Что такое орфографический разбор письменно. Орфографический анализ текста. Препараты для серебрения зубов

В разборе используется упрощенная фонематическая транскрипция, достаточная для определения фонемного состава морфем и принципа орфографии.

Порядок разбора

  1. Запишите слово и выделите в нем морфемы.
  2. Запишите под орфографической записью фонетическую транскрипцию слова.
  3. Обозначьте в слове орфограммы и пронумеруйте их.
  4. Определите тип каждой орфограммы:

а) буквенное обозначение слов (какой буквой обозначить фонему, находящуюся в слабой позиции);

б) употребление строчных и прописных букв;

в) слитное, раздельное или дефисное написание.

  1. Разбор орфограмм типа (а) выполняйте в следующем порядке.

5.1. Под фонетической транскрипцией запишите фонематическую транскрипцию слова. Фонемы, находящиеся в сильных позициях, запишите сразу. Буквы в орфографической записи должны соответствовать сильным фонемам, поскольку в русском языке фонематическая графика . Отметьте каждый случай несоответствия буквы фонеме.

5.2. Выпишите морфему, в которой находится орфограмма № 1, подчеркните орфограмму.

5.3. Подобрав слово, в котором проверяемая фонема данной морфемы попадает в сильную позицию, определите «имя» этой фонемы и впишите ее в фонематическую транскрипцию.

– для проверки фонем в корне слова надо подобрать другие формы данного слова или однокоренные слова (сушки – сушек, короб – коробочка, ворон – ворона);

– для проверки фонем в приставке – слова любой части речи с этой же приставкой (подать – поданный, восприятие – возглас, отпуск – отложить);

– для проверки фонем в суффиксе можно подбирать любые слова с идентичным (не только по звучанию, но также по функции и значению) суффиксом (трудно – легко, клочок – клочки, встретился – начался);

– для проверки окончания следует подобрать слово с тем же окончанием, т. е. аналогичного грамматического класса в точно такой же форме (в речке – в реке, поле – окно, под небом – под окном, красный – большой,).

5.4. Звуки, не проверяемые сильной позицией, обозначьте как гиперфонему.

  1. Определите, какой принцип орфографии послужил основанием для данного написания (сравните орфографическую запись с фонетической и фонематической транскрипцией).
  2. Рассмотрите в таком же порядке все орфограммы в слове.

Образец орфографического разбора

отправляясь

от| правл| я| я| сь

[Λт| прΛвл’| а| ́й| ь| с’]

<от| правл́’| а|́ j | ь| с’ >

  1. 1. о т (приставка); – чтобы узнать, какую фонему представляет звук [Λ], подбираем слово, в котором эта приставка окажется под ударением: Отпуск, Отданы,.Оттепель . Под ударением звук [о ], следовательно, в этой приставке фонема <о >
  2. от- (приставка); чтобы узнать, какую фонему представляет звук [т ], подбираем слово, в котором эта приставка окажется перед гласным, сонорным звуком или звуком [в]: оТыскать, оТложить, оТрез, оТвод . В сильной позиции звук [т], следовательно, в приставке фонема <т>. Буква соответствует фонеме (а не звуку), т. е. написание подчиняется фонематическому принципу.
  3. 3. –пра вл- (корень); чтобы узнать, какую фонему представляет звук [Λ], подберем однокоренное слово, в котором корень окажется под ударением: отпрА́вить . Под ударением звук [а ], следовательно, в корне фонема <а >. Буква соответствует фонеме (а не звуку), т. е. написание подчиняется фонематическому принципу.
  4. я (суффикс [ь], т. к. фонема содержится в основе настоящего времени – оставляЮ, оставляЕшь, оставляЙ ); чтобы узнать, какую фонему представляет звук [ь], подберем точно такую же форму – деепричастие несовершенного вида, суффикс которого оказался бы под ударением: берЯ, несЯ, кричА . Под ударением звук [а], следовательно, в суффиксе фонема <а>. Буква «я» соответствует фонеме <а>, (а не звуку [ь]), т. е. написание подчиняется фонематическому принципу.
  5. с ь (постфикс); чтобы узнать, какую фонему представляет звук [с], подберем любое слово с возвратным постфиксом, в котором данный звук оказался бы перед гласным. Известно, что этот суффикс имеет форму «-ся », если стоит после согласной фонемы: оделСя, началСя, призналСя . В сильной позиции (перед гласным) звук [с], следовательно, в приставке фонема <с>. Буква соответствует фонеме (а не звуку), т. е. написание подчиняется фонематическому принципу.

