По аппликации по теме дикие животные. Конспект нод по аппликации "Царство диких животных" план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему. Особенности занятия аппликацией в подготовительной группе детского сада

Аппликация с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Дикие животные»

Тема недели «Дикие животные»

Занятие 18. Заяц (Цветная бумага. Коллективная аппликация из заготовленных частей предмета)

Программное содержание. Учить детей составлять целый предмет из частей и аккуратно наклеивать их; доводить изделие до нужного образа с помощью фломастеров. Учить сопровождать слова песни соответствующими тексту движениями. Продолжать учить детей выполнять коллективную работу.

Демонстрационный материал. Игрушечные зайцы или любые другие животные (по количеству детей).

Раздаточный материал. На 5 детей: картон голубого цвета, вырезанные из белой бумаги круг (голова), овал (туловище), 6 вытянутых овалов (ноги и уши), маленький круг (хвост); клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка, фломастеры.

Ход занятия

Раздайте детям игрушечных зайцев или других животных и предложите изобразить с их помощью действия по ходу стихотворения:

Раз, два, три, четыре, пять

Вышел зайчик поскакать. (Потрясти игрушку вверх-вниз.)

Огляделся, (Повернуть игрушку влево, вправо.)

Повертелся, (Вращать игрушку.)

Посмотрел наверх и вниз, (Наклонить игрушку назад и вперед.)

Пробежался, (Пробежаться с игрушкой в руках.)

Забоялся… (Спрятать игрушку за спину.)

Где ты, зайчик? Отзовись!

Предложите детям помочь зайчикам: сделать для них друзей-зайчат, чтобы вместе им было не страшно.

Разделите детей на команды по 5 человек. Раздайте им альбомные листы и детали, вырезанные из белой бумаги: круг (голова), овал (туловище), 6 вытянутых овалов (ноги и уши), маленький круг (хвост).

Помогите ребятам распределить между собой детали (одному ребенку достается голова, другому две лапы, третьему – уши и т. д.).

Затем дети должны составить из деталей задуманное животное (заяц может стоять на двух лапах или на четырех, может лежать).

После этого ребята должны наклеить все детали на альбомный лист; фломастерами нарисовать глаза, нос, рот, усы зайчика.

Из книги Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Дикие животные» Занятие 17. Дядя Миша(Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом)Программное содержание. Учить детей изображать из природного материала и пластилина сценку из сказки. Продолжать учить передавать пропорциональное соотношение

Из книги Рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Домашние животные» Занятие 18. Дымковский конь(Лепка из глины)Программное содержание. Продолжать приобщать детей к искусству дымковских мастеров, закреплять и углублять знания о дымковской игрушке. Учить лепить с натуры, передавая форму, строение, величину и

Из книги Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Дикие животные» Занятие 33. Невиданное животное(Рисование цветными карандашами)Программное содержание. Развивать фантазию. Учить детей самостоятельно рисовать несуществующих зверей. Закреплять умение рисовать цветными карандашами в соответствии с их

Из книги Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Домашние животные» Занятие 35. Цыплята(Штриховка фломастерами)Программное содержание. Продолжать учить создавать сюжетную композицию. Закреплять умение рисовать силуэт цыпленка простым карандашом без нажима. Закреплять способность вписывать композицию в

Из книги Лепка с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Дикие животные» Занятие 20. Встреча лисы и Колобка(Тычок жесткой полусухой кистью. Гуашь)Программное содержание. Учить детей создавать сюжетную композицию. Продолжать учить передавать особенности изображаемых предметов, используя тычок жесткой полусухой

Из книги Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Дикие животные» Занятие 20. Зайчик(Лепка из пластилина с использованием природного материала)Программное содержание. Учить сочетать природный материал и лепку из пластилина. Упражнять в умении соединять части, прижимая их друг к другу. Побуждать детей

Из книги Аппликация с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Домашние животные» Занятие 17. Черепаха(Лепка из пластилина)Программное содержание. Учить сочетать в поделке пластилин и природный материал. Развивать речь, мышление, мелкую моторику пальцев.Раздаточный материал. Половинка скорлупки грецкого ореха,

Из книги Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Дикие животные» Занятие 18. Лестница для бельчонка(Лепка из пластилина)Программное содержание. Закреплять умение детей раскатывать столбики и прикреплять их концами к вертикальным столбикам. Формировать желание оказывать помощь тем, кто в ней

Из книги автора

Тема недели «Дикие птицы» Занятие 30. Сова(Лепка из пластилина)Программное содержание. Учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин. Развивать восприятие, внимание.Демонстрационный материал. Картинки с недорисованными изображениями птиц (без крыла,

Из книги автора

Тема недели «Дикие животные» Занятие 35. Кто живет в зимнем лесу?(Рисование гуашью)Программное содержание. Учить дополнять зимний пейзаж обитателями леса. Закреплять умение рисовать животных, передавая их характерные особенности. Упражнять в соблюдении относительных

Из книги автора

Тема недели «Домашние животные» Занятие 37. Козленок(Штриховка-«петелька» фломастерами)Программное содержание. Продолжать учить намечать силуэт животного на четырех лапах, передавая его позу и строение. Познакомить с новым способом передачи изображения –

Из книги автора

Тема недели «Домашние животные» Занятие 17. Поросенок и котенок (Цветная бумага. Коллективная аппликация из заготовленных частей предмета)Программное содержание. Учить детей составлять целый предмет из частей, аккуратно наклеивать детали аппликации; доводить изделие до

Из книги автора

Тема недели «Дикие птицы» Занятие 30. Лебедь (Аппликация из засушенных листьев)Программное содержание. Продолжать учить детей создавать из засушенных листьев задуманный предмет; доводить изделие до нужного образа. Учить описывать птицу по предметной картинке. Развивать

Из книги автора

Тема недели «Домашние животные» Занятие 17. Козленок(Рисование пальчиками. Гуашь)Цель. Продолжать учить детей рисовать пальчиками точки, располагая их близко друг к другу. Учить анализировать и понимать содержание стихотворения. Развивать мелкую моторику рук. Учить

Из книги автора

Тема недели «Дикие животные» Занятие 18. Заяц на снегу(Тычки жесткой полусухой кистью. Гуашь)Цель. Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью внутри контура. Развивать умение слушать потешку и имитировать движения зайца по ходу текста. Дать представление о жизни

Из книги автора

Тема недели «Дикие птицы» Занятие 30. Лебедь(Рисование ладошкой. Гуашь)Цель. Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой. Учить дополнять изображение деталями с помощью кисточки. Развивать воображение.Демонстрационный материал. Предметная картинка с

Конспект занятия по аппликации «Что за животное?»
Цель: Формирование умений у детей составлять целое животное из геометрических
фигур.
Задачи:
1.Закрепить знания о геометрических фигурах: круг, полукруг, квадрат, треугольник;
2.Закрепить знания о домашних и диких животных;
3.Проявлять самостоятельность, творчество.
Раздаточный материал: Ножницы, клей, кисточки для клея, тряпочки, клеенки­
подкладки, цветная бумага, шаблоны геометрических фигур.
Демонстрационный материал: Наглядные картинки домашних и диких животных.
Форма проведения: Групповое (индивидуально­коллективное) занятие.
Ход деятельности
I.Орг момент
­ Ребята, послушайте стихотворение внимательно и назовите какие животные
встречаются в нём.
Ты, конечно же, привык,
Что любимый твой язык
Тарахтит с утра до ночи
Всё, чего он не захочет?
А теперь представь на миг,
Что такой же вот язык
Есть у кошки и собаки,
У медведя и макаки,
У коровы и свиньи,
У лягушки и змеи,
У букашки и у птицы,
У осла и у тигрицы
Даже молчаливый кит,
Что­нибудь да говорит…
Словом, те, кто рядом с нами –
Все владеют языками.
Хорошо бы им и нам
Пообщаться по душам,
Ведь ближайшие соседи
Склонны к дружеской беседе…
­ Ну, ребята, назовите мне животных, которые встретились в стихотворение, какие они
все разные.
II.Контроль исходного уровня
Дидактическая игра «Дикие и домашние»
Цель: Учить различать диких и домашних животных, называть их, знать о их образе
жизни, чем они питаются, где живут.

