Где люди используют магниты презентация. Конспект НОД по опытно-экспериментальная деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный камень – магнит. Ход образовательной деятельности

Слайд 2

Цель работы: изучить свойства магнитов, придумать новое применение магнитов. Задачи: 1. Исследовать различные свойства магнитов. 2. Узнать, как люди используют магниты. 3. Придумать свое собственное использование магнитов. Гипотеза: магнетизм был открыт давно, но ему можно найти много новых применений. Литература: 1. Что такое. Кто такой: В 3 т. - М.: «Педагогика-Пресс», 1994. – Т. 2. 2. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. - Изд.: СЛОВО. - Т. 2. 3. Энциклопедия магнетизма. - http://www.valtar.ru/Magnets4/ 4. Драгоценные и поделочные камни, полезные ископаемые и минералы. Энциклопедия коллекционера / Джон Фарндон. – М. : «Эксмо», 2009.

Слайд 3

Что притягивает магнит?

Магниты из моего конструктора притягивают железные шарики. Я попробовала, какие еще предметы притягивают магниты. Оказалось, что: Притягиваются: ножницы, российская монета, булавки, ключи и другие железные предметы. Не притягиваются: пластмасса, дерево, стекло, ткани, керамика, бумага, медная проволока, украинская монета. Оказывается, не все металлы притягиваются! В энциклопедии я узнала: магнитом притягиваются толькомагнитные материалы: железо, кобальт, никель и некоторые редкоземельные элементы. все остальные вещества магнитом не притягиваются, в том числе и металлы алюминий, медь, свинец, золото и серебро.

Слайд 4

Почему магнит притягивает предметы?

Магниты действуют друг на друга и железные предметы, даже если между ними поместить стекло или картон. Это очень похоже на волшебство! Мы не можем увидеть или пощупать то, посредством чего магниты воздействуют на магнитные материалы и друг друга, оно не пахнет и может действовать через стекло, картон, воду и другие вещества.

Слайд 5

Полюсы магнита

У каждого магнита существует два типа полюсов. Если магниту позволить свободно вращаться, то он повернется своим северным полюсом на север, а южным полюсом на юг. Это свойство магнита используется в компасе. Для определения полюсов моих магнитов из конструктора я сделала свой собственный компас. Северные концы своих магнитов я пометила синей лентой.

Слайд 6

Свойства полюсов магнитов

одноименные полюса магнитов отталкиваются. разноименные полюса магнитов притягиваются, ЮС ЮС ЮС СЮ ЮС С Ю Все магниты стремятся повернуться своим северным полюсом на север, а южным полюсом на юг. Значит на севере Земли находится южный магнитный полюс, а на юге -северный магнитный полюс! Я попробовала соединять магниты разными способами и заметила, что:

Слайд 7

Взаимодействие магнита с железным шариком и составной магнит

С Ю СЮ СЮ + = Я пробовала прикладывать железный шарик к разным частям магнита, оказалось что лучше всего притягивается шарик к полюсам магнита, а ровно посредине между полюсами притяжения нет. СЮ Ещё я попробовала сложить два магнита, и магнитные полюсы обнаружились только на противоположных концах составного магнита. Два маленьких магнита превратились в один большой!

Слайд 8

Один магнит удерживает лишь 4 стальных шарика Другой магнит удерживает 7 стальных шариков Играя магнитным конструктором я заметила, что обычный железный шарик становится сам магнитом, если он касается магнита. Он может притягивать еще шарик, а тот – еще один, и так несколько шариков. Магниты могут иметь разную силу!

Слайд 9

1. Моделирование

С помощью магнитов можно соединять детали без клея и без винтов Применение магнитов

Слайд 10

2. Поиск металлических предметов

С помощью магнита можно найти потерянную на ковре иголку. Достать ключи со дна аквариума. Существуют и мощные поисковые магниты, которые помогают найти железные предметы на дне реки.

Слайд 11

3. Крепление предметов к металлической поверхности

  • Слайд 12

    4. Подъем железных предметов

    Магнитные подъемные краны способны поднять бочки с гвоздями или целую связку железных труб.

    Слайд 13

    5. Магниты используются в играх

    Магнитная мозаика и азбука Магнитные шахматы и шашки Руки моей игрушки Валли крепятся с помощью магнитов Магнитный конструктор Магнитная удочка

    Слайд 14

    6. Геркон соединяет контакты под воздействием магнита

    С помощью магнита и геркона я могу включить лампочку или сигнализацию, которую я сделала из моего радиоконструктора. Магнит Геркон

    Слайд 15

    7. Определение сторон света

    Компас помогает людям правильно расположить карту по сторонам света.

