Конспект логопедического занятия дикие и домашние животные. Конспект логопедического занятия "дикие животные". «Накажи непослушный язык»

Занятие по развитию речи: «Дикие и домашние животные»

Провели: воспитатель Новикова И.А.

логопед Пильщикова Л.А.

Цели : - обобщить и систематизировать знания детей о жизни диких и домашних животных;

Совершенствование грамматического строя речи;

Учить слышать и выполнять словесные инструкции;

Развивать крупную моторику при выполнении движений физминутки;

Учить составлять целое из частей; развивать слуховые ощущения при различении на слух звуков окружающей среды (пение птиц, звук дождя и т.д.)

Учить составлять целое из частей;

Уточнять и расширять словарный запас и развивать связную речь.

Здоровьесберегающие технологии:

Дыхательная гимнастика «Запах леса и деревни», физминутка «Перейти через болото», упражнения для развития мелкой моторики рук «Ёжик», работа с пазлами.

Оформление:

Деревня (дом, забор), рисунки диких и домашних животных, игрушки «дикие и домашние животные», магнитные пазлы, маски, лесная опушка (лес, ягоды, грибы, цветы.

Дидактические игры: магнитные пазлы «Собери животных», «Чей хвост?», «Кто где живет?», «Угадай, кто кричит?»

Ход занятия:

    Организационный момент. Вступительная беседа.

Аудиозапись «Вступление»

Самомассаж «С добрым утром глазки, вы проснулись?»

А теперь давайте настроимся с вами на занятие. Встаньте все в кружок и повторяйте за мной.

С добрым утром глазки, вы проснулись? (массируются веки глаз)

С добрым утром ушки, вы проснулись? (массируются уши)

С добрым утром носик, ты проснулся (массируются крылья носа)

С добрым утром ручки, вы проснулись (гладить руки сверху – вниз)

С добрым утром ножки, вы проснулись? (гладить ноги сверху – вниз)

С добрым утром солнце, я проснулся! (встать на носочки, потянуть руки вверх и улыбнуться)

Артикуляционная гимнастика.

«Улыбка» - Наши губки улыбнулись

Прямо к ушкам потянулись.

«Маятник » Ходит маятник в часах:

Влево – тик, а вправо – так.

«Накажи непослушный язык»

Язычок твой – озорник,

Он не слушает тебя.

Накажи его скорее:

«Пя-пя-пя, пя-пя-пя!»

«Чистим зубки» Мягкой щеткою с утра

Чистит зубки детвора.

«Чашечка» Будем пить из чашки чай

Ты из чашки новой.

Эту чашку показать

Ты сейчас попробуй!

«Грибок» Под высокою сосной

Мы грибок нашли с тобой.

«Лошадка» Цок-цок-цок по мостовой-

Идет лошадка к нам с тобой.

Воспитатель:

- «Ребята, давайте посмотрим в окно. Какое там солнышко! Какое настроение возникает у вас, глядя на яркое солнышко? (ответы детей)

Да, у нас тоже радостное, отличное настроение, потому, что мы с вами сегодня много-много всего узнаем интересного. А о чем мы будем говорить, вы можете отгадать сами:

Загадка: Они бывают дикими

Живут в лесу дремучем.

Домашними бывают

И помогают людям.

Кто они такие?

Дети: (животные)

Ну конечно, вы правы! Мы с вами поговорим о диких и домашних животных. Ребята! Вы любите путешествовать? (ответ) Мы с вами сегодня отправимся в путешествие в деревню и в лес.

Мы живем в городе, здесь большие дома, ездит много машин. А мы хотим показать вам деревню и лес, познакомить с животными, живущими на скотном дворе и в лесу.

Отправляемся в деревню!

    Звук деревни (музыка) Аудиозапись «Звуки деревни» . Выполнение дыхательной гимнастики «Запах деревни»

Глубоко вдыхаем аромат садовых цветов, ягод, запах сирени, растущих вдоль забора. Вдыхаем через рот (2-3 раза)

А вот и деревня!

Каких же животных мы можем здесь встретить? (Игра «магнитные пазлы» нужно собрать из частей и назвать домашнее животное).

Аудизапись «Крики животных»

Молодцы, ребята. Вы хорошо знаете названия домашних животных. А как вы думаете, кого здесь не хватает? (кошки и собаки)

Верно! Собачка вот она (показываем картинку), а кота что-то нет нигде.

Вот беда, кот Яшка сбежал со двора. Он решил сам жить в лесу. Мы боимся за Яшку, ведь в лесу много зверей, они могут его обидеть! Да и заблудится Яшка, может, поищем его?