Ход игры: На столе раскладываются картинки с изображением диких и домашних
животных. Две картинки с изображение дома и леса, нужно правильно разложить
животных по месту их обитания, назвать его, сказать где живёт, какую пользу
приносит.
III.Обучающий этап
а) Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами
1. Работу с ножницами выполнять за столом.
2. Ножницами работать очень аккуратно: не размахивать ими во время работы, при
необходимости подавать друг другу концами вниз.
3. Ножницы на рабочем месте всегда лежат справа, чтобы удобнее было их брать.
4. Ножницы класть на стол так, чтобы они не свешивались на край стола.
5. При работе с ножницами запрещается вставать и подходить друг к другу.
Инструктаж по технике безопасности при работе с клеем
1. Выполнять работу за столом.
2. Подготовить свое рабочее место: аккуратно и удобно расположить материалы.
3. В процессе работы постоянно поддерживать порядок на своем рабочем месте.
4. Внимательно выслушивать задания воспитателя.
5. Работать только на клеенке, пользоваться кисточкой для набора клея, излишки
клея с кисточки снимать о край баночки, а не руками.
6. Во время работы кисть класть на специальную подставку., использовать салфетку
для того, чтобы убрать лишний клей с бумаги.
7. Необходимо быть аккуратным, работая с клеем:
­ не вытирать руки об одежду;
­ не пачкать стол, за которым работаешь.
8. НЕЛЬЗЯ:
­ брать клей в рот;
­ тереть грязными руками глаза.
9. По окончании работы привести в порядок рабочее место.
10.Тщательно вымыть руки теплой водой с мылом.
б) Показ последовательности действий и приёмов аппликации
С начала ребёнок выбирает, кого он будет изображать. Затем выкладывает на столе из
геометрических фигур животное, начиная с большего, заканчивая мелкими деталями.
Туловище – круг, лапы – полукруг, уши – треугольник и так далее.
в) Выбор и подготовка материала к работе
Подвижная игра «Зверята».
Цель: как можно чётче и правильно изобразить повадки животных.
Дети становятся врассыпную. По сигналу «зайка» дети прыгают, «мишка» – ходят
косолапой походкой медведя, «лиса» – идут на носочках, «волк» – бегут.
IV. Самостоятельная работа
Воспитатель оказывает индивидуальную помощь в выполнение задания.
V. Контроль исходного уровня
Рассматривание готовых работ.
­ Что мы свами сегодня делали? (Клеили животных)
­ Из чего состоят наши животные? (Круг, треугольник, квадрат)

Занятия аппликацией в средней группе отличаются более широким спектром техник, которые можно применять в работе. Наиболее «благодатной почвой» для освоения новых способов создания поделок являются темы, связанные с животными - дикими и домашними. Таким образом, малыши не только осваивают разные практические умения, но и знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии. Важно только чтобы все этапы занятия были чётко продуманы и подготовлены воспитателем.

Подготовительный этап

Отличительная особенность детей в любом возрасте - это любопытство. Задача педагога направить это качество в русло образовательной деятельности, то есть вовлечь малыша во все этапы работы над аппликацией.

Что могут делать дети средней группы?

В средней группе дети уже умеют резать бумагу по прямой. Так что, например, для обрывной поделки, в которой детали для заполнения контура фигур - это кусочки полосок цветной бумаги, карапузы могут самостоятельно разрезать листы на ленты. Что же касается более сложных деталей, с мелкими элементами (например, спинка ёжика с иголками), то такие элементы лучше предоставлять «авторам» в готовом виде.

Какой размер допустим?

Чем больше размер аппликации, тем сложнее с ним работать. Так что для средней группы рекомендуемый размер поделки - половина листа А4. При этом величина подложки может быть А4, если аппликация индивидуальная, или даже А3, если поделка коллективная. Также следует учитывать и сложность аппликации: чем больше элементов, тем больше должна быть основа. Например, для одиночных кошки или ёжика можно обойтись и ½ А4, а вот для зоопарка такого размера для фона будет явно недостаточно.

Материалы

В средней группе в качестве сырья для поделки ребята могут использовать не только привычные бумагу и нетолстый картон, но и

  • плотный картон (например, для основы), так как малыши уже смогут согнуть-разогнуть его;
  • ткань, правда, все тканевые элементы должны быть заранее заготовлены воспитателем, так как из-за «сыпучести» материала, малышам довольно сложно с ними работать (в любом возрасте);
  • природные материалы (шишки, жёлуди, листья, каштаны и пр.), которые дети могут приклеивать или, если речь идёт о листьях, срезать под углом (только деталь не должна получаться мелкой, то есть листья следует брать крупные);
  • стразы, пайетки для создания глазок зверям (важно! эти материалы воспитатель даёт строго под счёт, а дети приклеивают их под присмотром взрослого);
  • лента, тесьма (подобные материалы удобны для создания ограждения, леса или лужайки).

Инструментарий

Занятие аппликацией невозможно себе представить без клея и кисточки. Однако кроме этих важнейших составляющих, стоит озаботиться наличием

  • влажных салфеток (для удаления излишков клея с поделки и рук маленьких творцов);
  • карандашей, фломастеров, красок (для прорисовки мелких деталей, например, глазок, усиков и пр.);
  • клея в стике (им удобно наклеивать крупные детали поделки).

Можно ли разделить обязанности?

В данном случае речь идёт о том, чтобы малыши выполняли не одинаковых, а разных зверушек. Тут дело обстоит так: если все животные выполняются в одной технике и приблизительно одинаковы по сложности, то такое разделение «обязанностей» возможно. Особенно если вы делаете коллективную поделку (например, на тему «Зоопарк»). Но в целом для малышей в средней группе всё же удобнее выполнять одну и ту же аппликацию, чтобы инструкция и хронометраж были одинаковы. Если поделка требует выполнения разных животных (например, фермы), то уместно разделить выполнение на несколько занятий.

Как мотивировать?

Карапузы в средней группе - довольно сложный контингент. Это дети, которые ещё совсем недавно пережили кризис 3 лет (а некоторые как раз в процессе). Учитывая, что основная линия развития у них деятельностная, а в качестве важнейшего способа воздействия выступает речь, то без беседы перед работой над поделкой не обойтись.

Беседа и наглядность

В качестве мотивирующего начала занятия можно использовать вопросно-ответную форму общения («Каких животных мы знаем? А какие животные есть у вас дома? Как называются волк, лиса, медведь, заяц?» и т.д.). Причём ребята могут отвечать и индивидуально, и хором. Беседа может проводиться и на основании картинок, плакатов (фермы, зоопарка). Обратите внимание, что изображения должны быть не только рисованные, но и реальные, то есть фото. Соотношение и тех и других - примерно 3:1. Это связано с тем, что у малышей в сознании должен формироваться образ реального существа, а не просто рисованной картинки.

Сказки

Слушать сказки любят все дети, особенно если взрослый умеет их рассказывать.