    Слайд 16

    8. Магниты в медицине

    Аппарат для магнитно- резонансной томографии позволят нам увидеть, как бьётся сердце человека.

    Слайд 17

    Магнетит - природный магнит

    До ХVIII века корабли брали на борт природные магниты для намагничивания стрелок компасов. Для того чтобы понять, как двигались континенты в прошлом, геологи исследуют ориентацию кристаллов магнетита в различных породах. Ведь в момент своего формирования кристаллы магнетита ориентировались на Северный полюс. Такие исследования называют палеомагнетизмом. В энциклопедии минералов я узнала, что в природе существует минерал обладающий магнитными свойствами – магнетит.

    Слайд 18

    Но с магнитами нужно быть осторожным

    Магнит может: испортить часы, намагнитив их механизм испортить карточку метро исказить цвета на экране телевизора

    Слайд 19

    Мои магнитные изобретения

    Познакомившись с удивительными свойствами магнитов и их применением, мне захотелось придумать какие-нибудь свои способы применения магнитов.

    Слайд 20

    Магнитобол

    Я придумала игру для двух человек. Нужно закатить железный шарик в ворота противника с помощью магнита, при этом шарик не должен прилипнуть к магниту. В этой игре я использовала свойство магнита притягивать железный шарик.

    Слайд 21

    «Волшебные» карусели

    Магнит, движущийся под столиком. Магниты, закреплённые на каруселях. Я сделала из конструктора карусели, которые вращаются сами по себе, если их установить на «волшебный» столик. В этом изобретении я использовала свойство магнитов притягиваться друг к другу.

    Слайд 22

    Топор - саморуб

    Еще я сделала из конструктора топор, который сам начинает рубить, если его поставить на «волшебный» столик. В этом изобретении я использовала свойства магнитов отталкиваться. Магнит, движущийся под столиком. Магнит, закреплённый на топоре.

    Слайд 23

    «Волшебный» столик

    Я сделала его из перевернутого пластикового ящика. Под ним я разместила специальный механизм, перемещающий по кругу сильный магнит. Этот механизм я сделала из конструктора LEGO. Батарейки Электромотор Сильный магнит

    Слайд 24

    Компас йога

    Этот нарисованный бумажный йог на ниточке поворачивается всегда лицом на восток, потому что за спиной у него приклеен длинный магнит, который я составила из десяти маленьких магнитов. Магнит В этом изобретении я использовала свойство магнита поворачиваться своим северным полюсом на север.

    Слайд 25

    Выводы

    Магниты притягивают предметы из магнитных материалов. У магнита всегда есть два полюса. Одноименные полюса магнитов отталкиваются. разноименные притягиваются. Магниты могут действовать на расстоянии. Магниты бывают разной силы Магниты получили много применений в жизни человека. Дети любят играть с магнитами. Придумывать игры с магнитами очень интересно.

    Слайд 26

    Посмотреть все слайды

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    1. Найти ответы на вопросы: Что такое магнит? Какие свойства имеет магнит? Как люди используют магниты в жизни? 2. Провести опыты для определения магнитной силы. 3. Провести опыты для определения магнитного поля. 4. Провести опыт, что магнитные силы проходят через разные материалы. 5. Провести опыт, что 2 магнита могут притягиваться или отталкиваться.

    Всё узнать о магните. На практике исследовать процесс со скрытыми свойствами магнита.

    Магнит - это природный камень, который умеет притягивать железо, и который создает магнитное поле.

    Проводить опыты нужно спокойно, осторожно.

    Мы узнали какими свойствами обладает магнит. Магнит - это природный камень. Люди используют свойства магнита в своих целях. Магнит притягивает железные предметы. Магнит имеет магнитное поле. Магнитные силы проходят через разные материалы (песок, вода, картон, стекло). 2 магнита могут притягиваться и отталкиваться в зависимости от того, как их подносить друг к другу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Свойства магнита"

    Конспект занятия "Свойства магнита" по ознакомлению с окружающем миром. Знакомство детей со свойствами магнита через опыты и эксперименты...

    Волшебные свойства магнита

    Цели.Способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах.Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства.Разв...

    Цель:способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;разв...




