Эволюция развития человека. Презентация на тему "эволюция" Эволюция развития человека презентация

Слайд 1

Эволюция человека

Слайд 2

Цели урока:
Раскрыть движущие силы эволюции человека: биологические, социальные. Сформировать знания особенностей строения и жизнедеятельности предков человека. Выяснить причины сходства и различия архо-, палео- и неоантропов.

Слайд 3

Задачи:
изучить вопрос о происхождении существа разумного, его особенностях и месте его происхождения; продолжить формирование знаний о естественном происхождении человека от общих предков с обезьянами, о стадиях эволюции: древнейшие люди, древние люди, современные люди.

Слайд 4

Опрос
1. Охарактеризуйте некоторые мнения ученых о происхождении человека, выскажите свое мнение о происхождении человека как биологического вида. 2. Каковы сравнительно-анатомические доказательства антропогенеза? 3. Что утверждают эмбриологи по поводу животного происхождения человека?

Слайд 5

Опрос
4. Назовите и прокомментируйте главные отличия человека от животных; объясните происхождение этих отличий. 5. Назовите и докажите положение человека в системе живой природы.

Слайд 6

Ныне живущие шимпанзе и гориллы – не точные копии предков человека. Просто у человека с этими обезьянами имеется общий предок. Учёные назвали его дриопитеком (по-латыни –«древесная обезьяна»),т.к. он обитал на деревьях. В 1856г. во Франции отыскали части скелета этого пращура шимпанзе, гориллы и человека.

Слайд 7

Дриопитек

Слайд 8

К человекообразным обезьянам относятся орангутаны, гориллы и шимпанзе. Поставить в один ряд с ними гиббонов нельзя, но они, несомненно, ближе к гориллам и шимпанзе, чем к остальным обезьянам.

Слайд 9

Эволюция человека
Примерно 25 млн. лет назад от высших узконосых обезьян (гоминоидов) отделились две ветви: понгиды (антропоиды) гоминиды (дали начало человеку).

Слайд 10


В 1924 г в Калахари Р.Дартом были обнаружены кости ископаемой прямоходящего обезьяноподобного существа – австралопитека.

Слайд 11

Некоторые ученые считают, что при переселении на открытые пространства у австралопитеков начался процесс потери шерстяного покрова, что предохранило организм от перегрева. В дальнейшем этот процесс приобрел наследственный характер.

Слайд 12

Голландский зоолог Я. Линдблад выдвинул гипотезу о «водном» образе жизни древних предков человека. Согласно ей, африканские австралопитеки (или их предки) поселились на морских мелководьях в устьях рек, где было много пищи и не было хищников. Благодаря прямохождению голова оказывалась над водой, нагрузка на позвоночник в воде была минимальной.

Слайд 13

Российский зоолог Д.В. Панфилов, поддерживая эту гипотезу, отмечал, что форма носа и ушной раковины человека препятствует проникновению воды.

Слайд 14

Согласно гипотезе о моноцентрическом возникновения людей происхождении человека местом считается Африка.

Слайд 15

Согласно гипотезе полицентризма, предки современного человека – архантропы – сформировали 4 независимых центра: Южно - Африканский, Передне - Азиатский, Восточно - Азиатский, Юго – Восточно -Азиатский.

Слайд 16

Архантропы
В 1959 г Л. И Р. Лики в Танзании нашли остатки ископаемых приматов (зинджантропопы) возраст 1,75 – 2млн. лет, много галечных орудий (Олдувайская культура) Homo habilis 1967-1971 в Эфиопии найден целый женский скелет австралопитека, возрастом 3,1 млн. лет (рост 135-150см, объем мозга 680 куб.см.) В науке известен как Люси.

Слайд 17

1861 г. на о. Ява Эжен Дюбуа нашел останки древнего человека – питекантропа (обезьяночеловек). Рост 170 см, вес ≈ 70 кг, объем мозга ≈ 900 куб. см, возраст 1,5-1,9млн. лет 1928-1932 в пещерах Чжоу-Гоу_Дянь найден синантроп (китайский питекантроп), возраст 500-400 тыс. лет, рядом орудия труда. 1907 г. найдены останки гейдельбергского человека, более развитого, чем синантроп, возраст 400 тыс. лет.

Слайд 18

Homo erectus (по Ле Гро Кларку)
Рост 150 -160 см. Объем мозга 800 -1400 куб.см. Развиты большие полушария, особенно правое. Стопа с небольшим сводом, Изменение скелета в связи с прямохождением. Массивный тяжелый череп.