РАССКАЗ

РАС| С| КАЗ

[РΛСКАС]

<РОЗ| С| КАЗ>

жд| ёшь

Практическое занятие № 17.

Практическое занятие № 16.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОПИСНЫХ БУКВ. ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА СЛОВ. ГРАФИЧЕСКИЕ СОКРАЩЕНИЯ

Теоретические вопросы

1.Грамматические и семантические основы употребления прописных букв.

2.Фонетическое и морфемное членение как основа правил переноса.

3. Другие основания правил переноса.

4.Принципы и типы графических сокращений.

Упр. 41. Раскройте скобки. Устно объясните соответствующими правилами написания прописной и строчной букв. Какие правила лежат в основе этих написаний.

1. В газете опубликован (У,у)каз (П,п)резидента (Р,р)оссийской (Ф,ф)едерации.2.Прошли вступительные экзамены в (Н,н)овгородский (Г,г)осударственный (У,у) университет имени(Я,я)рослава (М,м)удрого.3.В (В,в)еликом (Н,н)овгороде жил (Г,г)ерой (С,с)оветского (С,с)оюза (Я,я)ков (П,п)авлов. 4. На (В,в)олжском (А,а)втомобильном (З,з)аводе выпустили новую модель.5.Выставка картин художника организована в (Г,г)осударственной (Т,т)ретьяковской (Г,г)алерее. 6. Корабль обогнул (М,м)ыс (Д,д)оброй (Н,н)адежды. 7. Астрономы открыли новую звезду в (Т,т)уманности (А,а)ндромеды. 8.В ночале октября страна празднует (Д,д)ень (У,у)чителя. 9. Древнейшими письменными памятниками (Д,д)ревней (Р,р)уси являются (Н,н)овгородская (П,п)салтырь и (О,о)стромирово)Е,е)вангилие. 10. В университете прошли (Л,л)омоносовские чтения.

Упр. 42. Разделите вертикальными черточками слова для переноса. Какие основы лежат в основе этого деления? Подчеркните слова, перенос которых со строки на строку вообще невозможен. Объясните, почему!

Авиация, Азия, апелляция, беззастенчивый, безоговорочный, безударный, больной, братский, визг, детский, заводоуправление, МГУ, можжевельник, мойка, областной, предоставление, предыстория, продлить, рассориться, сверхъестественный, территория, чайка, экспрессия, ЮНЕСКО, Яна, яблоко.

Упр. 43. Выполните графические сокращения слов и словосочетаний. Устно объясните, какими принципами вы руководствовались. Укажите тип каждого графического сокращения.

Город, год, век, страница, почтовое отделение, общество, Санкт-Петербург, Москва, заочное отделение, хорошо, экзамен, зачет, зачтено, русский язык,

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Теоретические вопросы

1.Принципы русской орфографии.

2.Цель и последовательность орфографического анализа

Понятийный аппарат

Орфография. Орфограмма. Принцип орфографии. Морфологический принцип. Фонетический принцип. Исторический (традиционный) принцип. Дифференцирующие написания. Орфографический разбор.

Схема разбора

I. Записать слово, подчеркнуть все орфограммы



2. Назвать каждую орфограмму. Сформулировать правило, которым мы руководствуемся при выборе каждого сомнительного написания.

3.Определить, какой принцип русской орфографии лежит в основе каждого написания..

Образец разбора

1а до вод

2.Первая орфограмма – правописание безударных гласных, проверяемых ударением. В безударном слоге пишется та же буква, что и в ударном слоге однокоренного слова. Проверочное слово сад. В основе написания лежит морфологический принцип, так как фонема корня обозначается одинаково, и не зависит от позиции, в которой она находится.