Русская народная сказка «Зимовье зверей»

Надумали бык, баран, свинья, кот да петух жить в лесу. Хорошо летом в лесу, привольно. Быку и барану травы вволю, кот ловит мышей, петух собирает ягоды, червяков клюёт, свинья под деревьями корешки да жёлуди роет. Только худо бывало друзьям, ежели дождик пойдёт.
Так лето прошло, наступила поздняя осень. Стало в лесу холодать.Бык прежде всех спохватился зимовье стороить.
Встретил в лесу барана:
– Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса брёвна носить, да столбы тесать, а ты будешь щепу драть.
– Ладно, согласен, - отвечает баран.
Повстречали бык и баран свинью:
– Пойдём, Хавроньюшка, с нами, зимовье строить! Мы станем брёвна носить, столбы тесать, щепу драть, а ты будешь глину месить, кирпичи делать, печку класть!
Согласилась и свинья. Увидели бык, баран и свинья кота:
– Здравствуй, Котофеевич, пойдём вместе зимовье строить!
Пришла лютая зима, затрещал мороз. Иному в лесу холодно, а друзьям в зимовье тепло! Бык и баран на полу спят, свинья забралась в подполье, кот на печи песни поёт, а петух под потолком на жёрдочке пристроился. Живут друзья, не горюют
Выбрали друзья в лесу место посуше, наносили брёвен, натесали столбов, щепы надрали, наделали кирпечей, моху натаскали, стали рубить избу. Избу срубили, печку сложили, стены проконопатили, крышу покрыли. Наготовили на зиму запасов и дров.
Мы станем брёвна носить, столбы тесать, щепу драть, глину месить, кирпичи делать, печку класть, а ты будешь мох таскать, стены конопатить!
Согласился и кот. Повстречали бык, баран, свинья и кот в лесу петуха:
– Здравствуй, Петя! Идём с нами, зимовье строить! Мы будем брёвна носить, столбы тесать, щепу драть, глину месить, кирпичи делать, печку класть, мох таскать, стены конопатить, а ты будешь крышу крыть!
Согласился и петух. Выбрали друзья в лесу место посуше, наносили брёвен, натесали столбов, щепы надрали, наделали кирпечей, моху натаскали, стали рубить избу. Избу срубили, печку сложили, стены проконопатили, крышу покрыли. Наготовили на зиму запасов и дров.
А бродили по лесу семь голодных волков. Увидели новое зимовье. Один, самый смелый волк, говорит:

– Мееееее! Мееееее
Пришла лютая зима, затрещал мороз. Иному в лесу холодно, а друзьям в зимовье тепло! Бык и баран на полу спят, свинья забралась в подполье, кот на печи песни поёт, а петух под потолком на жёрдочке пристроился. Живут друзья, не горюют. А бродили по лесу семь голодных волков. Увидели новое зимовье. Один, самый смелый волк, говорит:
– Пойду-ка я, братцы, посмотрю, кто в этом зимовье живёт. Если скоро не вернусь, прибегайте на выручку!
Вошёл волк в зимовье и прямо на барана угодил. Барану деваться некуда, забился баран в угол, заблеял страшным голосом:
– Мееееее! Мееееее!
Петух увидел волка, слетел с жёрдочки, крыльями захлопал:
– Кукарекуууууууу!
Соскочил кот с печи, зафыркал, замяукал:
– Мяууууууу, мяууууууу, мяууууууууууу!
Набежал бык, рогами волка в бок:
– Мууууууууу!
А свинья услыхала, что наверху бой идёт, вылезла из подполья и кричит:
– Хрююю, хрююю, хрююю!!! Кого тут съесть?!
Ох, и туго пришлось волку! Едва жив из беды вырвался. Бежит, товарищам кричит:
– Ой, братцы, уходите! Ой, братцы, бегите! Уууууууу……
Услыхали волки, пустились наутёк. А звери остались жить-зимовать, да и сейчас живут.

Также можно привлечь известные с ранних лет сказки «Колобок», «Теремок», «Репка» и т.д.

После прослушивания сказки малышам предлагается создать аппликацию по мотивам услышанной истории. Есть только один важный нюанс: если тема занятия по аппликации «Волк», то вместо сказки лучше выбрать другое мотивирующее начало - этот зверь предстаёт всегда отрицательным героем, дети не любят делать таких, поэтому обычно «саботируют» занятие.

Загадки и стихотворения

Самый динамичный, образный способ вовлечь ребят в работу.

  • Зимой спит, Летом - ульи ворошит. (Медведь)
  • Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый - краса! А зовут её … (лиса)
  • Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (Волк)
  • Голодна - мычит, Сыта - жуёт, Малым ребяткам Молочка даёт. (Корова)
  • Заворчал живой замок, Лёг у двери поперёк. Две медали на груди. Лучше в дом не заходи! (Собака)
  • Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, С водой не знается. (Кошка)
  • Заяц косой Умылся росой Съел земляничку, Из лужи водичку Попил, полежал, Гулять побежал.
  • Я смотрю сейчас в окошко, На забор залезла кошка, Рядом с ней сидит синица, Не боится кошку птица!
  • Захотелось очень Мурке, Поиграть с мышонком в жмурки, Кошка мышку не поймала, Мышка в норку убежала!

Схема составления конспекта занятия по теме

Работа над составлением сценария занятия по аппликации должна начинаться с определения целей и задач этого вида деятельности. Цель программного компонента сформулирована в методических рекомендациях для организации образовательного процесса на занятиях творчеством в средней группе. А именно: усвоение художественных знаний и умений в изобразительной деятельности. Среди задач можно выделить

  • учить малышей изображать животных, передавая их образную выразительность;
  • развивать мелкую моторику;
  • работать над развитием речи;
  • воспитывать радость совместного творчества.

Для того чтобы занятие было успешным, воспитатель должен чётко распределить время работы над каждым этапом выполнения поделки. Отметим, что в средней группе занятие длится уже 30 минут.

  • Вводная часть (5 минут) включает мотивационный компонент (загадки, сказки, беседу).
  • Основной этап (20 минут) заключается в работе над поделкой, включая физкультминутку и пальчиковую гимнастику.
  • Заключительный этап (5 минут) состоит в подведении итогов (воспитатель благодарит детей за работу), в самоанализе (малыши отвечают на вопросы: «Что у меня получилось?», «Что не получилось?», «Почему?») и в создании выставки работ на стенде.

Пример конспекта

Астапенко Елена «Конспект занятия по обрывной аппликации в средней группе «Домашние животные» (фрагмент)

<…ВОСПИТАТЕЛЬ: Проходите, присаживайтесь, перед вами лежат фигурки животных, сделаем их красивыми, цветными.
Посмотрите внимательно, вы узнали животных, которые лежат перед вами?
(Индивидуально подойду к каждому ребёнку.)
Воспитатель: какого цвета может быть кот, собака, корова и т. д. (задать вопрос каждому ребёнку, тем самым подвести его к выбору цветной бумаги)
Теперь мы будем отрывать маленькие кусочки бумаги.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Вчера мы с вами играли с пальчиками - рвали разноцветную бумагу на мелкие кусочки, теперь они нам пригодятся, с их помощью мы украсим - оживим наших зверюшек.
(Апплицируют животных приёмом - рваная бумага.)
Я покажу вам каким способом мы будем выполнять нашу работу.
(Объясняю последовательность апплицирования рваной бумагой, на примере дерева. Напомню, что шерсть у животных густая, не забывать какого цвета.)
(Попрошу детей повторить последовательность работы, если будут затрудняться, помогу детям в апплицировании.)
Во время работы буду напоминать об аккуратности выполнения.
Самостоятельная работа детей.
«А работы-то на диво!
Похвалить мне вас пора!
Сделали все так красиво,
Что за чудо мастера!»
ВОСПИТАТЕЛЬ: очень красивые животные получились…>

Этапы работы над аппликацией

Фотогалерея готовых работ

В средней группе от детей уже можно требовать аккуратного распределения крупы в рамках контура, так как с этой техникой они знакомы уже с младшей группы Один из видов накладной аппликации - наложение одинаковых мелких разноцветных фигур на контур Даже мелкие детали правильной геометрической формы для этой аппликации дети уже могут вырезать самостоятельно Для этой аппликации используется подложка, которая одновременно является и основой для поделки

Домашние животные: «Кошка»

Если накладная аппликация требует дорисовывания деталей, то воспитатель должен помогать детям, чтобы малыши не испортили поделку нечаянным штрихом и не расстроились из-за этого

Для этой накладной аппликации мы используем уже знакомые детям в работе заготовки-геометрические фигуры. Кроме этого, ребятам нужно будет дорисовать некоторые детали образа домашнего питомца.

