Никола зарайский икона история. Святитель Николай Чудотворец (Зарайский). Другие церковные древности

Строительство собора Николая Чудотворца в Зарайске

Небросок, он считается самым древним церковным зданием на Зарайской земле. В 1225 году в город привезли из Херсонеса Таврического чудотворный образ святителя Николая Николая Мирликийского. Рязанский князь Юрий Игоревич, узнав о чудотворениях иконы, повелел создать храм во имя святителя Николая. Деревянный храм простоял три столетия.

В конце 1520-х годов в Зарайске наступила эпоха каменного строительства. Тогда вокруг города стали возводить каменные стены , и Никольский храм решили тоже перестроить в камне.

Простояв всего полтора века, Никольский храм изрядно обветшал. И тогда, согласно воле царя Федора Алексеевича, на его месте возвели пятиглавый Никольский собор, тот самый, что сохранился до нашего времени. Произошло это в 1681 году. Стены и своды Никольского храма покрывали росписи с изображением святых. Кованые двери тоже были украшены библейскими сюжетами.

Икона святителя Николая Зарайского

Главная святыня собора — чудотворная икона святителя Николая Зарайского. По велению царя Василия Шуйского в 1608 году для иконы изготовили оклад из чистого золота, коего ушло почти два с половиной килограмма, образ украсили 133 драгоценными камнями и множеством жемчужин (более полутора тысяч!).

В Зарайск на богомолье перед иконой приезжал Иван Грозный. Особо почитал этот образ Николая Угодника и молился перед ним сам «игумен земли Русской» — .

В XIX веке Никольский храм жил абсолютно безбедно — находившаяся в нем чудотворная икона святителя Николая привлекала в город огромное количество паломников со всей страны.

После революции

В 1920-х годах его — именно как храм — упразднили. Сам храм, к счастью, выстоял, хотя что только в нем не размещалось — и музей, и архив НКВД, и склад...

Лишь в начале 1960-х годов власти взялись за восстановление Никольского собора. По крайней мере, отреставрировали церковное здание снаружи и присвоили ему статус памятника архитектуры республиканского значения.


Саша Митрахович 17.11.2017 07:17


На фото: Чудотворный образ святителя Николы Зарайского в Иоанно-Предтеченском соборе Зарайского кремля.

Николай Угодник — безусловно, один из самых почитаемых на Руси святых. А Никола Зарайский, наряду, может быть, с Николой Можайским, — один из самых чтимых образов этого святого как минимум в Московском регионе. История чудесного обретения знаменитой иконы, ее утраты и возвращения поучительна и печальна, но это история со счастливым концом.

Главной святыней Никольского собора всегда была чудотворная икона святителя Николая Мирликийского . Ее принес в Рязанскую землю корсунский священник, которому святитель явился во сне. Любопытно, что несколько позже приснился и зарайскому князю Федору Юрьевичу, сообщив ему о прибытии чудотворного образа: «Княже, гряди во сретение чудотворного образа моего Корсунского... И умоляю Человеколюбивого Владыку Христа, Сына Божия, — да дарует тебе, жене твоей и сыну твоем венцы Царствия Небесного». Удивился князь, ибо у него тогда не было ни жены, ни детей, но встречать икону отправился. А пророчество святителя сбылось. Вышел князь из города и издалека увидел святыню — от нее исходило невероятное сияние. Произошло это 29 июля (11 августа по новому стилю) 1225 года.

В советское время чудотворную икону переместили сначала в краеведческий музей, а затем увезли в Москву, в Музей древнерусской культуры и искусства имени . Когда же зарайский Никольский храм передали Церкви, верующие принялись ратовать за возвращение своей святыни. Процесс занял почти четверть века, лишь 11 августа 2013 года икона святителя Николая вернулась в Зарайск, но не в Никольский собор. Сейчас она находится в , в специальном киоте.


