Реестр банков выдающие банковские гарантии 44 фз. Какие учреждения имеют право выдавать банковские гарантии: актуальный перечень Минфина. ★ Онлайн калькулятор банковской гарантии

Современная экономическая реальность предлагает множество способов уклонения от выполнения своих договорных обязательств. Поэтому в наиболее важных сферах, таких, как государственные закупки, регламентируемой 44-ФЗ, законодатель предлагает рынку использовать дополнительные способы обеспечения исполнения обязательств. Среди них – банковская гарантия, обеспечивающая выполнение обязательства по заключению тендерного контракта, возврата авансового платежа в случае отказа от выполнения контракта, и аналогичные обязательства.

Банковские гарантии должны быть действующими и реально выданными банками. Это значит, что они должны быть подписанными уполномоченными банковскими менеджерами и должны отражаться на балансе. Кроме того, кредитные учреждения должны резервировать средства, составляющие часть от номинала гарантии, за счет которых будет произведено погашение обязательства.

При этом банки должны отвечать ряду специальных требований, установленных статьей 74.1 Налогового Кодекса. Банки, которые имеют право выдавать такой вид обеспечения обязательств в сфере госзакупок, вносятся в специализированный список, который ведет Министерство финансов. Есть свои нормы, регламентирующие и учет гарантий. Кроме того, что их наличие можно проверить по банковской отчетности, они должны быть внесены в специальный .

Для того, чтобы попасть в список Минфина, банк должен отвечать требованиям, установленным Налоговым кодексом. Эти требования распространяются на банки, которые имеют право давать гарантии по налоговым обязательствам юридических лиц. Они же допущены к выдаче обеспечений, имеющих силу в системе госзакупок. Заказчик откажется принять обеспечение, если выдавший его банк отсутствует в списке. При этом следует учитывать, что даже в случае, если закупка регулируется законом №223-ФЗ, в качестве дополнительного требования заказчик может установить обязательное нахождение эмитента в перечне.

Перечень банков обновляется ежемесячно.

Ознакомиться с ним можно на сайте Минфина. Политика Центрального банка по контролю за кредитными учреждениями приводит к тому, что этот список резко сократился за последние годы и сейчас в него входит менее трехсот организаций. Если ЦБР выявил какие-либо обстоятельства, препятствующие нахождению банка в списке, например, размер его собственных средств опустился ниже установленного предела, то в течение 5 дней с момента выявления этих обстоятельств он направляет информацию о необходимости корректировки перечня в Минфин. То, в свою очередь, исключает банк из реестра.

Клиенты банков в этом случае оказываются в сложной ситуации, при том, что их обеспечение еще действует, формально оно не соответствует требованиям, предъявляемым 44-ФЗ. Заказчик может потребовать его замены или аннулирования контракта. Но поставщикам не следует серьезно опасаться этой ситуации. Даже в случае отзыва лицензии у банка, арбитражный суд встанет на их сторону и подтвердит отсутствие необходимости замены обеспечения. Сформировалась обширная судебная практика, посвященная этому вопросу. В любом случае, поставщик должен проявлять должную меру ответственности и предусмотрительности и при выборе своего контрагента и обращать внимание на финансовые показатели банка и его репутацию еще до заключения договора.

Критерии, предъявляемые к банкам

Требования, которым должно соответствовать кредитное учреждение для того, чтобы попасть в список Минфина, достаточно строги. Требования сформировались на основании мониторинга текущей ситуации в финансо-кредитной сфере и являются объективными, должным образом обеспечивающими интересы заказчика.

Банки, предоставляющие банковскую гарантию в соответствии с 44-ФЗ, должны:

  • иметь собственный капитал в размере не менее миллиарда рублей;
  • иметь действующую лицензию, полученную не позднее, чем за пять лет до включения в список;
  • не попасть под действие мер, применяемых ЦБ РФ для финансового оздоровления кредитного учреждения.

В списке выдающих этот вид обеспечения учреждений можно найти и , и региональный Кошелев-Банк. Не обязательно находится в первой сотне рейтинга, на практике в списке есть небольшие, но финансово устойчивые банки.

Выпасть из списка кредитное учреждение может в случае, если оно находится в состоянии, близком к банкротному. Как считает Минфин, реестр банков по выдачи банковских гарантий позволяет контролировать финансовое положение кредитных учреждений. Информация в реестре обновляется ежемесячно. Следует принять во внимание, что наличие организации в списке не означает автоматически то, что она оказывает услуги по выдаче тендерных гарантий. Есть банки, которые рассматривают это направление бизнеса как профильное для себя, а есть кредитные учреждения, которые выдают обеспечение на разовой основе и только постоянным клиентам. Конечно, постоянным клиентам со стабильными оборотами по расчетным счетам, обеспечение будет предоставлено быстрее и с меньшей комиссией, чем юридическому лицу, которое впервые обратилось в конкретную кредитную организацию.

Работая с реестром и выбирая контрагента нужно обращать внимание и на размер комиссии за предоставление этой услуги. Он зависит от специализации на этой конкретной теме, срока действия обеспечения, суммы, условия о безакцептном списании и наличия дополнительного залога, предоставляемого принципалов гаранту.