Инструкция:

  1. Малыши получают листы с контурами геометрических фигур (большой и 2 маленьких треугольника, 2 круга - большой и маленький, овал), которые необходимо вырезать.
  2. Приклеиваем на основу большой треугольник.
  3. Прикрыв его верхний уголок, накладываем большой круг.
  4. На круг-голову приклеиваем маленькие треугольники-ушки.
  5. Размещаем овал-хвост.
  6. Маленький круг разрезаем пополам и располагаем в виде задних лапок на нижнем основании большого треугольника.
  7. Карандашами дорисовываем когти, усы, а глаза, рот и язычок помогает изобразить воспитатель.

Домашние животные: «Пудель»

Это интересно. Английская народная мудрость гласит: «Пудель - ещё не человек, но уже не собака».

Считается, что пудель - самое дружелюбное домашнее животное, а если дети уже знакомы с героем сказки о Буратино - Артемоном, то они тем более с удовольствием возьмутся за создание аппликации с элементами мозаичной техники.

Инструкция:

  1. Дети получают шаблон собачки с прорисованной мордочкой, вырезают его (при необходимости, воспитатель помогает).
  2. Затем малыши отрывают небольшие кусочки от шара ваты и скатывают из них плотные заготовки-шарики.
  3. Намазывают указанные воспитателем места шаблона клеем (кончик хвоста, попу, полтуловища, «сапожки» на лапах).
  4. Засыпают эти места ватными шариками, слегка утрамбовывают их и придавливают, чтоб клей схватился.

Дикие животные: «Ёжик»

Обычно этот лесной житель делается из осенних листьев. Но учитывая возраст детей, для этих целей лучше использовать крупные листья, чтобы малышам было удобно с ними обращаться.

Инструкция:

  1. Дети получают шаблон, который вырезают с помощью взрослого (особенно в том месте, где необходимо вырезать мордочку и носик).
  2. Закрашиваем тело ёжика карандашом коричневого цвета.
  3. Затем намазываем «спинку» клеем и прикладываем листья вертикально так, чтобы их верхушки немного выходили за границы контура.
  4. Доклеиваем один лист вниз и ещё один сверху, чтобы скрыть места соединения элементов.

Видео: Делаем ёжика из крупы

Дикие животные: «Заяц»

Это пример классической накладной аппликации.

Инструкция:

  1. Малыши получают лист белой бумаги, на котором обозначены контуры трёх овалов - большого и двух небольших, и лист розовой бумаги с двумя маленькими овалами. «Творцы» вырезают эти детали.
  2. Взрослый выдаёт малышам заготовки - розовый треугольник (для носика), зелёную полянку и 2 глазика.
  3. Ребята приклеивают на основу 2 небольших белых овала, а на них по розовому - это ушки.
  4. Затем на нижний край ушек накладывают большой белый овал - туловище.
  5. Приклеиваем полянку.
  6. Крепим глазки, носик.
  7. Простым карандашом дополняем мордочку усиками.

Дикие животные: «Белочка»

Вашему вниманию представлен вариант накладной аппликации на основе элементов - правильных геометрических фигур.

Инструкция:

  1. Дети получают лист бумаги оранжевого цвета с контурами круга (1 большой, 1 средний и 1 маленький), 3 треугольников (1 большой, 2 маленьких) и 1 овала. Малыши вырезают детали.
  2. На основу приклеивают большой треугольник, к нему прикладывают большой круг-голову.
  3. На голове размещают ушки-маленькие треугольники.
  4. Приклеиваем хвост и лапки.
  5. Из бумаги чёрного цвета вырезаем 2 глаза, приклеиваем на мордочку.
  6. Карандашом дорисовываем усы и нос, рот.
  7. Рисуем еловую веточку, на которой белочка сидит.

Дикие животные: «Медведь»

Для этой накладной аппликации потребуются заготовки-глазки.

Инструкция:

  1. Дети получают 2 вырезанные заготовки-сердечки (немного отличающиеся по размеру), белую мордочку с наклеенным чёрным носиком и 1 деталь-хвостик.
  2. Самостоятельно вырезают элементы-ушки.
  3. Наклеиваем на основу бОльшее сердечко, перевернув его острым концом вверх.
  4. На него прикладываем второе сердце (также направив острый конец вверх).
  5. Под «голову» подкладываем элементы-ушки.
  6. Делаем мордочку. Приклеиваем мордочку, глазки.
  7. Завершаем аппликацию хвостиком.

Дикие животные: «Лиса»

Ещё одна аппликация на основе геометрических фигур.

Инструкция:

  1. Дети вырезают по контуру 1 большой овал для туловища, 1 чуть меньше для хвоста и 4 небольших. А также 1 треугольник-мордочку и 2 треугольника-ушки.
  2. На основу приклеиваем большой овал, к нему приставляем хвост и пары лап.
  3. Приклеиваем треугольник-мородочку и 2 ушка, заведя одно за одно.
  4. На мордочке чёрным карандашом рисуем носик, глаз и усы.
  5. Карандашами (или фломастерами) дорисовываем полянку.

«Дом, где живут кошки»

Создавая аппликацию домика для кошки мы получаем объёмную поделку из бумаги.

Инструкция:

  1. Ребёнок получает лист-основу с нарисованной кирпичной кладкой и окном.
  2. Из цветной бумаги малыш вырезает шторы, оформляя один конец волнообразной линией.
  3. На окно дети приклеивают аппликацию кошки.
  4. На окне располагаем занавески, приклеив только верхний край.
  5. С помощью взрослого дети слегка отгибают в стороны занавески.
  6. Если есть время, занавески можно раскрасить.

Зоопарк: «Лев»

Обычно аппликация «Зоопарк» – это коллективная работа, для которой потребуется несколько занятий, на которых дети создадут отдельных животных. И в завершении этого творческого проекта воспитатель предложить расположить зверушек на большом листе с нарисованными клетками, вольерами. Рассмотрим примеры выполнения некоторых экзотических представителей фауны, например, животных жарких стран.

Инструкция:

  1. Дети получают готовые заготовки львиной гривы (круг оранжевого цвета с бахромой по краю), коричневой мордочки и белых глаз. А также лист жёлтой бумаги с контуром круга, который им нужно вырезать.
  2. Малыши приклеивают оранжевую заготовку, на неё жёлтую.
  3. На внутреннем круге располагаем мордочку и глаза.
  4. Дорисовываем нос, усы-точки и зрачки.
  5. Небольшой овал розового цвета сгибаем пополам и приклеиваем одну половинку к мордочке - получился язычок.
  6. Затем малыши получают широкую полоску из бумаги зелёного цвета и, делая надрезы через определённые промежутки (по нанесённым линиям), оформляют бахрому-траву.
  7. Приклеиваем полянку внизу листа-основы.
  8. Из кусочков жатой бумаги делаем облака.
  9. Скручиваем кусочек жёлтой жатой бумаги в трубочку, выкладываем кругом на участок, обильно смазанный клеем. Так у нас получилось солнце.

Зоопарк: «Бегемот»

Такое животное жарких стран, как бегемот, привыкшее к вечно зелёным растениям вокруг, – оказывается, можно сделать из осенних листьев.

Инструкция:

  1. Дети получают лист бумаги с контурами мордочки и 4 лап, которые нужно вырезать.
  2. Затем воспитатель выдаёт малышам по одному крупному листу-туловищу, который нужно наклеить на основу.
  3. Лист чуть меньшего размера накладывается в виде головы, а 2 совсем маленькие (которые воспитатель может уменьшить ножницами заранее) в качестве ушек.
  4. Прикладываем и приклеиваем лапы и мордочку.
  5. Оформляем морду глазками (можно в виде бусин или пайеток) и дорисовываем ноздри.