Вторая орфограмма ‒ соединительная гласная (интерфикс). Пишется во всех случаях одинаково. Морфологический принцип, сохраняется единообразное написание морфемы.

Третья орфограмма – правописание звонких и глухих согласных. Чтобы проверить, какую согласную следует писать, надо изменить слово так, чтобы сомнительная согласная стояла перед гласной. Проверочное слово садоводы. В основе написания лежит морфологический принцип, поскольку при выборе написания не отражаются фонетически обусловленные позицией чередования звуков по глухости/звонкости и в слабой позиции звук обозначается той же буквой, что и в сильной.

1и повник

2. Первая орфограмма ‒ правописание гласных после шипящих.. В соответствии с правилом после согласных Ш иЖ пишется И, а не Ы. Исторический (традиционный) принцип, поскольку выбор написания регламентирован традицией.

Вторая орфограмма ‒ правописание суффикса –ИК. Данный суффикс пишется в существительных в том случае, если гласный суффикса сохраняется во всех формах слова: шиповника, шиповнику, шиповником…Морфологический принцип.

Упр. 44. Выполните орфографический анализ подчеркнутых слов.

Вот и солнце . Ещё никогда, никто ‒ ни человек, ни зверь, ни птица не сумел уловить момента , когда оно появляется , и пометить секунды, когда всё в мире становится из бледного, розового ‒ розово-золотым, золотым. Вот уже золотойогонь пронизал всё: и небо, и воздух, и землю (А. Куприн).

«, « «, « »

Орфографический разбор (разбор под цифрой 6)

Первая задача - опознать орфограмму .
Подавляющее большинство орфографических ошибок случаются по причине расхождения звукового и буквенного состава слова. Один и тот же гласный звук может обозначаться на письме разными буквами, например: звук [и]- и миры [м’и]ры, е менять [м’и]нять, я пятак [п’и]так, а [и] часы [ч’и]сы, э этаж [и]таж; согласные уподобляются друг другу (пруд [прут], с другом [здругам], с чем-то [щ’эмта], мыться [мыца])…
Распечатайте « «, пусть он постоянно будет перед глазами.
Опознать орфограмму поможет стр. « «.

Вторая задача - выбрать нужное правило .
Алгоритм любого орфографического правила базируется на двух «китах»: состав слова и часть речи .
Научиться быстро самостоятельно разбирать слова по составу поможет файл « «.
Определить часть речи можно по общему грамматическому значению и вопросу из таблицы (см. ниже ).

Схема орфографического разбора слова

1. Выписать контрольное слово.
2. Вставить пропущенные буквы или раскрыть скобки.
3. Подчеркнуть в слове место орфограммы.
4. Назвать орфограмму и объяснить (устно или письменно) условия правильного написания.
5. Указать проверочное слово (если возможно) и привести примеры слов с данной орфограммой.

Образцы орфографического разбора слова
Скош..(н,нн)ая тр..ва лежит ровными р..дами .
Скошенн ая - правописание суффиксов причастий.
1)две буквы «н » пишутся в суффиксах страдательных причастий прошедшего вре­мени, если слово образовано от глагола совершенного вида (что сде­лать? - скосить): выкрашенный, прочитанный;
2) суффикс —енн -пишется в причастиях, образованных от глаголов на -ить, -еть или глаголов с основой на согласный: выкрасить - выкрашенный; увидеть - увиденный.
Тра ва, ря дами - безударная проверяемая гласная в корне слова; проверяется ударением:
трава - травы, рядами - ряд; вода - воды, леса - лес.
Апрельский дождь прошел впервые и освежил все вокруг. (Найти слова с орфограммами)
дожд ь - правописание непроизносимых согласных проверяется путем изменения формы слова так, чтобы согласный звучал четко: дождь – дожди, местный – место.
про ше л - правописание приставок; правописание о — ё после шипящих в корне
про есть, приставки пра нет
2) если в корне под ударением после шипящих слышится о, пишется ё (проше дший); зажег, чёрный
о свежи л - правописание приставок; сочетания жи, ши в корне
1) гласные и согласные в приставках не изменяются независимо от произношения, приставка о есть, приставки а нет
2) после шипящих не пишутся ы, я, ю, пишутся и, а, у; житель, час, чудо
во круг - правописание приставок; звонкие и глухие согласные
1) гласные и согласные в приставках не изменяются независимо от произношения, приставка во есть, приставки ва нет
2) в абсолютном конце слова или перед согласным парные согласные проверяются путем изменения формы слова так, чтобы согласный звучал четко: вокруг – в круге; берег – берега.