    – Тогда отправляемся в лес. А чтобы попасть в лес, нужно перейти через болото по кочкам. Аудиозапись (минусовка)

Физминутка: (дети прыгают по кочкам, взрослые помогают им)

Молодцы! Вот мы и в лесу! Звучит музыка леса.

Здравствуй, добрый лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Дыхательная гимнастика «Запах леса» Аудиозапись «Звуки леса»

Вдыхаем через нос запах леса – это запах хвои, лесных цветов и ягод (вдох через нос, выдох через рот).

Ребята, животные испугались нас и спрятались. Давайте их найдем и спросим, не видели ли они нашего кота Яшку?

(Игра «чей хвост») Дети отгадывают и называют.

А кто спрятался в этом мешочке? (дети из мешочка вынимают массажные мячи, затем выполняют массаж для пальчиков «Ёжик»

Это наш колючий ёжик

Нет ни головы, ни ножек.

По дорожке он спешит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Он по пальчикам спешит
и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Уходи, колючий ёж,

В тёмный лес, где ты живешь.

А здесь, среди теней животных вы найдете ёжика?

Игра «Тени животных». (Среди теней дети находят тень кота)

А вот и Яшка! Давайте заберем его домой, а то он пропадет.

Ребята, могут ли домашние животные жить в лесу? (Дети: нет)

- они не умеют строить себе жилье

- добывать пищу

- защищаться от врагов.

А дикие животные не могут жить с человеком, т.к. тоже могут погибнуть.

Каждое животное хорошо и полезно на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа.

4. Заключительная часть.

    Хвост крючком

Нос пятачком (свинья)

    Молоко пьет,

Песенки поет

Чисто умывается,

А с водой не знается. (кошка)

    Быстрый маленький зверек

По деревьям прыг – поскок (белка)

    Зимой белый

Летом серый. (заяц)

    Кто осенью спать ложится

А весной встает? (медведь)

Звучит музыка. В это время дети в сухом бассейне находят игрушки диких и домашних животных, размещают их на макете деревни и леса. Затем надевают маски этих животных.

Под музыку играют, бегают по полянке. Аудиозапись «В траве сидел кузнечик» По сигналу «домашние животные» прячутся у домика, а «дикие» у елочки.

Подошло к концу наше путешествие.

Как вы думаете, какие из животных дикие, а какие домашние? Что вам больше понравилось делать на занятии.

Разделы: Логопедия

Цель занятия:

  • дифференциация диких и домашних животных;
  • закрепление обучения составления сложных предложений с союзом А;
  • закрепление навыков словообразования
  • обогащение словарного запаса, развитие связной речи, мышления, памяти.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные : закрепить обобщающее понятие «дикие» и «домашние» животные; учить дифференцировать диких и домашних животных; закреплять обучение составлять сложные предложения с союзом А, закреплять навык словообразования (существительные с уменьшительно-ласкательным значением).
  • Коррекционно-развивающие : развитие связной речи и общей моторики, развивать внимание, мышление и память.
  • Коррекционно-воспитательные: продолжать воспитывать доброе и внимательное отношение к животным.

Демонстрационный материал: макет скотного двора, фигурки животных, предметные картинки и их контурные изображения животных, картинки с изображениями леса и дома.

Раздаточный материал: светофорчики двух цветов для каждого ребенка, шапочки с изображениями животных, разрезные картинки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в деревню. Там увидим много разных животных.

(Дети рассматривают скотный двор, на котором стоят различные животные)

Логопед:
– Как называются эти животные? (Домашние)
– Почему мы их так называем? (Они живут рядом с человеком и приносят пользу).
– А все ли животные здесь домашние? (Нет)
– Какие животные лишние? (Волк и лиса)
– А как они называются? (Дикие животные)
– А где они живут? (Они живут в лесу)
– А каких диких животных вы еще знаете?
– Давайте диких животных отпустим в лес.
– Кого мы отпустим? (Лису, волка) Назовите их ласково.
– А кто остался? Назовите их ласково.

2. Работа с картинками и контурным изображением

Каждому ребенку раздается контурное изображение животного.

– Кто у вас нарисован? Найдите этого животного на столах.

(Предметные картинки лежат на столах, ребенок находит свое животное по контуру и садится на это место).

3. А теперь, отгадайте загадки про животных. У кого отгадка, тот показывает изображение и называет его.

  • Острые ушки, на лапах подушки (кошка) .
  • Зимой спит, летом ульи ворошит (медведь) .
  • Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу,
  • В дупле на старом дубе, орешки я грызу (белка) .
  • *Кто зимой холодной, ходит злой, голодный (волк) .
  • Рыжая, хитрая, за зайцами охотится (лиса) .
  • Нос пятачком, а хвост крючком (свинья) .
  • Под соснами, под елками, лежит мешок с иголками (еж) .

