

6 класс

Экскурсия № 3

Задание

  1. Перечислите рассмотренные вами на экскурсии растения.
  2. Какие деревья растут в школьном парке? Изготовьте гербарий коллекции листьев различных деревьев.
  3. Определите при помощи рисунков и собственного опыта, собранные вами растения, если найденного вами растения нет на этом рисунке, воспользуйтесь справочником-определителем или помощью учителя.

    Ежа сборная

    Клевер ползучий (белый)

    Подорожник большой

    Ромашка пахучая

    1. Оформите гербарии растений, собранных на экскурсии.
    2. Подберите загадки о нескольких из собранных вами растений.
    1. Этап – Разработка экскурсии
    1. Постановка цели и задач
    2. Разработка маршрута экскурсии
    1. Этап – Проведение экскурсии
    1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
    2. Выдать учащимся карточки – задания.
    3. Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии
    4. Рассказать учащимся о правилах изготовления гербариев травянистых растений и листьев деревьев.
    5. Проведение экскурсии – Движение по маршруту
    1. Вступительное слово учителя посвящено климатическим особенностям стеной зоны Краснодарского края.
    2. Рассматриваем вместе с учащимися деревья школьного парка. Дети их называют и собирают листья для гербария.
    3. Предложить детям внимательно рассмотреть травянистые растения школьного парка. Помочь детям определить их видовую принадлежность и собрать материал для гербария.
    1. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.

    Основную часть территории Краснодарского края занимает степная зона. Большинство растений, представленных в школьном парке, являются типичными представителями степи.

    Задачи:

    1. Познакомить учащихся с местными растительными сообществами, их видовым разнообразием;
    2. Закрепить знания о взаимосвязи растений с условиями внешней среды;
    3. Познакомить с многообразием дикорастущих растений, их приспособленностью к обитанию в сообществе;
    4. Показать влияние деятельности человека на растения сообщества.

    Задание

    1. Опишите сообщество школьного парка по плану:
    1. Какие деревья произрастают в данном сообществе?
    2. Перечислить названия кустарников.
    3. Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе?
    4. Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)?
    5. Какие организмы симбионты есть в данном биоценозе?
    6. Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения?
    1. Составьте природоохранную памятку «Как вести себя во время пребывания на природе»
    1. Этап – Разработка экскурсии
    1. Постановка цели и задач
    2. Разработка маршрута экскурсии
    1. Этап – Проведение экскурсии
    1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
    2. Выдать учащимся карточки – задания.
    3. Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии
    4. Проведение экскурсии – Движение по маршруту
    1. Обратить внимание учащихся на изменения, произошедшие с деревьями, кустарниками, травами. Рассмотреть вместе с детьми цветущие растения, предложить назвать их.
    2. Предложить детям объяснить, как осуществляется рост, питание, цветение этих растений.
    3. Изучение сообществ происходит по плану:
    1. Какие деревья произрастают в данном сообществе?
    2. Перечислить названия кустарников.
    3. Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе?
    4. Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)?
    5. Какие организмы симбионты есть в данном биоценозе?
    6. Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения?
    1. Совместно с учащимися разработать положения природоохранной памятки «Как вести себя во время пребывания на природе».
    2. Беседа предложенным учителем вопросам:
    1. Как бы вы назвали данное растительное сообщество и почему? (уточнить название фитоценоза, используя принцип: название экосистемы определяет господствующая растительность местности)
    2. Определить, к какому типу относится почка данного участка. Есть ли взаимосвязь между типами почвы и растительностью?
    3. Какие породы деревьев произрастают в сообществе?
    4. Есть ли кустарники, как они расположены относительно деревьев?
    5. Что растет у самой земли?
    6. В чем причина именно такого расположения растений в фитоценозе?
    1. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.

    Мы сегодня наблюдали жизнь растений в фитоценозе. А что должен делать человек, чтобы не мешать жизни растений в растительных сообществах? К чему может привести неконтролируемая деятельность человека в фитоценозах?

    1. Этап – Рефлексия
    1. Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)
    2. Выбираем самую полную природоохранную памятку «Как вести себя во время пребывания на природе» и закрепляем ее на стенде.
    3. Совместно с учащимися сделать вывод о влиянии человека на жизнь биоценозов.