Орфографический разбор используется в школе в «скрытой форме» под видом вопросов: «Объясните написание», «Назовите орфограммы» и тому подобное. Такое неполное использование возможностей орфографического разбора тем более странно, что основной целью обучения русскому языку в школе объявляется орфографическая грамотность. Осознанный орфографический разбор недоступен детям, от которых тщательно скрывают основной принцип орфографии. В этом случае ребенок не понимает, что буква е в словах: резьба, стелить, тетрадь пишется по трем совершенно разным причинам, а вот в словах: резьба, преграда, (о) лампе - по одной и той же, так как во всех этих словах буква е пишется по фонемному принципу и установить фонему можно с помощью проверки: резать, предан, (о) стране. Не понимая логики русской орфографии, ребенок оказывается один на один с огромным количеством орфограмм, которые путаются, забываются, накладываются друг на друга, так что задания типа «назовите встретившиеся в тексте орфограммы» превращается просто в бессмысленное занятие. В то же время пользу от правильного орфографического разбора трудно переоценить. Ведь, разбирая написание слова, ребенок озвучивает тот процесс, который стремительно и поэтому незаметно, неконтролируемо, протекает у нас в голове, когда мы пишем. Большинство ошибок связано не с плохим знанием правил, а с недостаточной «орфографической зоркостью», умением видеть в слове звуки в слабых позициях. Вот с этой проблемой и помогает справиться орфографический разбор, который приучает видеть слабые позиции, вдумчиво относиться к выбору буквы, проявлять изобретательность в поисках проверки, не давать сбить себя с толку ложным ассоциациям. Для того чтобы справиться с орфографическим разбором, ребята должны владеть следующими знаниями.

1. Основной принцип русской орфографии - фонемный, то есть буква обозначает фонему, или, иначе говоря, тот звук, который звучит в этой же морфеме в сильной позиции. По фонемному принципу пишется подавляющее большинство букв. Лиса -- лисы.

В качестве проверочного слова подойдет любое, в котором преследуемый звук находится в этой же морфеме и стоит в сильной позиции, причем проверять можно не только корни, что знакомо всем школьникам, но и приставки, суффиксы, окончания нужно только следить за идентичностью морфем.

2. Наибольшие орфографические проблемы связаны с «нефонемным меньшинством» или буквами, которые пишутся не по фонемному принципу.

Написание не по фонемному принципу можно разделить на две основные группы:

  • 1) фонетические написания - буква обозначает не фонему, а звук, «пишем как слышим» (приставки на з/с);
  • 2) условные написания разного рода:

Непроверяемые - точно установить фонему невозможно, так как в языке не существует проверочного слова, написание нужно запоминать или смотреть в орфографическом словаре;

Традиционные: либо чередуются сами фонемы, и тогда проверять написание запрещено (заря, но зори);

Внефонемные написания, не имеющие вообще никакого отношения ни к звуковому облику, ни к фонемному составу слова, а указывающие на другой признак слова, в этих случаях прибегать к проверке не имеет смысла, выбор написания определяется особенностями слова в целом.

Итак, цели орфографического разбора можно свести к следующему: установить буквы, написание которых представляет орфографическую трудность, назвать принцип написания: фонемный, фонетический или условный, определить правильное написание.

План разбора:

Охарактеризовать последовательно все буквы в слове

  • 1. Какой звук или сочетание звуков обозначает буква.
  • 2. По какому принципу пишется буква: фонемному или нефонемному.
  • 3. Представляет ли написание орфографическую трудность, почему.
  • 4. Установить правильное написание, подтвердить свой вывод.