Слайд 19

Сравнение черепов архантропов
горилла питекантроп синантроп

Слайд 20

Палеоантропы
1856 г. в долине Неандер обнаружены останки неандертальца

Слайд 21

Неандертальцы:
Классические: Рост 150-160 см Объем мозга 800-1400 куб. см Развито левое полушарие (правая рука) Небольшой свод стопы Изменения скелета Массивный череп
Прогрессивные Относительно высокий свод черепа Менее покатый лоб Менее выступающее вперед лицо

Слайд 22

Виды деятельности неандертальца
Изготовление каменных орудий: остроконечники, скребла, рубила Облавная охота на оленей, лошадей, слонов, медведей, зубров, шерстистых носорогов, туров, мамонтов Собирательство ягод и грибов Селились в пещерах, по берегам рек Забота о стариках, калеках, погребение усопших Иногда случаи каннибализма

Слайд 23

По данным А.Валуа (Франция) и В.П. Алексеева (СССР), исследовавших 39 черепов неандертальцев: 38,5% умерли в возрасте до 11 лет 10,3% - в возрасте 12 – 20 лет 15,4% - в возрасте 21 – 30 лет 25,6% - в возрасте 31 -40 лет 7,7% - в возрасте 41 – 50 лет 2,5% (1 человек) – в возрасте 51 -60 лет Средняя продолжительность жизни 20 – 30 лет!

Слайд 24

Дриопитеки, а за ними и австралопитеки постепенно шагали по пути от животного к человеку. Первым достижением австралопитеков стало «прямохождение», а затем и постепенная утрата «шубы из густой шерсти».

Слайд 2

Слайд 3

Австралопитек

Около 4 миллионов лет назад, или несколько ранее, появилась группа прямоходящих обезьян, которых современная наука именует австралопитеками. Несмотря на то, что австралопитеки были двуногими, их мозг был не больше, чем у шимпанзе. Эти животные достигли весьма больших успехов на пути эволюции. Они жили в экваториальной Африке в течение по меньшей мере двух миллионов лет. Эпоха австралопитеков длилась примерно столько же, сколько эпоха их наследников рода Homo, из которого впоследствии вышел и наш вид.

Слайд 4

Австралопитеки были всеядны; предположительно для нападения и для защиты употребляли кости животных, палки, камни, возможно, что наиболее развитые виды умели их немного обрабатывать.

Слайд 5

Человек умелый

Человек умелый, судя по найденным останкам, датирующимся 2,6-3,5 млн лет назад, существовал более полумиллиона лет. Масса головного мозга этого гоминида была 650 граммов, что было намного больше, чем у типичных австралопитеков. Он также отличался от австралопитеков строением таза, обеспечивавшим более совершенную бипедальность и рождение более «головастых» детёнышей.

Слайд 6

Человек умелый - по-видимому, первое существо, сознательно изготовившее орудия труда и охоты: первые ещё грубо обработанные каменные гальки (орудия олдувайской культуры) - так называемые рубила - неоднократно находили вместе с останками этого существа.

Слайд 7

Питекантроп

Питека́нтроп- ископаемый подвид людей, некогда рассматриваемый как промежуточное звено эволюции между австралопитеками и неандертальцами. В настоящее время питекантропа рассматривают как локальный вариант Homoerectus (наряду с гейдельбергским человеком в Европе и синантропом в Китае), характерный исключительно для Юго-Восточной Азии и не породивший непосредственных предков человека. Не исключено, что прямым потомком яванского человека является Человек флоресский

Слайд 8

Неандерталец

Неандерталец – первый представитель вида человек разумный (Homosapiens). Люди, жившие в мустъерское время, по многим своим признакам находились значительно выше древнейших людей типа питекантропа или синантропа. Останки их впервые были обнаружены в Европе в 1856 г. в долине Неандерталъ (Германия). Строение голосового аппарата и мозга неандертальцев позволяют сделать вывод о том, что они могли говорить.