Саша Митрахович 17.11.2017 07:41


«Белый колодец» Никольского собора

Относительно недавно — чуть больше десяти лет назад — прихожане благоустроили святой источник, который в этих местах исстари почитался. Он называется «Белый колодец» — это то самое место, где князь Федор Юрьевич встретил корсунского священника с чудотворной иконой святителя Николая Мирликийского. Согласно преданию, как только князь взял чудотворный образ в руки, из-под земли забил родник. Теперь над источником построили Никольскую часовню с купальней, ведь давно замечено, что вода «Белого колодца» целебна — исцеляет не только от телесных, но и душевных болезней.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем тя, / святителю отче Николае, / и чтем святую память твою: / ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего.

ИСТОРИЯ ОБРАЗА

Образ Николая Чудотворца, получивший наименование Зарайского, является древнейшим типом ростовых изображений святителя.

Здесь св. Николай Чудотворец изображен в рост в парадном облачении епископа, крестчатой фелони и белом омофоре, с широко разведенными руками. Его отличительной особенностью является поза святителя, представленного с Евангелием на покровенной левой руке и с отведенной в сторону благословляющей десницей. В композиции подчеркнута тема литургического служения св. Николая, когда он, изображая Христа, выходит в центр храма для проповеди Слова Божия.

О первом подобном иконном образе святителя, принесенном на Русь, повествуют сказания. Одно сообщает, что икону св. Николая Чудотворца принесла из Корсуни (Херсонеса) в Рязань в 1225 году византийская царевна Евпраксия, ставшая супругой рязанского князя Феодора. Однако в 1237 году она погибла с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя. Некоторое время икона св. Николая Чудотворца пребывала в Новгороде, где творила многочисленные чудеса, а затем была перенесена в Рязанские земли.

Другие источники рассказывают историю перенесения чудотворной иконы святого Николая в 1225 году «служителем» Евстафием, по воле самого святителя, из Корсуни в Заразск (нынешний Зарайск). Путь иконы пролегал через Новгород, где она не пожелала оставаться навсегда: явившийся Евстафию во сне Никола повелел ему идти с образом в землю Рязанскую.

По названию рязанского города Зарайска образ стали именовать «Зарайским». Однако, как показали недавние исследования филологов, не город Зарайск дал название иконе, а, напротив, сам древний образ, находившийся в урочище Заразы, дал имя городу, возникшему гораздо позже того момента, когда икона оказалась в Рязанских пределах и начала творить чудеса.

ТРОПАРЬ, глас 4-й

Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему / яже вещей истина: / сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая. / Отче священноначальниче Николае, / моли Христа Бога // спастися душам нашым.

МОЛИТВА

О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое; виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных; потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших. Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, ему же ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по своей благости воздаст нам. На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, и укроти волны страстей и бед возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших. Моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков.

На Руси известно неисчислимое множество икон святителя Николая, архиепископа Мирликийского - первые его изображения, видимо, появились еще до Крещения Руси. Это были поясные изображения святителя с Евангелием (обычно закрытым) - типичные для Византии, Балкан и стран всего христианского мира. На Руси в домонгольское время эти иконы нередки; типичный пример - Новгородская икона свт. Николая конца XII в., хранящаяся в Третьяковской галерее.

К домонгольскому времени относится и появление поясных икон святителя с житийными клеймами; в качестве примера можно назвать икону святителя Николая с восемнадцатью клеймами второй половины XIV в. псковского письма, происходящую из Иоанно-Богословского храма города Коломны (также в Третьяковской галерее). Несколько позднее, с XIII в., на Руси широкое распространение получил другой иконографический тип свт. Николая - стоящего в рост, с распростертыми руками (правой - благословляющей, а левой - держащей Евангелие).

В Византии эта иконография была распространена меньше. На Руси этот иконографический тип получил наименование Николы Зарайского. Изображений святителя в этой иконографии было много, это и Новгород, и Центральная Русь, и окраины. Известны не только иконы, но и резные изображения (в собрании Сергиево-Посадского музея).

Происхождение одной из древнейших икон святителя, впервые получившей название Зарайской, описано в замечательном памятнике древнерусской литературы XIII в. - "Повести о перенесении иконы Николы Заразского из Корсуня".