Например, образец устного и письменного орфографического разбора.

При разборе слова находим ударный слог и обозначаем его ударность определяем написания, регулируемые произношением (это написание гласного а под ударением, написания согласных в их сильных позициях). На основе анализа видно, что неясным являются написание гласных в безударных слогах.

Называем части слов (приставку, корень, суффикс, окончание). Пользуясь системой графического их обозначения, выделим безударную гласную а и согласную з приставки (даем формулировку соответствующего правила: на правописание приставок раз-, роз- и правописание приставок на з-). Далее учащиеся называют безударную гласную в корне, формируют соответствующее правило на правописание безударных гласных в корне и соответствующие условия проверки этого корня (например, словом разгадка). Затем переходим к окончанию, выделяя в нем в качестве орфограммы правописание безударной е (называем правило на правописание личных окончаний глаголов). Объясняем орфограмму: глагол I спряжения в третьем лице единственного числа имеет окончание -ет.

Часто, выполняя задания по русскому языку, школьники и студенты сталкиваются с необходимостью произвести орфографический разбор слова. Для этого необходимо знать орфограммы и уметь их анализировать и применять на практике. Орфограмма помогает корректно написать слова в соответствии с правилами или устоявшимися традициями правописания. Подробно разбирая слово, мы выясняем, почему буква пишется так, а не иначе. Сегодня я расскажу, как правильно производить орфографический разложение слова.

Для того чтобы правильно произвести все действия, увидеть в слове орфограмму и корректно применить ее, разработан целый алгоритм.

Следуя нижеприведенным действиям, вы правильно выполните орфографический разбор слова и обязательно получите хорошую оценку. Данный материал пригодится и родителям, занимающимся со своими детьми и помогающим им с выполнением домашних заданий. Ведь, чтобы суметь помочь ребенку, самим родителям необходимо сначала изучить и понять тему.

Нужно увидеть орфограмму

Первым делом, разбирая слово, необходимо увидеть в нем орфограмму. Звуковая и письменная речь очень сильно отличаются друг от друга – многие слова пишутся совсем не так, как воспринимаются на слух. Например, мы говорим “ша г ”, а слышим “ша к ”. Без знания орфограмм некоторые так и напишут, как услышат. А можно применить правило и поставить “шаг ” во множественное число – “ша г и ”. После выяснения правильной буквы смело пишите слово. Или “г о ра ” (слышим “г а ра ”) – образуем множественное число “г о ры ” и пишем правильно. Один и тот же слышимый нами звук может отображаться на письме другой буквой, например:

  • слышим “и” , а пишем “и” – “п и ла” [п’и]ла , или “е” – “п е сок” [п’и]сок , “я” – “м я сной” [м’и]сной, “а” – ч а сы [ч’и]сы, “э” – “экскаватор” [и]кскаватор ;
  • слышим [крап] , а пишем “краб” , или [купаца] – “купаться”, [щитать] – “считать” .

Поэтому самым правильным будет не писать на слух, а немного подумать и применить орфограмму.

После обнаружения орфограммы в слове нужно подобрать правило, которое поможет верно написать нужную букву. Система правильного написания слов в русском языке базируется на трех принципах:

  • морфемный разбор слова ();
  • использование чередующихся гласных и согласных;
  • принцип, основанный на историческом или традиционном написании слов (здесь главными советчиками выступают словари).

Легко запомним орфограмму

Но важно не просто заучивать орфограммы, а еще и понимать, в каких словах они применяются, чтобы при письме, когда сомневаешься в корректности написания слова, проверять себя при помощи правил. Одно из неоспоримых выражений гласит, что нужно больше читать, причем не современные книги, где нередки ошибки, а классику в старых изданиях, где о неправильном написании не могло быть и речи. Этот способ позволит не только приятно провести время с лучшим другом – книгой, но и значительно поднимет уровень грамотности книголюба. Потом при письме у школьника или студента меньше времени уйдет на подбор и применение орфограмм.