4. Физминутка

– А сейчас, мы с вами превратимся в животных. Была Света, а станет белка.

(Детям раздаются шапочки с изображениями животных)

– Скажи, кто ты был и кем ты стал? (Дети составляют предложения: Я был Саша, а стал волк)

– Пока звучит музыка, мы будем гулять, а когда музыка закончится, то каждый должен убежать к себе. Дикие животные идут к картинке с изображением леса, а домашние к картинке домика.

(Можно играть несколько раз, меняя шапочки.)

5. Игра «Светофорчики»

У каждого ребенка два светофорчика желтого и зеленого цвета.

– Я буду называть животного, а вы внимательно слушайте, если это дикое животное, то вы поднимаете зеленый светофор, а если домашнее, то желтый.

6. Четвертый лишний

– Убери лишнюю картинку и объясни почему.

корова, собака, лиса , коза
волк, собака, медведь, белка
лошадь, свинья, щенок , коза
медвежонок , заяц, белка, еж

7. Игра «Собери картинку» У каждого ребенка разрезная картинка

– Кого ты собрал? Кого собрал твой сосед? Составь предложение. (У меня кошка, а у Вани лиса).

8. Итог занятия

– Как одним словом мы называем лису, волка, медведя, белку?
– О диких животных люди заботятся? Правильно, они сами строят себе жилища и добывают корм.
– А как одним словом называют собаку, кошку, корову? Зачем люди заботятся о домашних животных? Какую пользу они приносят? А что делают люди для этих животных?
– Молодцы, ребята, теперь мы можем поиграть с животными и поухаживать за ними.

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей ТНР старшего дошкольного возраста по теме «Диффренециация диких и домашних животных». Данное занятие проводится в виде игры «Клуба веселых и находчивых» с участием зрителей (родителей) и судьи (воспитатель группы). Во время занятия используется наглядный материал, музыкальные произведения. В конце игры подводится итог и проводится награждение участников медалями.

Конспект открытого логопедического занятия на тему:

«Дифференциация диких и домашних животных»

Раздел «Формирование лексико-грамматических категорий».

1. Закрепить, уточнить знания о домашних и диких животных, активизировать словарь детей по теме.

2. Продолжать учить образовывать притяжательные прилагательные от имени существительного.

3. Закрепить образование родительного падежа имени существительного в единственном числе.

4. Закрепить согласование имени существительного с притяжательными местоимениями, с числительными 2, 5.

5. Закрепить употребление предлога «ИЗ-ЗА»

6. Закрепить умение подбирать к имени существительному прилагательные, глаголы настоящего времени.

7. Развивать зрительное, слуховое внимание, память, логическое мышление.

Оборудование: картинки диких, домашних животных и их детёнышей, магнитная доска, мольберт, предметные картинки по теме, разрезные картинки, поднос, цифры 2, 5, пронумерованные конверты с заданиями медали детям, призы детям.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети входят мод минусовку гимна КВН.

«Встаньте детки, встаньте в круг.

Каждый каждому здесь друг!

Вправо, влево повернитесь

И друг другу улыбнитесь

Будем крепко мы дружить,

Будем дружбой дорожить!»

II. Основная часть.

Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на игру “Умники и умницы”. Я буду ведущая, вы – игроки, а наши гости – зрителями. Посмотрите, как много сегодня зрителей на нашей игре. Давайте поздороваемся со зрителями. Уважаемые зрители, поприветствуйте наших игроков аплодисментами. Дети садятся за столы.

Тема нашей игры: «Животные». Послушайте правила игры: каждое задание находится в конверте под своим номером. Я буду подносить к вам конверты и называть цифру. Тот ребёнок, к которому я подойду, даст мне нужный конверт.

Итак, мы начинаем игру.

Конверт № 1: Игра “Узнай по описанию”.

Животное, у которого есть рога, хвост, вымя, даёт молоко. (Корова)

Животное, у которого четыре ноги с копытами; перевозит грузы и людей, питается сеном, травой. (Лошадь).

Животное, у которого четыре лапы, когти, мордочка с усами; ловит мышей. (Кошка)

Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц)

Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь)

Проворная, запасливая, рыжая или серая, любит орешки. (Белка)

Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса)

Маленький, шустрый, колючий (Ёж)

Верная, четырёхлапая, сторожит дом, любит есть косточку (Собака)

Розовая, с маленьким хвостиком крючком, хрюкает, даёт нам мясо (Свинья)

Небольшая, рогатая, даёт нам молоко, шерсть (Коза)

Небольшая, кучерявая, даёт нам шерсть, блеет (Овца)

Серый, голодный, воет (Волк)

Большой, коричневый, рогатый, любит есть кору деревьев (Лось)

Детям раздаются картинки животных.