Иконографический тип Николы Зарайского, известный по древнейшей Зарайской иконе, представляет собой святителя, изображенного в рост в фелони с омофором, держащего Евангелие в левой руке и благословляющего правой (именословным благословением). Житийные клейма воспроизводят эпизоды жития святителя Николая в изложении преподобного Симеона Метафраста - самого подробного жизнеописания святителя на то время. Вероятно, и древняя Зарайская икона, и множество списков восходят к несохранившемуся древнейшему образу, принесенному некогда из Корсуни.

Никола Зарайский - один из наиболее распространенных иконографических изводов с житийными клеймами; число клейм колеблется и достигает нескольких десятков. В собраниях центральных музеев, а также в провинциальных музейных собраниях можно найти десятки древних икон Николы Зарайского. Ряд из них был представлен на проходившей в Государственной картинной галерее в 1988 г. выставке, посвященной 1000-летию Крещения Руси.

В зависимости от числа клейма могут располагаться по хронологии событий рядами, но иногда порядок их иной: например, на иконе начала XIV в. из ГТГ (происходящей из Успенской церкви на Остоженке в Москве) клейма опоясывают средник по часовой стрелке.

Приведем один из самых полных наборов житийных клейм. Его можно видеть на вологодской иконе "Св. Николай Чудотворец в житии (Никола Зарайский)" конца XVI - начала XVII вв., происходящей из Рождественской церкви в Тотьме (ныне она в местном краеведческом музее). Клейма расположены рядами: два ряда по двенадцать клейм выше средника, затем по шесть рядов из шести клейм (по три справа и слева от средника) и два ряда по двенадцать клейм ниже средника. Вот их сюжеты:
1. Рождество Николы.
2. Крещение Николы.
3. Исцеление сухорукой жены.
4. Приведение во учение.
5. Поставление в диаконы.
6. Поставление в иереи.
7. Поставление в епископы.
8. Стодневное моление Николы в церкви.
9,10. Изведение Николой беса по пути в Рим.
11. Исцеление княжеского сына.
12. Чудо о трех девицах.
13. Возвращение Николы из Иерусалима.
14. Заточение Николы в темницу.
15. Разрушение храма Артемиды.
16. Первый Вселенский собор.
17. Явление Николы итальянскому купцу.
18. Заточение трех мужей в темницу.
19. Явление Николы царю Константину.
20. Явление Николы епарху Евлавию.
21. Три воеводы на корабле.
22. Приведение Агрикова сына Василия.
23, 24, 25. Чудо о трех мужах.
26, 27. Чудо о сербском царе Стефане.
28-32. Чудо о иконе, написанной иконописцем Аггеем.
33-36. Избавление Николой из плена воина Петра и пострижение его в монахи римским папой.
37, 38. Спасение Димитрия со дна моря.
39. Моление крестьянина перед иконой Николы.
40. Спасение Николой трех купцов от потопления.
41, 42. Изгнание беса из колодца.
43. Изгнание беса из юноши.
44-46. Чудо о киевском отрочати.
47-54. Чудо о половчанине в Киеве.
55, 56. Спасение Симеона от потопления.
57. Исцеление больной жены.
58. Изгнание беса из девы.
59. Посечение древа.
60. Избавление от казни попа Христофора.
61, 62. Чудо о царе Стефане (?).
63. Спасение утопающего мужа.
64-70. Чудо о спрятанных деньгах.
71,72. Спасение корабельников от бури.
73-76. Исцеление расслабленного юноши.
77, 78. Чудо о ковре.
79-81. Чудо о бедном монастыре.
82. Преставление Николы.
83. Перенесение мощей.
84. Погребение Николы.

Как видим, основа - житие, составленное Симеоном Метафрастом, - дополнена эпизодами чудесной помощи святителя, происходившими уже на Руси.

Но более типичными являются иконы с 12-16 клеймами.