Видео: Тигр из бумаги

В средней группе малыши уже могут выполнять аппликации в разных техниках. Более того, эти способы создания поделок часто комбинируются. Однако на данном этапе всё же большая часть заготовок остаётся за воспитателем, а дети пока расширяют диапазон подготовки элементов правильной геометрической формы, но разного размера. Зато карапузы уже могут наклеивать любые детали. И, конечно, продолжают учиться выполнять аппликации аккуратно.

Технологическая карта

непосредственно образовательной деятельности

Конспект НОД по образовательной области « Художественно-эстетическое развитие».

Возрастная группа – старшая.

Тема: «Царство диких зверей».

Интеграция образовательных областей: « Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Программные задачи:

образовательные - закрепление представлений о диких животных, закрепление навыков выполнения аппликации из резанных шерстяных нитей;

развивающие - уточнение и расширение словарного запаса по теме «дикие животные»; развитие связной речи, слухового и зрительного внимания, логического мышления, общей и мелкой моторики;

воспитывающие - формирование навыков самостоятельности; безопасного пользования клеем, воспитание бережного отношения к диким зверям.

Способы организации детей: столы расставлены буквой «П».

Оборудование: лист ватмана с изображением зимнего леса, трафареты диких животных (заяц, лиса, волк, белка,), мелко нарезанные цветные шерстяные нитки, клей, клеевая кисть, запись голоса вороны.

Словарная работа: трафарет, лесное царство.

Предварительная работа: закрепление знаний об изменениях в жизни лесных зверей зимой, прослушивание произведений П.И.Чайковского из альбома «Времена года»: «Декабрь», «Январь», нарезание ниток для аппликации.

Ход НОД

Этап, его

продолжительность

Длительность* Методы, формы, приемы
1 Открытый вход в деятельность 1 мин

Дети входят в группу, воспитатель предлагает детям осмотреться, нет ли чего необычного?

Посмотрите, ребята, кто-то оставил у нас большой лист бумаги. (переворачивает его, там – рисунок зимнего леса)

Что это здесь нарисовано? (обобщить ответы детей – зимний пейзаж, лесное царство)

2 Вводно-организационный 1 мин

Скажите, каких зверей мы можем встретить в зимнем лесу? (дети называют зверей)

Но почему же самих лесных зверей не видно на картине? (предположения детей)

3 Мотивация на деятельность 3 мин

- Какая неприятная новость! Как же нам быть? Давайте поможем лесным жителям вернуться! Только пока не понятно, как мы их будем возвращать – рисовать, наклеивать?

Дети с воспитателем оглядываются по сторонам и находят столы, накрытые салфетками.

- Посмотрите, ребята, тот, кто украл лесных зверей что-то нам оставил (под салфетками дети находят трафареты лесных зверей и нарезанные цв.нитки; в конверте лежит готовая фигурка лося)

- Я предлагаю нам с вами сделать вот таких зверей!

4 Объяснение нового или расширение имеющихся знаний 5 мин Дети выбирают трафарет животного и нитки нужного цвета. Объясняют свой выбор. Воспитатель предлагает детям отнести выбранный материал на свои рабочие места. Дети рассаживаются за столы.
5 Динамическая пауза 1 мин Пальчиковая гимнастика «Если пальчики грустят…».
6 Практическая работа 12 мин

1. Рассказ детьми последовательности выполнения работы:

Нанести клей на небольшой участок изображения,

Расположить нитки на клеевой поверхности, плотно, слегка прижать пальцами.

Повторять до полного заполнения изображения нитками.

2. Вспоминают правила работы с клеем.

3. Выполнение работы (самостоятельно) детьми. Воспитатель следит за работой, помогает.

7 Открытый выход из деятельности 2 мин

Молодцы, ребята! Посмотрите, какая чудесная картина получилась! Мы вернули зверей в лес!

Воспитатель предлагает детям рассказать о своих работах и оценить работы товарищей.

Основная задача современного образования на всех этапах - научить детей опытным путём получать знания, то есть от практики двигаться к усложнённой теории. И начало этой активной практической деятельности закладывается уже в детском саду именно с занятий аппликацией. В старшей группе такие поделки на всех этапах проведения - от подготовки до анализа - выполняются с минимальной помощью воспитателя, который становится менеджером, а не руководителем процесса. Рассмотрим особенности подготовки занятия по аппликации на темы, связанные с изображением домашних и диких животных.

Подготовка к занятию по аппликации в старшей группе

Это интересно. Среди американских менеджеров бытует такой профессиональный афоризм: «Хороший руководитель не мешает своим людям ошибаться».

Так можно определить и роль воспитателя в детском саду: ему нужно чётко ставить цель для карапузов и внимательно наблюдать за тем, по какой траектории они её реализуют. А в случае затруднений уметь вовремя прийти на помощь.

Какие умения нужны

Если мы говорим об аппликации, то в этом случае нужно, прежде всего, учесть диапазон тех умений, которыми малыши уже овладели. И ещё: чем более самостоятельными будут дети, тем легче и быстрее они будут усваивать новые объёмы информации, развивать умения и навыки.

  • Работать ножницами. К возрасту 4–5 лет ребята уже довольно уверенно обращаются с ножницами, так что пришло время учиться вырезать детали не только по ровному контуру, но и с отдельными выступающими элементами (например, при вырезании фигуры лося потребуется аккуратно вырезать рога). В старшей группе продолжается работа по развитию навыка симметрично вырезать детали для поделки. Но элементы, как уже говорилось, усложняются по форме.
  • Нарывать кусочки бумаги для оформления фона или заполнения контуру аппликации (например, для мозаичной техники).
  • Лепить из пластилина. К давно освоенному навыку катать «шарики», «колбаски», делать «блинчики», малыши добавляют навык смешивания разных цветов для получения искомого и создания фигурки из целой заготовки (например, из одного «шарика» сделать мишку или лягушку).
  • Клеить. В последние несколько лет дети знакомятся с клеем в удобной форме стика. Для совсем карапузов это отличный выход, если не хочется, чтобы заклеенными были пальцы, одежда, волосы. Но без навыка обращения с жидким ПВА ребята не научатся приклеивать очень мелкие детали, следить за тем, чтобы не оставалось потёков и вытирать излишки. Так что пришло время отказываться от стика в пользу жидкого ПВА.
  • Работать с природным материалом. И не просто приклеивать сухие листья на основу, а вырезать из них нужные формы.

Как определиться с размером аппликации

Размер аппликации зависит от размера подложки, а также от формы выполнения поделки (для групповой поделки фон должен быть вместительным), но, чаще всего, это стандартный лист А4

Ещё один важный вопрос: какой размер аппликации допустим. Здесь каких-то чётких правил нет - таким, с которым ребёнок сможет справиться. То есть идеально взять А4, однако можно и А3 и А1, если работа будет коллективная. Соответственно и размер заготовок может быть как большим, так и небольшим, если поделки будут индивидуальны. В любом случае воспитатель должен обращать внимание на работу каждого: того, кто начал резать, того, кто уже клеит или вносит дополнительные элементы на аппликацию.

Материалы

Как уже упоминалось, карапузы достаточно хорошо знакомы с таким видом работы, как аппликация. Причём выполнять её они могут в нескольких техниках, а значит, и материалы могут быть разные.

  • Бумага, картон, клей с кисточкой. Если провести рейтинг самых важных принадлежностей для аппликации, то без бумажной продукции не обойтись. Толстый картон можно использовать для основы, а тонкий для подложки,если предполагается, например, силуэтная аппликация (когда контур вырезается и с этим вырезанным силуэтом лист прикладывается не на подложку, а сразу на основу).
  • Природные материалы (каштаны для выкладывания объёмного туловища животного или птицы, листья на обозначения фигуры зверя и т.д).
  • Дополнительные материалы. К этой категории относятся ткань, атласные ленты, конфетти, вата, фантики от конфет.