Ребята, как мы назовём всех, кто изображён на ваших картинках? (животные). На какие две группы можно разделить этих животных? (дикие и домашние). Где живут дикие животные? (в лесу) А домашние? (в деревне). Но в деревне ещё есть жилища животных. Давайте их назовём: коровник, конюшня, свинарник, будка, сарай, изба (логопед показывает картинки).

На доске выставляются картинки жилищ и леса.

Давайте отправимся в путешествие. Сейчас встанут возле своих мест дети, сидящие на первом ряду. Под звуки поезда дети подходят к доске. Расставляют картинки своих животных в места жительства.

Ответы детей: «Мой волк живёт в лесу. Моя корова живёт в деревне в коровнике».

А теперь встанут возле своих мест дети, сидящие на втором ряду.

Под звуки поезда дети подходят к доске. Расставляют картинки своих животных в места жительства.

Ответы детей: «Моя лошадь живёт в конюшне. Мой волк живёт в лесу».

Как мы назовём одним словом животных, которые живут в лесу? (дикие)

Как мы назовём одним словом животных, которые живут в деревне? (домашние)

Конверт № 2: Игра «Посчитаем». В конверте цифры 2 и 5.

Ребята. В деревне и в лесу живёт много животных. Давайте согнём наши руки и поедем на поезде, произносим «Чух-чух…». Вытягиваем губы трубочкой. Приехали в деревню. Я буду подносить цифру к животному, а тот, кого я назову, будет мне отвечать, сколько животных живёт в деревне. Например: «В деревне живёт 5 коров. В деревне живёт 2 козы».

Теперь едем с вами в лес. Сели на поезд, ручки приготовили- поехали: «Чух – чух…»

Ответы: «В лесу живёт 5 белок. В лесу живёт 2 волка».

Конверт № 3: Игра «Четвёртый лишний»

Корова, медведь, свинья, коза;

волк, ёж, заяц, кошка;

лошадь, коза, баран, собака (лапы);

лиса, лось (ноги), волк, заяц;

ёж (колючки), лиса, белка, медведь (шерсть).

Конверт № 4: Игра «Чья тень?»

Ребята, возьмите из корзинок картинки. Вы узнали своих животных?

Дети: «У меня тень коровы. Дима, а у тебя, чья тень? У меня тень медведя».

А теперь вам надо расставить тени животных к их картинкам на доске.

Логопед группами вызывает детей. После дети садятся на ковёр.

Конверт № 5: физкультминутка «Звериная зарядка»:

Раз – прыжок, два – присядка-

Это заячья зарядка.

А лисята, как проснутся,

Любят долго потянуться,

Обязательно зевнуть.

Ну и хвостиком вильнуть.

А волчата спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть.

Ну, а мишка косолапый,

Широко расставив лапы,

То одну, то обе вместе

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало – начинает все сначала.

Конверт № 6: Игра “Подбери часть животного” (за столом)

На столе у каждого ребёнка в корзинке картинка с частью животного.

Ребята, положите перед собой картинки. У вас целые картинки? У вас часть животного. Сейчас я проверю, узнали ли вы своих животных. Вы будете называть мне часть тела животного и чья она. Например: «У меня голова волчья».

А теперь вы подберёте недостающую часть тела вашего животного.

Логопед на подносе подносит к каждому ребёнку вторые части животных. Ребёнок ищет свою и соединяет картинку. Слушайте внимательно условие ответа: отвечать мне будет тот, до кого я дотронусь рукой, а не тот, на кого я смотрю глазами.

Ответы детей: «У меня получился лось».

Как мы назовём одним словом ваших животных? (дикие) Где они живут? (в лесу)

Уберите картинки в корзинку.

Конверт № 7: “Игра со зрителями»

Я копытами стучу, стучу. Я скачу, скачу. Грива вьётся на ветру. (Конь).

Кто ни в жару, ни в стужу не снимает шубу? (Овца).

Идёт мохнатый, идёт бородатый, рожками помахивает, бородой потряхивает, копытами постукивает (Козёл).

Есть рога, а не баран, хвост свечой, а не белка, не корова, а молоко даёт (Коза).

Заплелись густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога (Баран).

Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое (Корова).

Конверт № 8: Игра «Семейка».