    Мое исследование. Я решил с помощью опытов выяснить полезные свойства магнита. А так же узнать: Кто придумал магнит? Для чего его используют взрослые? Как могут его использовать дети? Поставил перед собой следующую цель и задачи: Цель: Выяснить полезные свойства магнита. Задачи: Узнать, кто придумал магнит, для чего его используют взрослые, как могут его использовать дети.












    Шаг третий: Чтобы убедиться в свойствах магнита, я провел практический эксперимент: «Притянет, не притянет?» и сделал вывод: Некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают его притяжения. (На столе металлические и не металлические предметы)


    Шаг четвертый: Проведение эксперимента было настолько интересным, что я решил создавать игры – опыты и играть в них вместе с друзьями. Так играя в игры – опыты «Найди иголку в стоге сена», «Помоги золушке», я, вместе с друзьями, еще раз убедился, что магнит притягивает железные предметы. (На подносе рисовая крупа и мелкие железные гайки)






    А игры – опыты: «Кошка и мышки», «Веселые ребята» «Жили –были Смешарики», убедили нас в том: что магниты действуют через ДСП, фанеру, тонкие доски, картон. (На дне конусных мышек, кота, веселых ребят, приклеены металлические пластинки, а Смешарики приклеены на болты)




    Пользуясь волшебным свойством воздействия магнита на металл, я научился создавать интересные картинки и узнал, что такое магнитное поле. «Проталины» «Веселый ежик» «Скоро зима» «Пыльная буря» Помните - позволять детям самостоятельно манипулировать с опилками опасно. (Лучше всего использовать для этого коробку с прозрачным пластиком сверху и снизу, поместить туда опилки, края тщательно заклеить скочью, рисунок прикреплять снизу).






    Рассказ «Магнит – помощник» А однажды, произошел такой случай. Моя бабушка старенькая, больная и поэтому, мама часто ходит ее навещать. Она помогает ей готовить, убираться, стирать, ухаживать за домашними животными и птицами. И вот, после всех дел они решили отдохнуть, взяли семейный альбом, сели на диван. Бабушка стала надевать очки и вдруг, душка отлетела. Как, оказалось, открутился маленький болтик, который к тому же, куда - то закатился. Зная мое увлечение магнитом, мама срочно, по телефону вызвала меня. Я прибыл, и с легкостью нашел болтик с помощью моего волшебного магнита.







    Коллекционируя магниты, я узнал новое слово «мемомагнетика» А вы знаете, что оно означает? Так называют теперь увлечение коллекционированием магнитов. Рекорд по числу собранных магнитов принадлежит американке Луизе Гринфарб из Хендерсона (пригород Лас-Вегаса, штат Невада). Её рекорд тысяч магнитов.
    Теперь я точно знаю, что магниты и волшебники, и помощники!!! Все игры – опыты очень просты и не нуждаются в описании, стоит только посмотреть на фотографии, можно с легкостью догадаться как их проводить. Попробуйте поиграть в такие игры - опыты со своими детьми, и вы убедитесь сами, что это очень интересно, увлекательно и познавательно!


    Спасибо за внимание! Компенсирующая группа Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 39 муниципального образования Усть - Лабинский район, Краснодарский край Воспитанник: Данил Гнатуша Руководитель: воспитатель Поддубная Н.И.

    Светлана Олейник
    Занятие - презентация проекта «Что такое магнит и сможем ли мы обойтись без него?»

    Презентация проекта : «Что такое магнит и сможем ли мы обойтись без него

    Цель :

    1. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

    2. Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

    3 Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

    4 Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;

    5. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

    6. Развитие познавательных способностей;

    7. Развитие творческого воображения;

    8. Развитие творческого мышления;

    9. Развитие коммуникативных навыков.

    10. Поддерживать у детей желание давать развернутое объяснение; делать самостоятельные выводы на основе наблюдения и обобщения.

    Ход презентации проекта:

    Я приветствую детей и взрослых, которые присутствуют сегодня в нашем зале.

    Сегодня в нашем зале присутствуют ребята нашей группы, а так же ребята из группы №4, в качестве зрителей и непосредственных участников мероприятия. (с которыми была проведена предварительная работа по теме «Магнит » , но дети не знакомы с опытами, которые проведут дети 4 группы)

    Вы знаете, что ребята нашей группы в течение двух месяцев изучали объект, а какой угадайте :

    Что же это за объект?