Типичный состав сюжетов здесь обычно такой:
Рождество Николы. Чудо в купели (младенец Никола стоит в купели).
Обучение Николы грамоте.
Поставление во епископы.
Избавление трех мужей от меча.
Святитель Николай является царю Константину.
Чудо о трех девицах, на брак скверный нищеты ради уготованных.
Чудо о корабельщиках (утишение бури).
Изгнание беса из кладезя.
Избавление от сарацинского плена и возвращение Агрикова сына Василия родителям.
Спасение Димитрия со дна моря.
Чудо с ковром (святитель покупает у старца ковер и возвращает его жене старца).
Преставление святителя Николая.
Перенесение мощей святителя из Мир Ликийских в Бар-град.

Изредка встречаются в клеймах сюжеты "Младенец Никола не приемлет материнского молока по средам и пятницам", "Исцеление слепого и хромого", "Изгнание беса из дерева" ("Посечение древа"), "Явление Николы епарху Евлавию во сне", "Никола кормит братию". Такой хорошо известный по житию сюжет, как заушение Ария, в клеймах тоже достаточно редок. Обычно эпизоды жития, касающиеся Первого Вселенского Собора и связанные с возвращением св. Николаю епископского достоинства, выносятся в медальоны на среднике иконы.

На проходившей в Музее имени Андрея Рублева лет десять назад выставке "Иконы из частных собраний. Русская иконопись XIV - начала XX вв." была представлена икона Николы Зарайского начала XVI в., происходящая, вероятно, из Великого Устюга, с весьма редким набором клейм. В частности, там были представлены следующие сюжеты:
1. Разбойники выбрасывают в море трех купцов.
2. Спасение двух купцов на камне, плавающем в море.
3. Кит изрыгает проглоченного им третьего купца.

Из числа редко встречающихся сюжетов следует назвать такие, как "Научение Николы грамоте" - чаще это "Приведение Николы во учение", "Поставление в чернецы" (обычно это "Поставление во диаконы") и "Явление Богоматери Николе во сне".

11 августа 2013 г. чудотворная икона святителя Николая Зарайского вернулась на свое историческое место в Иоанно-Предтеченском храме Зарайского кремля. Многие годы икона находилась в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева и была там, без сомнения, одним из шедевров иконописи Древней Руси, привлекавших внимание многих посетителей музея. Однако в собрании Рублёвского музея есть и еще ряд икон Николы Зарайского, превосходных по технике и весьма сохранных.

Вот несколько примеров: икона Николы Зарайского 1526 г. с 18 клеймами из Твери; вологодская икона XVI века с 16 клеймами; новгородская икона 1551-1552 гг. с 20 клеймами из Дмитрова.

Обратим внимание и на "Николу Зарайского с житием" XVI в. из Новгородского музея; "Николу Зарайского с 14 клеймами" - икону XVI в. из Нижегородского музея. В Ярославском художественном музее есть изящная икона Николы Зарайского, написанная Семеном Спиридоновым, а в собрании Государственного Русского музея - одна из древнейших икон этого извода, Никола Зарайский XIV в. с предстоящими Космой и Дамианом. Несколько икон святителя Николая Зарайского есть и в собрании ГТГ - они упоминались выше.


Важно учесть, что в народном почитании святителя Николая Зарайского художественные достоинства иконы не являлись определяющими: перед иконой молились, просили у святителя помощи, и по молитвенному предстательству Угодника Божия Господь подавал чудеса. Несомненно, одним из таких чудес стало и возращение на Зарайскую землю древнего намоленного образа Николы Зарайского.

Епископ Балашихинский Николай

Источники и литература:
1 Антонова В. И. Московская икона начала
2 XIV века из Киева и "Повесть о Николе Зарайском". ТОДРЛ. Т. 13. М.-Л., 1957.
3 Антонова В.И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1-2. М., 1963.
4 Древнерусское искусство Х - начала XV века. Каталог собрания ГТГ. Том. 1. М., 1995.
5 Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV-XVI веков. М., 1970.
6 Комарович В.Л. К литературной истории повести о Николе Зарайском. Труды Отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ). Т. 5. М.-Л., 1947.
7 Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983.
8 Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981.
9 Розанова Н. В. Ростово-Суздальская живопись XII - XVI веков. М., 1970.
10 Рыбаков А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII-XVIII веков. М. 1995.
11 Сарабьянов В.Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М., 2007.
12 Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII - начало XV века. Центры художественной культуры средневековой Руси. М., 1976.
13 "1000-летие Русской художественной культуры". Каталог выставки. М., 1988.