На мольберте выставлены: деревья, дом, забор, куст. За ними прячутся домашние животные: корова, бык, лошадь, конь, коза, козёл, баран, овца, боров, свинья, кошка, кот, собака, пёс.

Задание «Семейка». Что же такое «семейка»? Это когда есть мама, детки, и папы. Ребята, посмотрите на мольберт. На нём вы видите деревья, куст, забор, дом. Но за ними кто-то прячется. Давайте-ка посмотрим, кто и откуда выглядывает. Сейчас каждый из вас глазками найдёт животных.

Ответы детей: «Корова выглядывает из-за дерева. Лошадь выглядывает из-за забора».

Дети подходят и берут животных и встают на ковёр.

Ребята, ваши животные очень любят гулять. Под музыку вы гуляете врассыпную. Как только музыка смолкает, вам нужно встать парами, образовав семейку.

Выполнение задания.

Давайте проверим, правильно ли встали.

Логопед подходит к каждой паре. Дети называют своих животных: корова-бык, свинья-боров и т.д.

Кого вам не хватает для полной семейки? (детёнышей) Давайте позовём их.

Я по кругу иду, животное выбрать я хочу. Коровушка, позови своего детёныша.

Ответ ребёнка: «Му-му-му».

Что делает корова? (мычит)

Аналогично со всеми животными. На столе разложены детки домашних и диких животных.

На этом столе, ребята лежат детёныши животных. Все детёныши перепутались. Здесь есть детки и домашних, и диких животных. Вы сейчас подойдёте к столу и возьмёте детёнышей своих животных. Будьте внимательны.

Логопед подзывает поочерёдно детей- семейку. Дети берут детёнышей и называют их: «У коровы телята. У свиньи поросята и т.д.»

Молодцы. Теперь у вас полные семейки. Давайте положим все картинки на поднос. Но как же быть с детками диких животных. Они ведь тоже хотят к своим мамам. Те, кого я назову, возьмут картинки. Остальные ребята сядут на свои места.

Дети берут картинки деток диких животных и прикрепляют их на доску к своим мамам.

Конверт № 9: Игра «Подбери слово».

Дети достают из волшебного мешочка животных (диких и домашних) и подбирают к ним прилагательные, глаголы.

Медведь — косолапый, большой, неуклюжий; ходит, жуёт, ревёт.

Заяц — маленький, белый, трусливый; прыгает, жуёт.

Лиса — хитрая, рыжая, красивая; нюхает, ищет, бегает.

Белка — ловкая, шустрая, проворная; прыгает, собирает (орехи), грызёт.

Волк — хищный, серый, опасный; ходит, рыщет, воет.

Лось — сильный, высокий, выносливый; ходит, жуёт.

Ёж — маленький, шустрый, колючий; бегает, нюхает, ищет.

Фронтальное логопедическое занятию по уточнению и расширению словаря по теме «Дикие и домашние животные»

Цели : - обобщить и систематизировать знания детей о жизни диких и домашних животных;

Совершенствование грамматического строя речи;

Учить слышать и выполнять словесные инструкции;

Развивать крупную моторику при выполнении движений физминутки;

Учить составлять целое из частей; развивать слуховые ощущения при различении на слух звуков окружающей среды (пение птиц, звук дождя и т.д.)

Учить составлять целое из частей;

Уточнять и расширять словарный запас и развивать связную речь.

Здоровьесберегающие технологии:

Дыхательная гимнастика «Запах леса и деревни», физминутка «Перейти через болото», упражнения для развития мелкой моторики рук «Ёжик», работа с пазлами.

Оформление:

Деревня (дом, забор), рисунки диких и домашних животных, игрушки «дикие и домашние животные», магнитные пазлы, маски, лесная опушка (лес, ягоды, грибы, цветы.

Дидактические игры: магнитные пазлы «Собери животных», «Чей хвост?», «Кто где живет?»

Ход занятия:

    Организационный момент. Вступительная беседа. Самомассаж «С добрым утром глазки, вы проснулись?» и т.д.

Артикуляционная гимнастика .

Воспитатель:

- «Ребята, давайте посмотрим в окно. Какое там солнышко! Какое настроение возникает у вас, глядя на яркое солнышко? (ответы детей)

Да, у нас тоже радостное, отличное настроение, потому, что мы с вами сегодня много-много всего узнаем интересного. А о чем мы будем говорить, вы можете отгадать сами:

Загадка: Они бывают дикими

Живут в лесу дремучем.

Домашними бывают

И помогают людям.

Кто они такие?