Слайд 9

Неандертальцы занимались собирательством и охотой. Хотя существуют версии, что они не столько охотились, сколько подбирали падаль, убитую другими хищниками. Неандертальцы хоронили своих умерших. Культура неандертальцев (т. н. «мустьерская», или, что то же самое, среднепалеолитическая культура) - это, прежде всего, обоюдоострые рубила, заточенные более качественно, чем аналогичные орудия H.erectus; а также разнообразные отщепы, использовавшиеся для разделки туш. У неандертальцев имелись также деревянные копья для ближнего боя с каменными наконечниками. В более позднее время, уже во время контактов с сапиенсами (см. ниже) у неандертальцев появляются зачатки искусства (ожерелье из медвежьих когтей, нечто вроде «флейт» - кости с просверлёнными дырочками, которые, впрочем, могли служить для разведения огня, а не для музыкальных упражнений

Cлайд 1

Cлайд 2

I.Предшественники человека- австралопитековые. IV.Ископаемые люди современного анатомического типа- неонтропы(кроманьонцы) III.Древнейшие люди- палеоантропы (неандертальцы). II.Древнейшие люди- прогрессивные австралопитеки, архантропы(питекантропы, синантропы, атлантропы, гейдельбергский человек и др.

Cлайд 3

ДРИОПИТЕК ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ значительно мельче человека (рост около 110 см); вел преимущественно древесный образ жизни; вероятно, манипулировал предметами; - орудия труда отсутствуют Жил приблизительно 25 млн лет назад

Cлайд 4

АВСТРАЛОПИТЕК ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ - рост 150-155 см, вес до 70 кг; объем черепа- 600 см3 вероятно, использовал предметы в качестве орудия для добычи пищи и защиты; челюсти массивнее, чем у человека; сильно развитые надбровные дуги; совместная охота, стадный образ жизни; -часто доедали остатками добычи хищников. Жил приблизительно 9 млн лет назад

Cлайд 5

ПИТЕКАНТРОП ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ рост 165-170 см; объем головного мозга 1100см 3 постоянное прямохождение; формирование речи; овладение огнем Жил приблизительно 1 млн лет назад

Cлайд 6

СИНАНТРОП ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ - рост около 150 см; прямохождение; изготовление примитивных каменных орудий труда; поддержание огня; общественный образ жизни; -каннибализм. Жил, вероятно, 1-2 млн лет назад

Cлайд 7

НЕАНДЕРТАЛЕЦ БИОЛОГИЧЕСКИЕ: - рост 165-170 см; объем черепа- 1200-1400 см3 нижние конечности короче, чем у современных людей; бедренная кость более сильно изогнута; низкий скошенный лоб; -сильно развиты надбровные дуги. Жил 200-500 тыс. лет назад Характерные признаки

Cлайд 8

СОЦИАЛЬНЫЕ: -жили группами; -использовали огонь; -изготовляли разнообразные орудия труда; -строили очаги и жилища; -осуществляли захоронения; -речь, более совершенная, чем у питекантропа; -возникновение первых религиозных представлений; -умелые охотники.

Cлайд 9

КРОМАНЬОНЕЦ БИОЛОГИЧЕСКИЕ: - рост до 180 см; объем черепа около 1600 см3 отсутствует сплошной надглазничный валик; плотное телосложение; развитая мускулатура. Жил 30-40 тыс. лет назад Характерные признаки

Cлайд 10

СОЦИАЛЬНЫЕ: - жили в родовой общине; -строил поселения; -изготовлял сложные орудия труда из кости и камня; -умел шлифовать, сверлить; -сознательно захоранивал умерших собратьев; -появляются зачаточные религиозные представления; -развитая членораздельная речь;

Cлайд 11

СОЦИАЛЬНЫЕ: -носил одежду из шкур; -целенаправленная передача опыта потомкам; -жертвовал собой во имя племени или семьи; -бережно относился к старикам; -возникновение искусства; -приручение животных; -первые шаги земледелия.

Слайд 2

Систематика-раздел биологии, посвященный описанию, обозначению и классификации по группам(таксонам) всех существующих и вымерших организмов, установлению родственных связей между ними.

Карл Линней (1707-1778) Принципы систематики: Бинарная номенклатура (двойное названиевида), например,Homo sapiens Иерархия (соподчиненность), например: империя надцарство царство подцарство и т.д. Основоположник принципов систематики Шведский натуралист, врач

Слайд 3

Пример систематического положения животных

Слайд 4

Вид-совокупность сходных по строению особей, дающих плодовитое потомство

Создал первую систему, но искусственную, т.к. искал сходство организмов, а не родство. Основа – строение тычинок: форма, расположение, размер. Вид постоянен с момента создания.