    Есть вопрос - ответов нет.

    К нему железо прилипает,

    В природе тоже он бывает.

    В древнем городе Магнессия его повстречали .

    Волшебные свойства его замечали.

    Ну а теперь, все дружно отвечайте

    И поскорее объект называйте. (магнит )

    Правильно, ребята, это магнит . Для того, чтобы нашим исследователям работать было интересно, мы объединились в творческую группу, которая называется «Юный исследователь» . А чтобы работа спорилась, была слаженной, дружной, наша творческая группа следовала девизу.

    Варя : Мы с природою дружны,

    О ней мы все узнать должны.

    Различные объекты изучаем,

    Исследуем и необычное в природе замечаем.

    Сегодня наши юные исследователи поделятся с вами своими знаниям. Вы увидите, что ребята знают и чему они научились.

    Вова Похидняк вместе со своими родителями нашли в интернете легенду о магните и изготовили к ней макет из пластилина, а Степа Власов и Коля Орлов нарисовали рисунки к этой старинной истории. А помогли им в этом родители – наши первые помощники и непосредственные участники исследовательского проекта . И сегодня они предоставляют вашему вниманию свои произведения искусства и познакомят нас с этой легендой.

    А вы внимательно слушайте, потому, что в конце вас ждет интересный вопрос, на который вам предстоит ответить.

    Вова :

    В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным- давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Недалеко от горы был город, в котором жил храбрый рыцарь. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей.

    Степа : Смело он разгуливал, где хотел. Только в одном месте еще ни разу не был - возле той самой горы. С детства ему рассказывала мама, что ни один рыцарь мимо нее проехать не может . Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает.

    Коля : Но рыцарь был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернется. Но как ни был рыцарь силен и отважен, гора все равно притянула его к себе. Рыцарь был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от нее освободиться и освободил всех рыцарей.

    Какой способ нашел рыцарь, чтобы освободиться от этой горы? (снял доспехи) .

    Молодцы ребята, вы правильно решили эту трудную задачу. Я думаю рыцарь так и поступит.

    А вы знаете, что ребята, проводя исследования в творческой группе многому научились.

    Эксперименты мы проводили

    Силы магнитные определили

    Проходят они сквозь стекло и бумагу

    Картон и пластмасса для них не преграда

    Смекалку и знания ты применяй,

    Опыт скорее наш разгадай.

    И я предлагаю отправиться в увлекательное путешествие, где мы встретим не только сказочных героев, а также попробуем решить интересные задачи, а ребята 3 - ей группы помогут нам в этом. Ну что, вы готовы к испытаниям? Тогда в добрый путь.

    Ребята третьей группы будут показывать различные опыты и эксперименты ребятам четвертой группы и зрителям (родителям) .

    Первой нас встречает Василиса- премудрая, у которой на столе : трехлитровая банка с водой, рыбки из тонкого пластика со скрепкой, магнит , накрытый пластмассовой тарелкой.

    Василиса- премудрая :

    Этих рыбок мы изготовили вместе с ребятами и очень любим с ними играть. А вы хотите пустить их поплавать? (да) .

    Ребята пускают рыбок поплавать в банку с водой. Рыбки опускаются на дно банки.

    Василиса- премудрая :

    А вот и задача, которую предстоит вам решить. Как можно достать рыбок, не замочив рук? (Можно вылить из банки воду, можно надеть резиновые перчатки и тогда руки останутся сухими, можно достать с помощью магнита )

    Дети достают рыбок с помощью магнита .

    Воспитатель :

    Ребята, через что проходят магнитные силы , притягивая наших рыбок со скрепками? (через стекло и бумагу)

    Вывод : Магнитные силы проходят через стекло и бумагу.

    Молодцы, с этой задачей вы справились, посмотрим как вы справитесь с заданием нашего фокусника.

    На столе у фокусника – два самолета – один бумажный, другой тоже бумажный, но к нему прикреплена нитка, а внутри спрятана железная пластина.

    Фокусник :

    Посмотрите, что это? (это самолет, который висит на нитке)

    Мы вместе с детьми рассматриваем самолет, сделанный из бумаги.

    Из какого материала сделан самолет? (из бумаги)

    Как можно сделать так, чтобы этот самолет летал? (Можно запустить его, можно держать за ниточку и покрутиться вместе с ним или побежать)

    А я знаю еще один способ поднять самолет в воздух, я заставлю самолет повиноваться мне. Смотрите. Я подношу к самолету «Волшебную рукавичку» . Самолет притягивается.