Дети: (животные)

Ну конечно, вы правы! Мы с вами поговорим о диких и домашних животных. Ребята! Вы любите путешествовать? (ответ) Мы с вами сегодня отправимся в путешествие в деревню и в лес.

Мы живем в городе, здесь большие дома, ездит много машин. А мы хотим показать вам деревню и лес, познакомить с животными, живущими на скотном дворе и в лесу.

Отправляемся в деревню!

    Звук деревни (музыка) . Выполнение дыхательной гимнастики «Запах деревни»

Глубоко вдыхаем аромат садовых цветов, ягод, запах сирени, растущих вдоль забора. Вдыхаем через рот (2-3 раза)

А вот и деревня!

Каких же животных мы можем здесь встретить? (Игра «магнитные пазлы» нужно собрать из частей и назвать домашнее животное)

Молодцы, ребята. Вы хорошо знаете названия домашних животных. А как вы думаете, кого здесь не хватает? (кошки и собаки)

Верно! Собачка вот она (показываем картинку), а кота что-то нет нигде.

Вот беда, кот Яшка сбежал со двора. Он решил сам жить в лесу. Мы боимся за Яшку, ведь в лесу много зверей, они могут его обидеть! Да и заблудится Яшка, может поищем его?

    – Тогда отправляемся в лес. А чтобы попасть в лес, нужно перейти через болото по кочкам.

Физминутка: (дети прыгают по кочкам, взрослые помогают им)

Молодцы! Вот мы и в лесу! Звучит музыка леса.

Здравствуй, добрый лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Дыхательная гимнастика «Запах леса»

Вдыхаем через нос запах леса – это запах хвои, лесных цветов и ягод (вдох через нос, выдох через рот).

Ребята, животные испугались нас и спрятались. Давайте их найдем и спросим, не видели ли они нашего кота Яшку?

(Игра «чей хвост») Дети отгадывают и называют.

А кто спрятался в этом мешочке? (дети из мешочка вынимают массажные мячи, затем выполняют массаж для пальчиков «Ёжик)

Ребята, могут ли домашние животные жить в лесу? (Дети: нет)

- они не умеют строить себе жилье

- добывать пищу

- защищаться от врагов.

А дикие животные не могут жить с человеком, т.к. тоже могут погибнуть.

Каждое животное хорошо и полезно на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа.

А где же кот Яшка?

Игра «Тени животных».

А вот и Яшка! Давайте заберем его домой, а то он пропадет.

4. Заключительная часть.

    Хвост крючком

Нос пятачком (свинья)

    Молоко пьет,

Песенки поет

Чисто умывается,

А с водой не знается. (кошка)

    Быстрый маленький зверек

По деревьям прыг – поскок (белка)

    Зимой белый

Летом серый. (заяц)

    Кто осенью спать ложится

А весной встает? (медведь)

Звучит музыка. В это время дети в сухом бассейне находят игрушки диких и домашних животных, размещают их на макете деревни и леса. Затем надевают маски этих животных.

Под музыку играют, бегают по полянке. По сигналу «домашние животные» прячутся у домика, а «дикие» у елочки.

Подошло к концу наше путешествие.

Как вы думаете, какие из животных дикие, а какие домашние? Что вам больше понравилось делать на занятии.

Цель: Обогащение словаря по теме «Дикие и домашние животные», развивать связной речи детей.

Задачи:

Образовательные: Продолжать формировать у детей умение образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные, существительные в предложном падеже, пользоваться мнемотаблицами при составлении рассказов о животных.

Развивающие: Развивать связную речь. Вызвать интерес к жизни животных, формировать навыки экологически безопасного поведения; расширять словарный запас (закрепление слов: беличий, медвежий, заячий, лисий, волчий, логово, хлев); развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.

Воспитывающие: Воспитывать бережное отношение к животным; чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.

Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок, голосовая и эмоциональная модуляция.

Предварительная работа:

  1. Просмотр мультимедиа презентации с беседами о животных, какие животные живут в лесу и в домашних условиях.
  2. Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Животные», составление рассказов по картинкам.
  3. Проведение дидактических игр «Кто где живёт?», «Кто лишний?», «Назови маму», «Назови детеныша».
  4. Проведение подвижных игр «Волк и зайцы», «Лиса в курятнике», «Хитрая лиса», «Волк во рву».
  5. Игровые ситуации по правилам обращения с животными.