Слайд 5

Создал цветочные часы

  • Слайд 6

    1.Создал первую систему. 2.Вид- реально существует 3.Бинарная номенклатура 4.Усовершенствовал ботанический язык 5.Описал около 1200 родов и более 8000 видов растений. Дал им названия 1.Искусственная система, т.к. искал признаки сходства, а не родства. 2.Метафизические Взгляды 3.Вид – стабилен (неизменен)

    Слайд 7

    Жан Батист Ламарк(Жан-Батист-Пьер-Антуан де Моне, шевалье де ла Марк)(1744-1829)

    Основной труд: «Философия зоологии» Французский естествоиспытатель

    Слайд 8

    Вид изменчив, но нереален абстрактен. полоз угорь «Вид понятие условное. Природа – непрерывная цепь меняющихся индивидуумов. Одни виды переходят в другие.»

    Слайд 9

    1.Рассматривал эволюцию видов во времени все меняется. 2.Создал определительные таблицы

    Слайд 10

    3.Приспособленность – возникает под прямым воздействием условий внешней среды (Упражнение и неупражнение органов). окапи жираф

    Слайд 11

    4. Ставит вопрос о факторах и движущих силах эволюции (Это стремление всего живого к совершенствованию) 5.Открыл два закона: об изменчивости и наследственности. Закон изменчивости: все меняется под действием лишь одной движущей силы: условий внешней среды. Закон наследственности: индивидуальные изменения, если они повторяются в ряде поколений, передаются по наследству и становятся признаками вида.

    Слайд 12

    6.Постепенное повышение организации живых существ в процессе эволюции Ламарк назвал градацией (восхождение).

    Слайд 13

    (+) (-) 1.Создал первую целостную теорию происхождения видов 2.Первым применил термин «родство» для обозначения единства происхождения живых систем 3.Вид изменчив. Развитие проис- ходит от простого к сложному. 4.Открыл два закона об изменчи- вости и наследственности. 5.Впервые поставил вопрос о факторах эволюции. 1.Вид реально не существует. 2.Неверно определил движущие силы эволюции. (стремление живого к совершенст- вованию) 3.Передаются все приобретенные признаки. 4.Обязательное появление только полезных изменений и их наследование Доказательства эволюционной теории были недостаточны, и она не была принята.

    Слайд 14

    Чарлз Дарвин Книга: «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859г.)- разработка эволюционной теории Книга: «Изменение животных и растений под влиянием одомашнивания» (1868г.) – изложена первая научная основа селекции Книга: «Происхождение человека и половой отбор» - изложена гипотеза происхождения человека (1871 г.)

    Посмотреть все слайды

    Класс: 9

    Презентация к уроку




















    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель урока:

    1. Распределить факторы антропогенеза на биологические и социальные.
    2. Охарактеризовать этапы и факторы становления человека.

    Задачи урока:

    1. Составление характеристики основных этапов эволюции человека.
    2. Освоение приемов описания внешнего строения предков человека.
    3. Выявление причинно-следственных связей в процессе эволюции человека.
    4. Сравнение особенностей внешнего строения архантропов, палеоантропов и неоантропов.

    Тип урока: Комбинированный урок.

    Технологическая карта проектируемого урока:

    Предмет Биология Класс - 9
    Тема урока «Эволюция человека»
    Планируемые образовательные результаты:
    Предметные Метапредметные Личностные

    Охарактеризовать каждый этап эволюции человека.

    Выявить основные признаки для сравнения различных этапов эволюции человека.

    Сравнить скелет обезьяны и человека и установить сходства и различия.

    Доказать факт наличия эволюции человека.

    Доказать факт наличия эволюции человека разумного.

    Установить связь между последовательностью этапов эволюции человека.

    Определить местоположение человека в системе живой природы.

    Доказать действие эволюционных факторов на человека

    Понимание единства происхождения всех людей и ценности жизни каждого человека

    Решаемые учебные проблемы

    Установление этапов эволюции человека и его родства с современными обезьянами.