    Возникает вопрос : «Почему так происходит?» Дети высказывают предположения. Одно из предположений - в рукавичке спрятан магнит . Проверяем предположение и выясняем, что внутри рукавички действительно находится магнит . Дети считают, что это магнит притягивал самолет .

    Воспитатель :

    Хорошо, если магнит притягивает этот бумажный самолет, будет ли он притягивать другой такой же самолет ? (да)

    Проверяя предположение, видим, что другой самолет магнит не притягивает .

    Воспитатель :

    В чем же дело, почему так происходит? (внутри самолета, который притягивает магнит , спрятан какой-то железный предмет)

    Проверяем предположение и убеждаемся в том, что внутри спрятана железная пластина.

    Ребята, через какие материалы проходят магнитные силы ?

    Вывод : магнитные силы проходят через бумагу и шерстяную рукавичку и притягивают металлическую пластину. Вот мы с вами и разгадали этот фокус. Молодцы, с этой трудной задачей вы справились. А фокуснику скажем спасибо за этот интересный фокус. Ну а нам пора к звездочету.

    Посмотрим, что же интересного приготовил он для нас?

    На столе у звездочета макет звездного неба с планетами, солнцем и космическим кораблем.

    Звездочет :

    Этот макет мы приготовили вместе с ребятами. Сначала мы сделали «звездное небо» , а потом из легкого застывающего пластилина слепили наши планеты. Но это еще не все, ниши планеты могут путешествовать по своим орбитам. Смотрите. Что за сила заставляет двигаться наши планеты? (Это магнит .)

    Через какие материалы проходят магнитные силы ? (Через картон и притягивает железную скрепку, которая прикреплена к планете)

    Вывод : Магнитные силы проходят через картон.

    Воспитатель :

    Молодцы, ваша смекалка и внимательность помогли вам в решении этой сложной задачи.

    А что же ждет нас впереди?

    Все мы с магнита любим играть ,

    Бабочки наши умеют летать,

    А гномики к домику могут шагать.

    Магнитный конструктор мы собираем

    И с нами сегодня играть приглашаем.

    Дети все вместе играют в различные игры, основанные на свойствах магнита . Это магнитный театр , магнитный конструктор , магнитная доска для рисования .

    В заключении я спрашиваю у ребят :

    Юные исследователи, вам понравилась реализация вашего проекта ? Чему вы научились?

    Вова П.: Мы научились экспериментировать.

    Коля О.: Узнали, что информацию можно найти не только в книгах и энциклопедиях, но и в интернете.

    Степа : Научились дружно работать, слушать друг друга, не перебивать и договариваться.

    Воспитатель : Мы приглашаем всех детей в нашу творческую группу «Юные исследователи»

    Поисково-познавательная непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный камень – магнит»

    Исследовательский проект
    «ВОЛШЕБНЫЙ КАМЕНЬ - МАГНИТ»

    Актуальность:

    Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, является одной из актуальнейшей проблем современности.

    Главное достоинство экспериментирования в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

    В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, сведений.

    Экспериментирование связано со всеми видами деятельности, такими, как наблюдение и труд, развитие речи, изобразительная деятельность, ФЭМП.

    Цель проекта:

    Задачи проекта:

    Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

    Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (символов, схем);

    Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

    Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

    Участники: воспитанники подготовительной логопедической группы, воспитатели, учитель-логопед, родители воспитанников.

    Этапы проведения проекта:

    I. Подготовительный этап:

    1. Разработка плана проекта «Мой магнит меня манит».

    2. Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.

    Подготовка методической литературы.

    3. Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме «Опыты, экспериментирование с магнитом».

    4. Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.

    5. Оформление информационно-просветительского материала для родителей в виде, папок-передвижек, материала в уголке для родителей

    7. Помощь родителей в оформлении уголка экспериментирования.

    II. Основной этап:

    1. Чтение сказки «Мечты одного магнита». Легенды о магнитах.

    2. НОД «Ознакомление с природным происхождением магнита».

    Разучивание стихотворения о магните.

    3. Игра с игрушками «Бакуган».

    4. Просмотр мультфильма «Фиксики» («Магнит», «Компас»).

    5. Проведение опытов с магнитами дома.

    6. Игры с магнитным конструктором, азбукой, мозаикой.

    7. НОД «Волшебный камень - магнит».