Здоровьесберегающие технологии: Дыхательная гимнастика «Запах леса и деревни», физминутка «Лесные жители», пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»

Оформление: «Лесная опушка» (деревья, грибы, цветы); «Подворье» (домик, плетень, большие глиняные фигурки домашних животных), слайд-заставка «Лес»

Материалы и оборудование: перчаточные куклы диких и домашних животных, тростевая кукла Кот, ширма, магнитная доска, опорные схемы для рассказывания, листы с заданиями, «Кочки» из бумаги разной формы, конверт с заданиями, рисунки для игры «Исправь ошибку художника», картинки с изображением диких и домашних животных

Аппаратное обеспечение: мультимедийная установка.

Программное обеспечение: Аудиозапись «Голоса леса»

Ход занятия:

Организационный момент:

Логопед: Ребята, давайте посмотрим в окно. Какое там солнышко? Какое настроение возникает у вас, глядя на яркое солнце? (ответы детей). Да, у меня тоже радостное, отличное настроение, потому что мы с вами сегодня можем узнать много интересного. А о чём и ком мы будем говорить, вы можете отгадать сами.

Загадывание загадки:

Они бывают дикими, живут в лесу дремучем,

Домашними бывают и помогают людям.

Кто они такие?

Дети: Животные.

Логопед: Ну, конечно вы правы, мы с вами поговорим о диких и домашних животных. Ребята, нас в гости к себе на подворье пригласила Хозяюшка Варварушка, она обещала познакомить нас с животными, живущими у нее на скотном дворе. Отправляемся в деревню!

Дыхательная гимнастика «Запах деревни»

Логопед: Глубоко вдыхаем аромат садовых цветов, ягод, запах сирени, мяты, растущих вдоль забора. Выдыхаем через рот (2-Зр.). А вот и Варварушка. Здравствуй, хозяюшка!

Варварушка: Здравствуйте, ребята! У меня много домашних животных, вы всех узнали? (Дети называют домашних животных, чьи фигурки расположены на скотном дворе.)

Молодцы, ребята! Но вот беда- от меня сбежал мой любимый кот Тишка, решил стать свободным и жить в лесу. Боюсь я за него, ребята, ведь в лесу много зверей, они могут моего Тишку обидеть, он может заблудиться, помогите мне, пожалуйста, его найти.

Логопед: Ребята, поможем Варварушке найти ее любимого Кота?

Дети: Поможем.

Логопед: Тогда отправляемся в лес! Чтобы попасть в лес, нужно перейти через болото по кочкам любой формы, кроме круга. (Дети прыгают по кочкам разных геометрических форм, пропуская круги.) Молодцы, вот мы с вами и в лесу! (На мультимедийном экране появляется заставка леса, звучит мелодия с голосами птиц) Здравствуй, добрый лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!

Дыхательная гимнастика «Запах леса »

Логопед: Вдыхаем через нос запахи леса - это запах хвои, лесных цветов и ягод, выдыхаем через рот (2-3 р.).

Ребята, я знаю, кто нам поможет найти Кота, это Старичок-Лесовичок.

(Выходит Старичок-Лесовичок)

Старичок-Лесовичок. Кто в лесу моем гуляет?

Кто здесь песни распевает?

О, да это ребятишки-

Смешливые девчонки,

Забавные мальчишки.

Здравствуйте, ребята!

Дети: - Здравствуйте!

Старичок-Лесовичок: Узнали, дети, вы меня?

Я Старичок-Лесовичок. Кто природу губит,

С тем я строг, а кто лес уважает,

Растения не обижает, зверям помогает,

Тот гостем желанным у меня бывает.

Логопед: Старичок-Лесовичок, помоги нам, пожалуйста, отыскать в твоих владениях Кота Тишку, мы боимся, как бы он в беду не попал!

Старичок-Лесовичок. Отчего ж не помочь, только сначала выполните мои задания. В лесу под самой большой елью найдете конверт, в нем мои задания, когда вы их все выполните, позовите меня, и я подскажу вам, где Кота в лесу найти.

Логопед: Ну что ж, ребята, придется нам все задания Старика-Лесовика выполнить.

(Дети вместе с логопедом находят конверт с заданиями.)

1 задание. Дидактическая игра «Кто где живет?» Вспомните, как называется жилище животных?

(Педагог называет животное, дети - название его жилища: собака - конура, волк-логово, корова - хлев, белка - дупло, медведь - берлога, лиса- нора, свинья- свинарник, лошадь-конюшня, корова- коровник и т. п.) Молодцы!

Давайте с вами выполним пальчиковую гимнастику «Есть у каждого свой дом»

2 задание. «Исправь ошибку художника». Дидактическая игра «Чей хвост?» (На магнитной доске изображены: медведь с лисьим хвостом, заяц-с беличьим, лиса- с волчьим, волк- с заячьим, белка- с медвежьим)

Дети отвечают на вопрос «Чей хвост?», затем исправляют ошибки.