Чудотворный источник Белый Колодец - часовня и купальня на месте встречи в 1225 году удельным князем Феодором Юрьевичем (что он должен прийти на это место, ему приснилось во сне) чудотворной иконы святого Николая (Николы Зарайского) которая до 1918 года хранилась в Никольском соборе.

Это подземный источник на северо-западной окраине Зарайска, на правом берегу реки Осетр.

29 июля 1225 здесь состоялась передача удельному князю Федору Юрьевичу иконы св. Николы Чудотворца, доставленной из Корсуня священником Евстафием Корсунсковым, его женой Феодосией, их сыном Евстафием Вторым - впоследствии выдающимся книжником Древней Руси, автором «Повести о принеснии иконы Николы Заразского из Корсуня» и «Повести о разорении Рязани Батыем».

На церемонии передачи иконы также присутствовали великий Рязанский князь Юрий Ингваревич и епископ Евфросин Святогорец.

В 2002 г. усердием главы Зарайского района И. В. Владимирова возведена накладезная Никольская часовня, к святому источнику подведена дорога с твердым покрытием.

На протяжении почти восьми столетий Зарайск жил и развивался под духовным покровительством Николы «Заразского». Поклониться Чудотворной иконе и испить воды из «Белого колодца» приходили и приезжали со всей Руси и России: крестьяне и ремесленники, торговцы и военные, деятели культуры и искусства, а также Великие Московские князья и цари – Иван III, Василий III, Иван IV Грозный, Александр II и многие другие знаменитые люди страны.

Благодатные исцеления

Как святыня почитается Зарайский Белый Колодец на протяжении веков. К нему идут и едут православные отовсюду. В давние времена над святым родником возвышалась часовня. В день принесения чудотворной иконы (11 августа) в Зарайск, а также во время народных бедствий совершались к Белому Колодцу крестные шествия.

Известно, что во время эпидемии холеры в 1830, 1848, 1871 годах, зарайцы крестным ходом, с чудотворным Николиным образом, направлялись к роднику. Здесь служились молебны Николаю Угоднику, прося его молитв перед Престолом Божиим, об избавлении града Зарайска от напасти… И эпидемии прекращались. Даже в советские времена, когда крестные шествия были запрещены, по одиночке или небольшими группами люди продолжали приходить к святому месту, молясь о помощи и исцелении.

Происходят исцеления и в наше время. Так, в 1988 году жительница Харькова, восемнадцать лет до того болевшая раком желудка, приехала с мужем в Зарайск, прослышав о целебном источнике. Они вместе молились Николаю Чудотворцу и принимали воду из родника. Женщина исцелилась.

Почти десять лет спустя житель Зарайска рассказал протоиерею Валерию Романову случай, происшедший с его другом, приехавшим из Армении. Его друг долгое время страдал от кожного заболевания и никак не мог излечиться. В Зарайск приехал, надеясь на чудо. Приятель привел его к Колодцу и окатил целым ведром святой воды, от чего тот лишился чувств. Вызвали «скорую помощь», но медицинского вмешательства не потребовалось. Больной пришел в себя и увидел, что его кожное заболевание бесследно исчезло.

С незапамятных времен, в память принесения чудотворной иконы Святителя (этот день совпадает с днем рождения Николая Чудотворца), установлено церковное празднество. Начинается оно накануне, в 4 часа дня молебным пением с водосвятием и совершением великой панихиды о вечном упокоении приснопамятных — священника Евстафия, достославного мученика кн.Федора, Евпраксии и младенца Иоанна. С 6 часов вечера начинается всенощное бдение с акафистом Святителю, а на следующий день, Божественная литургия и торжественный молебен.