    8. Оформление стенда «Экспериментируем дома».

    III. Заключительный этап:

    1. Оформление альбома «Использование магнита в медицине, космонавтике, судостроении и т.д.

    2. Оформление магнитного театра по сказке «Рукавичка».

    Список литературы:

    1. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников».

    Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. 2010 г.

    2. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 2010 г.

    3. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». Мартынова Е. А., И. М. Сучкова. 2011 г.

    4. «365 научных экспериментов». 2010 г.

    Поисково-познавательная
    непосредственно образовательная деятельность
    для детей старшего дошкольного возраста
    «Волшебный камень - магнит»

    Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

    Задачи:

    Образовательные

    1. Формировать представления детей о физическом явлении - магнетизм.

    2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).

    3. Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм», «полюса магнита».

    Развивающие

    1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.

    2. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.

    Воспитательные

    1. Развивать художественное восприятие при знакомстве с художественным словом по теме «Магнит».

    2. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.

    3. Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать, договариваться.

    Материал и оборудование:

    Демонстрационный: 2 магнита, скрепки большие и маленькие, «Автомобильная трасса», банка со змейкой, аквариум.

    Раздаточный: по 2 маленьких магнита на каждого ребенка, набор предметов из различных материалов: мягкая игрушка, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, стеклянная баночка, металлические скрепка и гвоздик, заготовки для рыбок, ножницы.

    Логика образовательной деятельности

    Воспитатель приглашает детей в зал, оформленный под научную лабораторию….

    Задает детям вопрос - «Куда мы пришли?»

    Дети рассматривают материалы, «оборудование», предлагают вариант ответа.

    Педагог, используя подсказку (слайды с изображением научной лаборатории), подводит детей к выводу, что оказались они в научно-исследовательском институте.

    Спрашивает детей, кто работает в научно-исследовательских институтах и чем занимаются люди данной профессии.

    Воспитатель: - Ребята! Я предлагаю вам посетить наш институт и на некоторое время стать учеными - исследователями.

    Предлагает надеть халаты, шапочки, очки.

    Обращает внимание детей на стенд со схемами «Правила безопасности работы в лаборатории». Проводит беседу «Как нужно вести себя в научной лаборатории». Изучают правила, распределяют роли.

    Воспитатель выступает в качестве старшего научного сотрудника, так как он уже побывал в данной лаборатории и знает, чем интересным здесь можно заняться. Детям предлагаются роли младших сотрудников и лаборантов и бейджик с соответствующим обозначением.

    Воспитатель вносит коробку с большим магнитом. Коробка - закрыта.

    Сегодня к нам в институт привезли какой-то предмет для исследования, попробуйте угадать что это?

    Бывает маленьким, большим,

    Железо очень дружит с ним,

    С ним и незрячий, непременно,

    Найдет иголку в стоге сена.

    Ответы детей…

    Вот перед нами обычный магнит.

    Много секретов в себе он хранит.

    Воспитатель: - « Наша задача - познакомиться поближе с этим удивительным камнем». Показывает магнит детям, дает потрогать (какой на ощупь? Гладкий, холодный), определяют вес (тяжелый - легкий?), цвет…

    Дают определение - «Магнит это камень, поверхность его холодная, гладкая, имеет вес…..».

    Воспитатель задает вопрос - «Какое еще свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней?»

    Ответы детей…..

    Воспитатель: - « Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит?» Ответы детей.

    Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю пройти всем младшим сотрудникам и лаборантам в лабораторию № 1…

    - «Посмотрите, какие предметы лежат у вас на столах?»

    Дети перечисляют…

    1. мягкая игрушка

    2. деревянный карандаш

    3. пластмассовая пуговица

    4. стеклянная баночка

    5. металлические скрепка и шайба.

    Опыт № 1.

    «Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». Дети выполняют задание…

    «Как проверить правильный ли выбор вы сделали?» Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).

    - «Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка, шайба).

    - «А какие не притянул?» (Мягкую игрушку, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, стеклянный шарик).

    « Какой можно сделать вывод?»

    Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

    Изучение следующих свойств магнита можно продолжить в лаборатории № 2.

    На столе лежит и одновременно демонстрируется на экране схема «Отталкивание и притяжение магнитов» и самолеты с магнитными концами (красный - синий).