Форма работы

В данном случае аппликация может быть индивидуальной, групповой или в паре. Но какую бы форму вы ни выбрали, лучше всего, если выполнение одной поделки будет ограничено временем одного занятия. Как же быть, если аппликация сложная, состоящая из большого количества деталей? В этом случае взрослый просто должен помочь - к тому же так карапузы учатся чувствовать время. Но на 2–3 занятия растягивать «удовольствие» не стоит, иначе дети потеряют интерес и задор для выполнения поделки.

Мотивация

Если малыша направить нужным курсом, то он сам «поплывёт» туда, куда нужно. Так что воспитатель просто должен выбрать правильные направляющие.

Загадки

Если представить пьедестал разных видов заданий, которые должны пробуждать ребят к дальнейшей работе, то первое место для занятия по аппликации на тему «Животные» будет за загадками. Они позволяют не только воссоздать в сознании образ, но и дают возможность поработать сразу с несколькими представителями фауны. Последнее имеет большое значение, если речь идёт о занятии по составлению коллективной аппликации «Ферма» или «Зоопарк».

  • Шубу дважды в год снимает. Кто под шубою гуляет? (Овца )
  • Мягкие лапки, А в лапках царапки. (Кошка )
  • С хозяином дружит Дом сторожит, Живёт под крылечко, А хвост колечком. (Собака )
  • Голодна - мычит, Сыта - жуёт, Малым ребяткам Молока даёт. (Корова )
  • Пашет землю трактор без колёс Для неё горючее - овёс. (Лошадь )

Наглядные материалы

Дети лучше всего запоминают то, что видят. Так что на любых занятиях в детском саду наглядность должна быть представлена в достаточном объёме. А во время выполнения аппликации это становится самым главным условием успешной реализации поставленных целей и задач, так как малыши лучше справятся с заданием, имея перед глазами образ того животного, которое они выполняют. В качестве образцов наглядных материалов можно предложить

  • фотографии (отдельных зверей и целого зоопарка, фермы);
  • плакаты;
  • рисунки (но только максимально близкие к реальной внешности животного).

Беседа

Без этого вида работы не обойтись, так как только в беседе полностью реализуется основная направляющая образовательного процесса в детском саду - развитие речи ребёнка. Обычно, воспитатель старается провести эту форму работы в виде диалога, когда дети хором или индивидуально отвечают на вопросы.

  • Как всех, изображённых на картинке, можно назвать одним словом? (Животные)
  • Почему? (тело покрыто шерстью; у них четыре лапы (ноги); есть туловище, морда, хвост; выкармливают детёнышей молоком и т.д.)
  • Где живут эти животные (показывает на плакат с домашними)? (Рядом с человеком). Как они называются? (Домашние животные)
  • Почему? (Люди ухаживают за ними, они приносят человеку пользу)
  • Какую пользу приносят? (Кошка ловит мышей. Собака охраняет человека и его дом. Корова даёт молоко и мясо. Лошадь перевозит грузы и катает людей. Коза даёт мясо, шерсть, молоко. Овца даёт мясо, шерсть. Свинья даёт мясо, сало, кожу)
  • А как называются эти? (показывает на плакат с дикими)
  • Почему?

Сказки

Дети с удовольствием слушают сказки, а для воспитателя это отличная возможность познакомить карапузов с богатым наследием народного творчества, а также произведениями или пересказами выдающихся русских писателей.

В. Даль «Медведь-Половинщик»

Жил-был мужичок в крайней избе на селе, что стояла подле самого леса. А в лесу жил медведь и, что ни осень, заготовлял себе жильё, берлогу, и залегал в неё с осени на всю зиму; лежал да лапу сосал. Мужичок же весну, лето и осень работал, а зимой щи и кашу ел да квасом запивал. Вот и позавидовал ему медведь: пришёл к нему и говорит:
– Соседушка, давай задружимся!
– Как с вашим братом дружиться: ты, Мишка, как раз искалечишь! -отвечал мужичок.
– Нет,- сказал медведь,- не искалечу. Слово моё крепко - ведь я не волк, не лиса: что сказал, то я сдержу! Давай-ка станем вместе работать!
– Ну ладно, давай! – сказал мужик.
Ударили по рукам.
Вот пришла весна, стал мужик соху да борону ладить, а медведь ему из лесу вязки выламывает да таскает. Справив дело, уставив соху, мужик и говорит:
– Ну, Мишенька, впрягайся, надо пашню подымать.
Медведь впрягся в соху, выехали в поле. Мужик, взявшись за рукоять,пошёл за сохой, а Мишка идёт впереди, соху на себе тащит. Прошёл борозду,прошёл другую, прошёл третью, а на четвёртой говорит:
– Не полно ли пахать?
– Куда тебе,- отвечает мужик,- ещё надо дать концов десятка с два!
Измучился Мишка на работе. Как покончил, так тут же на пашне и растянулся. Мужик стал обедать, накормил товарища да и говорит:
– Теперь, Мишенька, соснём, а отдохнувши, надо в другой раз перепахать.
И в другой раз перепахали.
– Ладно,- говорит мужик,- завтра приходи, станем боронить и сеять репу. Только уговор лучше денег.
Давай наперёд положим, коли пашня уродит, что кому брать: всё ли поровну, всё ли пополам, или кому вершки, а кому корешки?
– Мне вершки,- сказал медведь.
– Ну ладно,- говорит мужик,- твои вершки, а мои корешки.
Как сказано, так и сделано: пашню на другой день заборонили, посеяли репу и сызнова заборонили.
Пришла осень, настала пора репу собирать. Снарядились наши товарищи, пришли на поле, повытаскали, повыбрали репу: видимо-невидимо её.
Стал мужик Мишкину долю - ботву срезать, вороха навалил с гору, а свою репу на возу домой свёз. И медведь пошёл ботву в лес таскать, всю перетаскал к своей берлоге. Присел, попробовал, да, видно, не по вкусу пришлось!..
Пошёл к мужику, поглядел в окно; а мужик напарил сладкой репы полный горшок, ест да причмокивает. «Ладно,- подумал медведь,- вперёд умнее буду!»
Медведь пошёл в лес, залёг в берлогу, пососал, пососал лапу да с голодухи заснул и проспал всю зиму.
Пришла весна, поднялся медведь, худой, тощий, голодный, и пошёл опять набиваться к соседу в работники - пшеницу сеять.
Справили соху с бороной. Впрягся медведь и пошёл таскать соху по пашне! Умаялся, упарился и стал в тень.
Мужичок сам поел, медведя накормил, и легли оба соснуть.Выспавшись, мужик стал Мишку будить:
– Пора-де в другой раз перепахивать.
Нечего делать, принялся Мишка за дело! Как кончили пашню, медведь и говорит:
– Ну, мужичок, уговор лучше денег. Давай условимся теперь: на этот раз вершки твои, а корешки мои.
Ладно, что ли?
– Ладно,- сказал мужик.- Твои корешки, мои вершки!
Ударили по рукам.
На другой день пашню заборонили, посеяли пшеницу, прошли по ниве бороной и ещё раз тут же помянули, что теперь-де медведю корешки, а мужичку вершки.
Настала пора пшеницу убирать: мужик жнёт не покладаючи рук; сжал,обмолотил и на мельницу свёз. Принялся и медведь за свой пай: надёргал соломы с корнями целые вороха и пошёл таскать в лес к своей берлоге. Всю солому переволок, сел на пенёк отдохнуть да своего труда отведать. Пожевал соломки -нехорошо! Пожевал корешков - не лучше того!
Пошёл Мишка к мужику, заглянул в окно, а мужичок сидит за столом,пшеничные лепёшки ест, бражкой запивает да бороду утирает.
«Видно, уж моя такая доля,- подумал медведь,- что из моей работы проку нет: возьму вершки - вершки не годятся; возьму корешки - корешки не едятся!»
Тут Мишка с горя залёг в берлогу и проспал всю зиму, да уж с той поры не ходил к мужику в работу. Коли голодать, так лучше на боку лежать.

Народная сказка «Овца, лиса и волк»

У крестьянина из гурта бежала овца. Навстречу ей попалась лиса и спрашивает:

– Куда тебя, кумушка, бог несёт?