В далекую старину в этот день зарайское духовенство посещало дома своих прихожан, которые радушно их встречали хлебом-солью. Дети ходили группками по домам и, как на Рождество, славили Свт. Николая пением особых народных стихов-славы. Вот один из таких стихов из книги протоиерея Василия Изюмского «Зарайская святыня»:

«Микола, Микола, святитель Можайский, Зарайский,

Морям проходитель, землям исповедник.

А знают Миколу неверные орды.

А ставят Миколе свечи воску яры, кануны медвяны.

А ему света слава, слава — держава.

Во всю его землю, во всю поселенну,

Слава до ныне и века, аминь».

Собор Николая Чудотворца в Зарайске - православный храм Московской епархии.

Обиходное название – Никольский собор; Николаевский собор; Николы собор; Николы Угодника собор; Николая Мирликийского собор; Свято-Никольский собор; Святоникольский собор.

Собор расположен в Зарайске, Зарайского уезда, Рязанской губернии (ныне Зарайский район Московской области), Кремль. Статус - действующий.

История

Период до 1917 года

Первоначальное основание церкви в честь св. Николая в г. Зарайске, именовавшемся некогда г. «Красным», относится к первой четверти XIII века и современно принесению иконы св. Николая из города Корсуна в пределы Рязанского края.

Великий князь Рязанский Юрий Игоревич, повествуется в сказании о принесении иконы св. Николая,

"услыхав приход чудотворящего образа, взяв с собою епископа Евфросина Святогорца, пошёл в область сына своего, и увидев от чудотворного образа великие и преславные чудеса, во граде именуемом Красном, повелел создать храм во имя великого чудесного святителя Николая. Помощью же Божьей вскоре храм был создан и освящён епископом Евфросином. В том храме образ Корсунский поставлен был и благоверный великий князь вместе с епископом Евфросином с великой радостью отбыл в свой град Рязань".

Время построения, вместо деревянной, каменной церкви Николая с точностью неизвестно, но в книгах Зарайского города посадким и чернослободским людям 1625 года – соборная церковь

«во имя Николы чудотворца Заразского»

значится каменною и при этом замечено, что со слов протопопа Никиты в

«прошлом 1622 году, по Государеву указу, прислан из Москвы из приказу большого дворца сытник Богдан Десятов, да подьячий Олексий Блудов, и Божьей милостью – образы и книги, и великое церковное строение переписывали в книги переписные Московского приказа Большого Дворца".

Не имея под рукою описания собора, составленного Богданом Десятовым, мы можем только предполагать, что присылка его из Москвы находится в непосредственной связи с построением каменного Никольского Собора, в котором всякое церковное строение

«исстари было Государево».

Существующий ныне Никольский Собор построен в 1681 году по грамоте царя Фёдора Алексеевича, данной из приказа Большого дворца.

По наружнему своему виду собор представляет фигуру продолговатого четырёхугольника, длиною 34, шириною 20 и высотою 24 аршина, с 5 главами на коих кресты осьмиконечные, сквозные с короною вверху и полумесяцем внизу. Наружный вид собора с расширением окон, которые до того времени были узкими и малыми, совершенно утратил характер древности, меньше пострадала от переделов паперть у западной стороны собора, имеющая вид шатра, на 14 круглых каменных столбах с капителями и базами.

Точного указания на время устройства внутри собора, находящегося там трёх ярусного иконостаса, до нас не дошло; но оно может быть отнесено если не к началу 19 века, то без сомнения к последним годам прошлого столетия.

В 1848 году иконостас, угрожавший падением, был разобран и вновь переустановлен, причём позолота на нём была прочищена, иконы исправлены; в числе их находится не мало – древнего стиля, но благодаря усердию доморощенных маляров, трудно прийти к какому-либо выводу относительно их древности.

Стенная живопись также не сохранила своей первоначальной древности и двукратно была возобновлена, как видно из надписи над западными дверьми храма, в которой повествуется:

«1760 году сия соборная церковь возобновлена стенным писанием при протопопе Иеремии Тимофеевиче братию сего города Зарайска купца Николая Михайлова Зайцевского. В 1849 году стены возобновлены внутренним и наружным писанием».