    Основные понятия, изучаемые на уроке

    Дриопитеки
    Понгиды
    Гоминиды
    Рамапитек
    Австралопитек
    Человек умелый
    Человек прямоходящий
    Неандерталец
    Кроманьонец
    Человек разумный

    Вид, используемых на уроке информационных и коммуникативных технологий (ИКТ)

    1. Фрагменты фильма «Тайны происхождения человека» (http://www.youtube.com/watch?v=6SWaYLbqfOM)

    Методическое назначение средств ИКТ

    Изучение нового материала

    Аппаратное и программное обеспечение

    Компьютер и проектор. PowerPoint

    Образовательные интернет-ресурсы

    http://www.macroevolution.narod.ru/human.htm
    http://www.youtube.com/watch?v=6SWaYLbqfOM
    http://www.medbiol.ru/medbiol/antrop/000191f3.htm#00052fde.htm
    http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/filin/05.php

    Организационная структура урока

    Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала


    Гипотезы происхождения человека

    Длительность этапа

    Методы обучения

    Словесный
    Наглядный

    Демонстрация фрагментов фильма «Тайны происхождения человека»

    Общеклассная форма - лекция

    Учитель излагает материал и наглядно демонстрирует фрагменты лекции

    Деятельность учителя

    Познавательная

    Коммуникативная

    Регулятивная

    Постановка основных проблем урока перед детьми.

    Выделение цели урока на основе вводного слова учителя

    Обсуждение проблемы урока

    Формулировка темы урока.

    Постановка учебной цели и задач учащимися

    Элементы лекции с демонстрацией фрагментов фильма «Тайны происхождения человека» об археологических находках

    Понимание материалов, представленных в фильме

    Обсуждение фильма

    Выделение методов определения возраста археологических находок в процессе просмотра фильма

    Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

    Формирование конкретного образовательного результата

    Решение основных проблем, поставленных на первом этапе урока.
    Характеристика основных этапов эволюции человека

    Длительность этапа

    Основной вид учебной деятельности

    Методы обучения

    Словесный
    Наглядный

    Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

    Презентация PowerPoint «Эволюция человека»

    Форма организации деятельности учащихся

    Общеклассная форма - лекция

    Функции и роль учителя на данном этапе

    Учитель излагает материал на основе презентации «Эволюция человека»

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся (осуществляемые действия)

    Познавательная

    Коммуникативная

    Регулятивная

    Чтение лекции «Характеристика основных этапов эволюции человека» с использованием презентации PowerPoint «Эволюция человека»

    Особенности строения, характерные для человека на разных этапах его эволюции.

    Выбор критериев для сравнения этапов эволюции человека на основании характеристик, данных в процессе лекции учителя.

    Участие в коллективном обсуждении выделенных самостоятельно критериев для сравнения этапов эволюции человека

    Планирование работы в малых группах на основании выбранных критериев для сравнения этапов эволюции человека

    Этап 3. Проверка полученных результатов. Коррекция.

    Длительность этапа

    Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов

    Работа в группах (описание этапов эволюции человека по выбранным критериям) и индивидуально (тестирование по изученной теме) по вопросам решаемых проблем урока.

    Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности

    Презентация PowerPoint «Эволюция человека»

    Методы контроля

    1. Письменный ответ
    2. Самоконтроль пройденного теста

    Способы коррекции

    Форма организации деятельности учащихся

    Индивидуальные формы работы в классе – работа с литературой
    Групповые формы обучения – групповая работа на уроке

    Функции и роль учителя на данном этапе

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся (осуществляемые действия)

    Познавательная

    Коммуникативная

    Регулятивная

    Слежение за этапами выполнения работы группами

    Консультация учеников по возникающим вопросам в процессе выполнения самостоятельны заданий.

    Установление причинно-следственных связей эволюции человека и культуры.

    Подготовка письменного ответа малыми группами.

    Обсуждение результатов теста

    На основании пройденных тестов и составленных описаний этапов эволюции человека по выбранным критериям, осознание качества и уровня усвоенности материала урока

    Этап 4. Подведение итогов, домашнее задание

    Рефлексия по достигнутым, либо недостигнутым образовательным результатам

    Осознание человека как части природы, подверженного влиянию эволюционных факторов.

    Принятия факта происхождения человека от животных, понимание единства происхождения людей всех рас и ценности жизни каждого человека

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся (осуществляемые действия)

    Познавательная

    Коммуникативная

    Регулятивная

    Подведение итогов урока.
    Формулирование домашнего задания:

    1. УМК Сонина Н.И. (линейный курс) по биологии для 9 класса (Эволюция человека, стр. 12-17)
    2. Подготовка докладов в малых группах по предложенным темам

    Доказательство человека как части природы, подверженного влиянию эволюционных факторов.

    Разрешение конфликта «Происхождение человека от животных

    Планирование выполнения домашнего задания.