    Коллеги, обратите внимание на схему, как вы думаете, какое исследование нам нужно провести? Ответы детей…

    Воспитатель обращает внимание детей на магнит, раскрашенный в красный и синий цвет. А также на самолетики, лежащие на столах, с такой же окраской. Спрашивает, почему магнит покрашен в два цвета? Дети ведут рассуждения… Затем воспитатель предлагает соединить самолетики двумя одинаковыми концами. Что происходит? (самолетики отталкиваются). Если соединить разными концами- красным и синим (самолетики соединяются). Почему? Ответы детей… Воспитатель дает пояснение: у магнита два полюса, если соединять два одинаковых полюса, то магниты будут отталкиваться, а если соединить два разных, то они притянутся друг к другу.

    Динамическая пауза

    Воспитатель предлагает пройти к аэродрому. - Посмотрите, я принесла сделанные вами самолетики: синие и красные, как полюсы магнита. Обратите внимание - наши аэродромы тоже имеют два цвета (красный и синий). Как только заиграет музыка, вы полетите по кругу, когда музыка остановится, вам нужно посадить самолет на тот аэродром, который его притянет. 2-3 детей объясняют, почему самолёты приземлились на тот или иной аэродром.

    Ребята, посмотрите, в лаборатории № 3 стоит какой-то сосуд, а что в нем находится, не видно. Но, по всей вероятности, там находится какое-то существо, возможно, ядовитое. Как узнать, кто находится в банке, не опуская туда руки?

    Ответы детей, обсуждение, догадки.

    Попробуем магнитом достать обитателя банки?

    Опыт № 3. Достать магнитом змейку из банки.

    Воспитатель: - У вас на столах стоят банки, в которых лежат змейки-скрепки. Достаньте из банки скрепки магнитом.

    Воспитатель: - Ребята, какой можно сделать вывод?

    Дети: - Магнит действует через стекло.

    (Демонстрация схемы через проектор).

    - Как вы думаете, только ли через стекло действует магнит?

    Ответы детей.

    Опыт № 4.

    На мольберте нарисована трасса для машинок, на столе лежат маленькие металлические машинки и магниты. Устанавливается магнит за машинкой, который двигает ее по трассе.

    А теперь попробуйте сами. Возьмите по машинке, попробуйте управлять ими с помощью магнита.

    Какой можно сделать вывод?

    - Магнит действует через картон.

    (Демонстрация всех схем через проектор одновременно).

    Детям предлагается игра «Рыболов». Магнитными удочками дети вылавливают рыбок из аквариумов.

    В конце игры обсуждается следующее свойство: «Магнит действует через воду».

    (Демонстрация слайда).

    Воспитатель обращает внимание детей на коробку с магнитом.

    Дорогие коллеги, сегодня у нас с вами был трудный, но интересный день. Мы изучали свойства магнита.

    Какими свойствами обладает магнит?

    (На доске выставлены схемы - подсказки).

    Дети называют свойства и выбирают соответствующую схему. (Одновременно схемы появляются на экране).

    1. Магнит притягивает только металлические предметы.

    2. Магнит имеет два полюса: разные полюсы - притягиваются, а одинаковые - отталкиваются.

    3. Магнит действует через стекло, картон, воду.

    Дети вместе с воспитателем складывают магнит и карточки, отправляют посылку с выполненным заданием.

    Ребенок читает стихотворение про магнит:

    Уже давно люблю магнит.

    Он и теперь меня манит

    Камня маленький кусок,

    Невзрачный, серенький брусок.

    Воспитатель обращает внимание детей на экран «Практическое применение магнита».

    Воспитатель ориентирует детей на дальнейшее ознакомление со свойствами и применением магнита. - Как и где найти нужную информацию. Дети предлагают ответы. (Спросить у родителей, позвонить родственникам или друзьям, прочитать энциклопедию, посмотреть ТV, обратиться к Интернет-ресурсам и др.).

    Дорогие младшие сотрудники и лаборанты, руководство научно-исследовательского института благодарит вас за проделанную работу и награждает вас ценными памятными подарками - магнитными играми.

    Номинация: Детский сад, подготовительная группа, старшая группа, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность
    Название: Конспект НОД по опытно-экспериментальная деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный камень – магнит»

    , воспитатель высшей квалиф. категории, МБДОУ д/с № 110 г. Самара, Россия.
    Автор презентации:
    Гришина Ирина Юрьевна
    , учитель-логопед высшей квалиф. категории, МБДОУ д/с № 110 г. Самара, Россия.