По штату 1873 года в причте положены протоиерей, 1 священник–помощник, 1 диакон и 2 псаломщика.

Период после 1917 года

Двадцатый век для православного народа стал временем кровавых испытаний и скорбей. Зарайский уезд, дотоле имевший почти сто православных храмов, в советское время превратился в духовную пустыню. Все церкви, кроме одной Благовещенской в городе, оказались закрытыми, больше половины – уничтожены.

В самый трудный момент истории Никольского Собора его настоятелем был протоиерей Иоанн Смирнов. Согласно пояснений сотрудников Историко-архитектурного, художественного и архелогического музея "Зарайский кремль", отец Иоанн, несмотря на запреты, возил икону св. Николая по окрестным сёлам, служил молебны, призывая не забывать Угодника Божия Николая. Священник вместе с верными прихожанами всеми возможными средствами старались не допустить закрытие Никольского Собора и других православных храмов.

Однако в 1922 году у верующих отобрали Никольский Собор, а через семь лет закрыли и собор Иоанна Предтечи. Кремлёвские храмы безжалостно разграбили: вывезли сотни фунтов золота и пуды серебра. Бесследно исчез с иконы ценнейший оклад, подаренный царём Василием Шуйским, пропали старинные церковные книги и дары князя Дмитрия Пожарского, другие церковные древности.

В 1937 году на волне массовых репрессий арестовали оклеветанного в контрреволюционной деятельности протоиерея Иоанна Смирнова. После недолгого следствия его приговорили к смертной казни. Мученическую смерть священник принял на Бутовском полигоне. В 2000 году он был прославлен в лике новомучеников исповедников Российских.

Поруганным и осквернённым Никольский Собор оставался до 1990-х годов. В нём сначала размещалась музейная экспозиция, потом архив и хозяйственный склад.

В годы советской власти когда храм находился в поругании, чудотворную икону святителя Николая вывезли из Зарайска. В 1959-1961 гг. внешние формы собора были восстановлены.

В 70 годы прошлого века в целях дальнейшего улучшения дела по охране памятников архитектуры, Никольский Собор в городе Зарайске был отнесён к памятникам архитектуры РСФСР, подлежащих охране и имеющих государственное значение.

Богослужения в соборе возобновлены с января 1992 года. Действует воскресная школа. Церковный приход ведет издательскую деятельность. Прихожане благоустроили святой источник «Белый Колодец» на месте явления чудотворной иконы святителя Николая; здесь освящены Никольская часовня и купальня. Ежегодно 11 августа совершается общегородское празднование в честь принесения иконы Николы Заразского. В настоящее время Никольский Собор отнесён к архитектурным памятникам, охраняемых государством как всенародное достояние.

Знаменитые церковные ценности

Чудотворная икона святителя Николая

Из священных предметов древности, находившихся в Никольском Соборе, особенного внимания заслуживает главная святыня собора – храмовая чудотворная икона святителя Николая, принесённая в 1224 году из города Корсуна в Рязанские пределы священником Евстафием.

Икона эта есть с семнадцатью изображениями чудес святителя и полями, 25, а в ширину 20 ¼ вершков, а без чудес 15 ½ в вышину и 10 вершков в ширину; святитель Николай изображён на ней во весь рост, в кресчатых ризах, с омофором, правая рука святителя простёрта на благословение, а в левой у него евангелие, направо в небольшом кругу изображён Спаситель, правою рукою благословляющий Святителя, а левой подающей ему евангелие, на лево в таком же кругу – Богоматерь с распростёртым на руках омофором.

По живописи своей икона эта принадлежит к древнему византийскому стилю, но несомненно была неоднократно возобновляема, что доказывается яркостью красок и надписью на иконе:

«Чинил сей чудотворный образ Московский купец Никита Левонтьев в 1797 году».

В 1608 году икона св. Николая царём Василием Ивановичем была украшена окладом из чистого золота, с каменьями и жемчугом, как видно из надписи, находящейся на особой пластинке, прикреплённой внизу оклада, в которой вязью написано:

«повелением Благоверного Великого Государя царя и великого князя Василия Иоанновича всея Руси сделан сей оклад на образе великого чудотворца Николая Зарайского во второе лето государства его, лета 7116 (1608)».