– О-их, кума! Была я у мужика в гурте, да житья мне не стало; где баран сдурит, а все я, овца, виновата! Вот и вздумала уйти куды глаза глядят.

– И я тоже! – отвечала лиса. – Где муж мой курочку словит, а все я, лиса, виновата. Побежим-ка вместе.

Чрез несколько времени повстречался им бирюк.

– Здорово, кума!

– Здравствуй, – говорит лиса.

– Далече ли бредёшь? Она в ответ:

– Куда глаза глядят! – да как рассказала про своё горе, бирюк молвил:

– И я также! Где волчица зарежет ягнёнка, а всея, бирюк, виноват. Пойдёмте-ка вместе.

Пошли. Дорогою бирюк и говорит овце:

– А что, овца, ведь на тебе тулуп-то мой? Лиса услышала и подхватила:

– Взаправду, кум, твой?

– Верно, мой!

– Побожишься?

– Побожусь!

– К присяге пойдёшь?

– Ну, иди, целуй присягу.

Тут лиса сметила, что мужики на тропинке поставили капкан; она привела бирюка к самому капкану и говорит:

– Ну, вот здесь целуй!

Только что сунулся бирюк сдуру - а капкан щёлкнул и ухватил его за морду. Лиса с овцой тотчас убежали от него подобру-поздорову.

Обучающие видеоролики, адаптированные под малышей, также являются удачным вариантом настроить карапузов на продуктивную работу.

Видео: мир диких животных

Схема подготовки конспекта занятия

Для успешного проведения занятия воспитателю необходимо учесть ряд методических рекомендаций, которые касаются не только собственно выполнения аппликации, но и составления плана работы над ней. И начать нужно с формулировки целей и задач занятия. Итак, в качестве целей работ над аппликацией в старшей группе можно выделить

  • формирование общих представлений о диких и домашних животных, их детёнышей;
  • продолжение работы над развитием умения переносить предметное изображение в плоскость;
  • закрепление представлений о цвете, величине, форме объекта;
  • воспитание терпения, а также способности доводить начатое дело до логического конца.

Задачи занятия по аппликации, посвящённой диким и домашним животным:

  • продолжать обучение малышей работать с ножницами, вырезая отдельные элементы заготовки;
  • закреплять навык аккуратного приклеивания;
  • воспитывать эмоционально положительного отношения к результатам собственного творческого процесса, а также к работам других детей;
  • формировать уважительное отношение к окружающему миру;
  • развивать моторику, в том числе мелкую, перцепцию, внимание, память, речь и мышление.

Чтобы занятие прошло на «пять», воспитатель должен чётко соблюдать хронометраж каждого этапа работы над аппликацией.

  • Вводная часть (6 минут). Это время для мотивации детей.
  • Основная часть занятия (18 минут). В это время включена не только работа над поделкой, но и перерыв на пальчиковую гимнастику, физкультминутку.
  • Подведение итогов. За последние 6 минут воспитатель подводит итоги (хвалит и благодарит карапузов за работу), а дети проводят небольшой самоанализ собственных результатов труда.

Пример конспекта занятия

Детский сад компенсирующего вида № 260 (г. Москва) «Домашние животные: кошка и собака» (фрагмент)

<… Дидактическая игра «Кто чем питается?»
На доску картинки: кость, рыба, молоко, сено, трава, пищевые отходы (ведро).
На доске дети ставят картинки к соответствующему животному, сопровождая свои действия речью: «Собака грызёт кость. Кошка лакает молоко, любит рыбу. Корова, лошадь, коза, овца едят траву (сено). Свинья отходы».
Игра «Отгадай детёныша».
Воспитатель называет взрослого домашнего животного, а дети называют их детёныша:
Кошка - котёнок
Собака - щенок
Свинья - поросёнок
Корова - телёнок
Лошадь - жеребёнок
Овца - ягнёнок
Коза - козлёнок
Физкультминутка
Воспитатель: «А сейчас мы с вами превратимся в кошечек. Вокруг себя повернись и в кошечку превратись!»
Дети: (выполняют движения в соответствии с текстом).
Села кошка под кусточек,Сыра скушала кусочек,Встала кошка, потянулась,Её шерстка развернулась.
У каждого ребёнка на столе лежит заготовка (два листа бумаги: один с нарисованным домом, а другой с нарисованными кошкой и собакой), карандаши, ножницы, клей.
Воспитатель: «Ребята! Посмотрите на наш лист бумаги, что нарисовано на нём?»
Дети: «На одном листе дом, а на другом кошка и собака»
Воспитатель: «Вспомните, где живёт у нас кошка?»
Дети: «В доме человека».
Воспитатель: «А где живёт собака?»
Дети: «В конуре».
Воспитатель: «У нас на нашем листе есть конура?».
Дети: «Нет».
Воспитатель: «Значит, что нужно сделать для собаки, что нужно нарисовать?».
Дети: «Конуру».
Дети берут карандаши и рисуют на листах бумаги с домом конуру для собаки.
Воспитатель: «Молодцы ребята! Мы с вами вспомнили, где живут наши питомцы, но теперь нужно вернуть их в домики. Что мы для этого сделаем?».
Дети: «Вырежем кошку и собаку, а потом приклеим».
Воспитатель: «С ножницами и клеем работаем аккуратно».
Дети вырезают кошку и собаку. Наклеивают каждого к своему домику (кошку рядом с домом человека, а собаку рядом с конурой). Воспитатель помогает детишкам по необходимости, а остальные выполняют самостоятельно.
Воспитатель: «Молодцы ребята! Посмотрите, но художник забыл раскрасить наших питомцев, давайте поможем ему».
Дети берут карандаши и раскрашивают домашних животных.
Анализ готовых работ.
Дети показывают друг другу свои работы. Оценивают их.
Итог занятия.
Воспитатель вместе с детьми вспоминает название занятия, тему, содержание.
Затем готовые работы выставляются на стенд>

Схемы и описания работы над аппликацией домашних и диких животных

Фотогалерея: готовые работы детей

Для выполнения этой поделки детям придётся потрудиться, скатывая ватные шарики В этой аппликации дети наклеивают детали на основу, а воспитатель «крепит» фигурку степлером, чтобы получились полосочки на шкурке Оригинальное применение обведёнными ручкам и ножкам можно найти в аппликации Из листьев разных пород деревьев можно составить целые картины
Такая аппликация может быть и преклеена на основу, и существовать в виде объёмной картины

Фотогалерея: шаблоны зверьков

Такую собачку довольно легко вырезать, так как у неё нет слишком мелких элементов Этот шаблон удобен для мозаичной аппликации Дети с удовольствием повторяют геометрические фигуры, работая с ними в рамках аппликации Такую черепашку нужно распечатывать цветной, а дети могут сами нарисовать на панцире пятна и заполнить их, например, гречневой крупой Для выполнения слона потребуется вырезать довольно мелкие детали Пятна на корове можно выполнить из бархатной бумаги

Домашние животные

Рассмотрим примеры выполнения аппликации самых «популярных» домашних животных.

«Собака»

Это пример мозаичной аппликации, в которой дети засыпают контур рисунка крупой: пшеном, гречкой, рисом, а также используют горох.

Инструкция:

  1. Дети получают шаблон с изображением собаки, клей ПВА и отдельные мисочки с крупой и горохом.
  2. Малыши намазывают клеем сначала небольшие для заполнения участки.
  3. Начинают с засыпания гороха на заднюю лапу.
  4. После этого приступают к рису, которым заполняются глаз и пятнышко на груди.
  5. Гречкой засыпаем нос, ухо и пятно на боку.
  6. В завершение пшеном заполняем оставшееся пространство.

«Кошка»

Фигура домашнего животного выполнена в смешанной технике: к элементам из цветной бумаги добавляем объёмные детали из ваты.