3 задание. Игра «Угадай, кто это».

Бурый, косолапый, неуклюжий - ... (Медведь)

Большая, рогатая - … (Корова)

Серый, зубастый, страшный - ... (Волк)

Хитрая, пушистая, рыжая - ... (Лиса)

Полосатая, пушистая, ласковая - … (Кошка)

Маленький, длинноухий, пугливый - ... (Заяц)

Колючий, серый -… (Еж)

Кудрявая, упрямая - … (Овца)

Верная, преданная -… (Собака )

4 задание. Изобразить повадки животных. Физминутка «Лесные жители»

(Дети выполняют движения согласно тексту. Педагог следит за осанкой детей, акцентирует внимание на передачу детьми характерного образа животных.)

У нас славная осанка, мы свели лопатки,

Мы походим на носках, а потом на пятках.

Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый.

И как серый волк-волчище, и как заинька-трусишка.

Вот свернулся еж в клубок, потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся, ежик сладко потянулся.

5 задание. Игра «Расскажи о себе»

Логопед: Нужно представить себя каким-либо животным и рассказать о себе с помощью схем. (Каждый ребенок берет перчаточную куклу)

Дети с перчаточными куклами выходят по очереди к экрану, на котором мнемотаблица, и по плану рассказывают о животных от лица своей куклы.

6 задание . Игра «Детки и родители».

Жеребенок, ты к кому побежишь? (К коню и лошади.)

Котенок, ты к кому побежишь? (К коту и кошке.)

Лисенок, ты к кому побежишь? (К лисе и лису)

Теленок, ты к кому побежишь? (К корове и быку.)

Козленок, ты к кому побежишь? (К козе и козлу.)

Ягненок, ты к кому побежишь? (К овце и барану.)

Медвежонок, ты к кому побежишь? (К медведю и медведице.)

Свинья, кто к тебе прибежит? (Поросенок.)

Собака, кто к тебе прибежит? (Щенок.)

Лосиха, кто к тебе прибежит? (Лосенок.)

(Дети выполняют задание, рисунки прикрепляют к магнитной доске.)

Логопед: Ребята, мы выполнили все задания Лесовичка, давайте его позовем! Выходит Старичок-Лесовичок.

Старичок-Лесовичок, мы с ребятами выполнили все твои задания, ты обещал нам помочь найти кота Тишку.

Старичок-Лесовичок: Молодцы, ребята, конечно, я вам помогу! Кот ваш прячется за кустом малины на опушке моего леса.

Логопед: Спасибо тебе, Лесовичок, мы пойдем искать Кота!

Ребята, да вот же он! Тишка, выходи, не бойся, это мы- ребята из детского сада!

(На ширме из-за куста появляется Кот- верховая кукла.) Тишка, тебе понравилось в лесу жить?

Кот: Нет, я домой хочу, я понял, что домашнему животному лучше жить рядом с человеком, ведь мне ненужно строить себе жилье, самому добывать пищу, защищаться от врагов, лежи себе на лавке, пей молочко, ешь рыбку, да еще хозяйка погладит да ушком почешет. Пожалуйста, отведите меня домой, а то я в лесу заблудился.

Логопед: Конечно, мы поможем тебе найти дорогу домой.

(Под музыку идут за логопедом к подворью (слайд «Деревня»), Варварушка встречает гостей.)

Спасибо вам, ребятушки, за Тишку моего непутевого, надеюсь, он больше не будет в лес убегать. Приходите ко мне снова в гости.

Заключительная часть

Логопед: Ребята, могут ли домашние животные жить в лесу? Друзья, вы правы, домашние животные не могут жить в дикой природе, так как они: (дети дополняют фразу логопеда)

  • не умеют строить себе жилье,
  • самостоятельно добывать для себя пищу,
  • защищаться от врагов.

И подводя итоги нашего путешествия, не забудем о диких животных: они не могут жить рядом с человеком, так как…

  • боятся человека,
  • лишены привычных условий жизни,
  • требуют много мясной пищи,
  • образ жизни диких животных (спячка, ночной образ жизни и др.) не совпадает с образом жизни человека.

Логопед: Каждое животное хорошо и полезно на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа.

Создание ситуации ожидания:

Логопед: Ребята, понравилось вам наше путешествие? (ответы детей). Какие из животных были вам наиболее интересны? (ответы детей). Вечером я вас приглашаю на просмотр интересного мультфильма.

Во время свободной деятельности дети просматривают мультфильм «Кот, который гуляет сам по себе», мультимедиа презентации «Дикие и домашние животные».