Устроенная Шуйским риза покрывает только одно изображение Святителя, а изображение чудес его покрыто серебропозлащённым окладом в позднейшее время, хотя пластинки из золота сделаны тем же Шуйским.

В окладе на [иконе чистого золота около шести фунтов, разноцветных камней сто тридцать три, бурмицких зёрен три и тысяча шестьсот крупных и средних жемчужин.

Оклад, устроенный Шуйским, вполне сохранил характер древности, несмотря на поправки, проделанные в 1793 и в 1881 годах.

Другие церковные древности

Кроме иконы св. Николая, в соборе, в дореволюционное время, хранилось довольно древностей, принадлежащих частью к XV, частью к XVII столетию, из числа коих особенно замечательны:

  1. Плащаница XV ст., шитая золотом и по шёлковой голубой материи, наложенной на крашенину. На ней вышито серебром и шёлком пречистое тело Спасителя, положенное в гроб. Близ главы Богоматерь, приникшая к лицу Спасителя и мироносицы, у ног изображены Иоанн Богослов, Иосиф и Никодим. По углам плащаницы четыре ангела с рындами, над телом Спасителя в небольшом кругу изображён Дух Святой.
  2. Евангелие, напечатанное в 1606 году и приложенное в собор Василием Ивановичем Шуйским.
  3. Евангелие, напечатанное в 1689 году и замечательное по своей величине. Оно составляет в длину 16, а в ширину 11 вершков. Ободки его и корешок покрыты массивным серебряно-позолачённым окладом. Всё евангелие с окладом весит 1 пуд 25 фунтов. На верхней доске средника, украшенного 8 хрусталями, изображено сошествие Христа в ад, по углам изображения четырёх евангелистов, также как и средник, чеканной работы. По сторонам средника в четырёх клеймах изображены: распятие Господне, снятие с креста, положение в гроб и тайная вечеря. На этой же доске вверху и внизу помещены надписи:

    «Принесено в собор Великого Чудотворца архиерея Божьего Николая в благославленный град Зарайск, на иждевение священника Трофима Васильевича лета 1724 месяца декабря в 6 день при протопопе Алексее Елисеевиче в память о родителях».

    В другой надписи перечислены имена усопших родителей и родственников вкладчика.
  4. Крест напрестольный, серебряно-вызолоченный, поновленный при протоиерее Димитрии в 1617 году, как видно из надписи, на кресте находящейся.
  5. Напрестольный крест, устроенный в 1624 году Антонием, архиепископом Рязанским.
  6. Водосвятная серебряная чаша, пожертвованная, как видно из находящейся по краям её надписи, Дмитрием Ивановичем Годуновым в 1604 году.
  7. Серебряно-вызолоченная лампада, устроенная в 1671 году.
  8. Два серебряных блюда, принесённых в дар собору князем Иваном Михайловичем Хворостиным, устроенные как видно из надписи, в 1700 году.
  9. Два серебряно-вызолоченных блюда, пожертвованные князем Фёдором Ивановичем Мстиславским.
  10. Ковш серебряный, овальной формы с надписью

    «Коломенского и Каширского сей ковш владыки Варлама» XVII ст.

  11. Золотая медаль, с изображением на одной стороне креста с надписью кругом:

    "IN HOC SIGNO VINCES" ("СИМ ЗНАМЕНИЕМ ПОБЕДИШИ"),

    а на другой – герба португальского с двумя также круговыми надписями:

    EMMANUIL R. PORTUGALIE AL. G. VL. IN. O. C+C. ETHIOPIA ARABIA PERSIAE IN. C.H." ("Емануил, Король Португальский, кесарь Ефиопский, Аравийский, Персидский и проч.),

    принадлежащая к концу XV ст. и пожертвованная в собор, вероятно, тем же князем Мстиславским.

Известные настоятели храма

Фотогалерея Никольского Собора