Подобрать нужное правило

Основа любого орфографического правила – определение части речи и состава проверяемого слова. Для того, чтобы определить состав слова, нужно произвести его морфемный разбор. В ходе действий условными обозначениями выделяются: окончание, суффикс, корень и приставка . Это нужно для того, чтобы узнать, какую орфограмму следует применить. Ведь, если необходимо проверить правильность написания буквы в приставке, к ней нельзя применять орфограмму для корня, и наоборот. Установить часть речи поможет постановка вопроса к слову или выяснение того, что же обозначается данным словом.

Устанавливаем часть речи

Итак, мы подошли к собственно орфографическому разбору слова. Он осуществляется по следующей схеме:

  • контрольное слово выписывается отдельно и прочитывается вслух;
  • вставляются буквы, пропущенные в слове, или раскрываются скобки;
  • место в слове, где присутствует орфограмма, подчеркивается, а морфема, в которой она находится, выделяется условным обозначением;
  • орфограмма называется вместе со всеми своими признаками: какое место она занимает в слове и почему появилась, возможно ли подобрать проверочное слово, также в письменном либо устном виде объясняются условия ее правописания;

Признаки орфограммы

  • указывается проверочное слово (если оно существует), где звук будет звучать более явно и сильно, или структура которого идентична рассматриваемому слову (одинаковые грамматическая форма и морфема), приводятся примеры других слов с этой же орфограммой.

Следуя этой схеме, вы дадите правильный ответ преподавателю и грамотно сделаете орфографический разбор.

Орфографический разбор слова на примерах

К примеру, в учебнике дано предложение: “ Скош..(н, нн)ая тр..ва лежит ровными р..дами ”. Необходимо в соответствии с нормами правописания русского языка верно вставить буквы в слова и объяснить, почему именно так (произвести орфографический разбор слов). Следуя вышеприведенной схеме, отвечаем следующее:

  • слово “скошенная ” – причастие, орфограмма присутствует в суффиксе;
  • слово “скошенная ” является страдательным причастием, примененным в прошедшем времени, а “нн ” пишется в таких словах, если для их образования послужили глаголы совершенного вида (скосить – что сделать?), также – раскрашенный, написанный;
  • суффикс енн пишется в тех причастиях, что образованы от глаголов:
    • основа которых (неизменяемая часть слова, отделенная от формообразующего суффикса и окончания) оканчивается на согласный;
    • оканчивающихся на —ить , —еть ;
  • слова “трава ” и “рядами ” имеют в корне слова безударную гласную, которая проверяется постановкой слова под ударение: “тр а ва ” ставится во множественное число – “тр а вы ”, а слово “р я дами ” – в единственное число и именительный падеж “р я д ”.

Разберем еще один пример: “ Апрельский дождь прошел впервые и освежил все вокруг ”. Здесь, в отличие от первого примера, орфограммы не обозначены – их нужно найти.

  • дож д ь ” – орфограмма находится в парном согласном на конце и проверяется постановкой слова так, чтобы проверяемая буква звучала ясно и четко (в нашем случае это “дож д и”);
  • пр о ш е л ”:
    • для буквы “о ” – приставки не изменяются вне зависимости от их произношения (приставка про- есть, пра- – нет);
    • для буквы “е ” – если в корне под ударением после шипящих слышится звук “о ”, то пишется “е ” (“прошедший”, “обжег”, “черточка” );
  • о св е ж и л ”:
    • для буквы “о ” – та же орфограмма, что и для приставки в слове “прошел ” (приставка о- есть, а – нет);
    • для буквы “е ” – гласная в корне безударная, подбираем проверочное слово под ударением (“св е жий ”);
    • для буквы “и ” – правописание “ жи, ши ”;
  • в о кру г ”:
    • для буквы “о ” – правильное написание приставок (приставка во- есть, ва- – нет);
    • для буквы “г ” – изменяем слово так, чтобы согласная на конце звучала четко и ясно (“в кру г е ”);
    • производный предлог “вокруг ” пишется слитно, так как образован от наречия.

Верное понимание и применение орфограмм является одним из залогов правописания в частности и грамотности в целом.