Инструкция:

  1. Ребята получают шаблоны (фигурку кошки и облаков белого цвета).
  2. Затем на полоске бумаги зелёного цвета делают бахрому - траву.
  3. Малыши приклеивают травку на основу.
  4. После чего располагают на листе шаблоны кошки и облаков.
  5. Намазывают фигурки клеем и кусочками ваты заполняют их.
  6. Дорисовывают цветы (дополнительное задание).
  7. Из кусочков цветной бумаги вырезают усики, рот и глазки для кошки.

По такой же технологии можно выполнить поделку «Овечка».

Дикие животные

Для выполнения аппликаций диких животных лучше брать крупных представителей фауны или хорошо знакомых, чтобы детям было проще запомнить и учесть все детали их внешнего вида.

«Ёжик»

Эта аппликация в классическом исполнении создаётся из природного материала - листьев. Для усложнения детям предлагается дорисовать мордочку ежа.

Инструкция:

  1. Малыши получают заготовку - фигурку ежа.
  2. Дети приклеивают её на основу.
  3. Фломастером чёрного цвета дорисовывают нос, глаз и рот.
  4. Наносят клей на «спинку».
  5. Выкладывают листья в несколько слоёв, направляя их вверх.

«Белка»

Обрывная аппликация знакома детям ещё с младшей группы. Но в старшей она усложняется тем, что некоторые элементы изображения малышам приходится дорисовывать.

Инструкция:

  1. Ребята готовят материал - нарывают на мелкие кусочки разрезанную на полоски бумагу оранжевого цвета.
  2. Затем получают лист-основу с контурами белочки.
  3. Прорисовывают усы, нос и глаз (эти детали могут быть уже прорисованы на шаблоне).
  4. Намазывают фигурку клеем и аккуратно располагают обрывки в пределах контура.
  5. При необходимости дорисовывают деревья (ёлки), фон, а также дополняют картину желудями (нарисованными или сделанными в виде накладной аппликации).

«Зайчик»

Для выполнения этой аппликации потребуются ватные диски, цветная бумага, вата и крупинки пенопласта.

Инструкция:

  1. На лист-основу дети приклеивают ватный диск.
  2. Из ещё одного диска вырезают овал - мордочку зайца.
  3. Овалы чуть меньшего размера - ножки.
  4. Из кусочков ваты делаем снег под лапками и небольшой хвостик.
  5. Сложенные пополам диски - ушки.
  6. Разрезанные пополам диски - сугробы под ёлками.
  7. Ёлки могут быть сложенными в технике оригами объёмными фигурами или же вырезанные картинки.
  8. Из диска делаем кружок меньшего диаметра, красим его в жёлтый цвет - это солнце.
  9. Наносим несколько капель клея на фон и «рассыпаем» пенопласт-снег.

«Лиса»

Сложность этой поделки в том, что детям нужно аккуратно вырезать несколько симметричных деталей разного размера, в том числе и очень маленькие для ушек

Пример накладной аппликации, иллюстрирующей сказку «Колобок». Выполнена из деталей-геометрических фигур.

Инструкция:

  1. Из листа оранжевого цвета дети вырезают два равнобедренных треугольника. Для этого можно предложить им сложить лист пополам и отрезать по диагонали фигуру, начиная с нижнего края.
  2. Разгибаем фигуру, повторяем операцию ещё раз, но нам этот раз линия отреза должна быть чуть меньше.
  3. Следующая деталь - хвост. Треугольник должен быть узким, но длинным.
  4. И в завершении подготовки деталей - ушки - два маленьких симметричных треугольника.
  5. Приклеиваем детали на основу.
  6. Вырезаем круг-колобок, приклеиваем к носу лисы.
  7. Дорисовываем точку носика, глазки и мордочку Колобка.

«Медведь»

Так, нелюбимая многими карапузами овсянка может стать очень удобным материалом для аппликации «Белый медведь».

Инструкция:

  1. Дети получают листы бумаги с изображением медведя, вырезают по контуру.
  2. Наклеивают картинку на основу.
  3. Намазывают фигурку клеем и засыпают овсяными хлопьями.
  4. Из пластилина чёрного цвета делают нос и глаз.

Кстати, этого жителя севера можно превратить в бурого медведя. Для этого овсянку нужно после наклеивания промазать коричневой краской (акварелью).

Варианты аппликаций

Для каждого из зверей можно сделать дом.

«Собачья конура»

Эта аппликация представляет собой комбинацию геометрических фигур.

Инструкция:

  1. Дети вырезают по контурам квадрат, треугольник и небольшой круг.
  2. Наклеивают на основу квадрат.
  3. Сверху - треугольник.
  4. На квадрат - круг.

    Для выполнения аппликации «Животные на ферме» лучше использовать коллаж, которая также очень хорошо развивает навык аккуратного вырезания и наклеивания деталей, но при этом экономит время занятия

    Это может быть коллективная аппликация в технике коллаж с элементами рисунка.

    Инструкция:

    1. Каждый ребёнок получает задание вырезать фигурку животного.
    2. Воспитатель объясняет, какую зверушку куда приклеивать.
    3. Затем малыши дорисовывают красками травку, облака и солнце.

    Если аппликация коллективная, то дорисовывать основу может взрослый или ребёнок, если время занятия позволяет.

    «Животные для зоопарка: Бегемот»

    Из разных животных можно составить целый зоопарк. Эта аппликация может быть групповой. При этом основа будет общая, например, белый лист с контурами заборов, а животные станут продуктом индивидуального творчества.

    Инструкция:

    1. Из бумаги синего цвета вырезаем 4 круга.
    2. Из бумаги серого цвета - 2 круга.
    3. 2 синих приклеиваем в линию.
    4. 2 других располагаем чуть ниже и накладываем друг на друга слегка.
    5. Накладываем на них серый.
    6. Чуть выше располагаем ещё один серый.
    7. Из бумаги синего цвета вырезаем овал.
    8. Приклеиваем его на пересечении серых.
    9. Из бумаги серого цвета вырезаем маленькие ушки, а из белой бумаги - глазки.
    10. Приклеиваем эти элементы.
    11. Дорисовываем мордочку и зрачки.

    «Животные для зоопарка: Верблюд»

    Для выполнения этой аппликации потребуется несколько ниток пряжи серого цвета.

    Инструкция:

    1. Дети по контуру вырезают фигуру верблюда.
    2. Приклеивают её на основу.
    3. Наклеивают кусочки пряжи на голову, шею, задние ноги и хвост верблюда.
    4. Для воссоздания обстановки обитания животного можно вырезать из бумаги зелёного цвета несколько овалов-кактусов.
    5. Иголки делаем из бумаги более насыщенного оттенка, вырезая их в виде коротких полосок.

    «Животные для зоопарка: Жираф»

    Для этой аппликации нам потребуется использование накладной и обрывной техник выполнения поделки. Причём последняя при кажущейся простоте - ведь её осваивают уже в младшей группе - усложняется тем, что кусочки бумаги нужно расположить на узком контуре (на шее жирафа).

    Инструкция:

    1. Дети получают листы жёлтой бумаги с контурами жирафа.
    2. Вырезают животное.
    3. Наклеивают на основу.
    4. Из бумаги коричневого цвета нарывают кусочки, которыми имитируют окрас жирафа.
    5. Также вырезают хвост, глаза, «рожки».
    6. Коричневым фломастером дорисовывают нос и рот.
    7. Из зелёной бумаги вырезают листья пальмы, а из коричневой - треугольные элементы ствола.
    8. «Собирают» пальму.
    9. Дополняют картинку солнцем или облаками.
    10. В старшей группе аппликации, посвящённые изучению домашних и диких животных, позволяют не только комбинировать все изученные техники выполнения поделки, но и создавать интересные групповые выставки, коллажи или стенгазеты из работ малышей. Причём назначение этих работ не только эстетическое, но и познавательное. Таким способом ребята закрепляют знания об обитателях фермы, зоопарка, а также запоминают внешний облик зверей.