Зеркала списка Минфина, в случае его недоступности из-за каких-либо профилактических работ на сервере министерства можно найти на страницах кредитных брокеров, работающих в сфере госзакупок. Плюсом таких дополнительных списков будет то, что брокеры отметят банки, выбывшие из списка, и если клиенты уже начали работу с ними по получению гарантии, они смогут своевременно остановить ее и выбрать другой банк.

Кто и как ведет реестр гарантий?

Интересы заказчика в сфере госзакупок обеспечивает не только список банков, но и реестр выданных ими обеспечений. За ведение списка гарантий отвечает Федеральное казначейство.

Оно же выдает эмитетнам гарантий электронные сертификаты, которые позволяют вносить информацию в реестр. Попадают в него только гарантии, выданные в соответствие с законом №44-ФЗ.

Если же она выдается исходя из требований законов №223-ФЗ (закупки компаниями с госучастием). 214-ФЗ (долевое строительство) и других аналогичных, необходимости учитывать ее в реестре не установлено. А это значит, что достоверность документа можно проверить только направлением запроса в банк или проверкой изменения оборотов в отчетности по соответствующей строке. Случаи так называемых «серых» гарантий бывают и риска отказа в приеме обеспечения по этой причине следует избегать.

Как внести гарантию в реестр?

После того, как банковская гарантия выдана, оформлена в виде бумажного электронного документа, ее эмитент не позднее следующего рабочего дня после выдачи обязан внести информацию о ней в реестр. Информация предоставляется в электроном виде и подписывается усиленной электронной подписью. На основании занесения информации формируется выписка, которая предоставляется бенефициару. Точно также в кратчайшие сроки вносится в реестр и информация о внесении любых изменений в условия гарантии. Все банковские гарантии, банки, их выдавшие и государственные контракты также учитываются в системе учета данных по государственным закупкам. Эта информация доступна только непосредственным участникам процессов в этой сфере.

Закрытая и открытая информация

Так как среди государственных контрактов некоторые находятся в сфере, связанной с государственной тайной, информация о них засекречена. Точно также засекречена и информация, связанная с перечнем предоставленных банковских гарантий по обеспечению обязательств по таким контрактам.

Как получить выписку из реестра?

Выписка может потребоваться не только для предоставления ее бенефициару вместе с гарантийным письмом. Выдавать ее обязаны по требованию любой из сторон гарантийного обязательства, а также по запросу определенных государственных органов. Если информация находится в засекреченной части списка, то на запрос и ответ ставится гриф «секретно» и выдается она в особом порядке с соблюдением всех требований по защите государственной тайны. В ином случае она будет предоставлена по запросу заявителя и подтвердит наличие его обеспечения в списке.

Следует учитывать, что отсутствие банка в перечне и отсутствие гарантии в реестре может привести к отказу заказчика принять обеспечение. В худшем случае, поставщик тут может оказаться в перечне недобросовестных, в лучшем – ему придется оформлять новое гарантийное письмо. Следует избегать этих ситуаций и оформлять документы согласно требованиям закона, сотрудничая только с кредитными учреждениями, чья стабильность подтверждена Минфином.

Любой банк имеющий лицензию ЦБ имеет право выдавать банковские гарантии. Однако каждый бенефициар (заказчик, в пользу которого выпускается гарантия) устанавливает свои требования к банкам.

Поэтому перед оформлением банковской гарантии надо точно знать требования бенефициара к банкам, чтобы выбрать подходящий.

Реестр банков МинФина выдающих гарантию по 44-ФЗ

Требования заказчиков унифицированы и указаны в ст.45 44-ФЗ. Согласно этой статье - органом, отвечающим за установление требований к финансовым организациям, которые выдают банковские гарантии, является Министерство Финансов. Ежемесячно Минфин публикует обновленный реестр учреждений , которые имеют право на данную деятельность.

Требования к банкам, выдающим банковскую гарантию по 44-ФЗ 2018

С 1 июня 2018 года требования к банкам были изменены. Как уже говорилось выше, чтобы попасть в список МинФина, банк должен соответствовать ряду требований:

    быть лицензированным Центральным банком на осуществление
    деятельности;

    иметь собственный капитал не менее 300 млн. руб.;

Требования к банкам для гарнтий по 185-ФЗ

По 185-ФЗ требования заказчиков также унифицированы и указаны в ст. 206 ПП-615.

Согласно ей, банк должен соответствовать требованиям п.3 ст. 74.1 Налогового кодекса РФ. Список банков удовлетворяющих этим требованиям также ежемесячно публикует МинФин.

В рамках 185-ФЗ проводятся закупки по капремонту и для того, чтобы получить обеспечение на такой тендер, необходимо выпустить гарантию в банке, который соответсвует всем требованиям законодательства.

Требования к банкам для гарантий по 223-ФЗ

В коммерческих закупках и в торгах по 223-ФЗ каждый заказчик устанавливает свои требования к банкам и указывает их в тендерной документации. Бывает, что они совпадают с требованиями по 44-ФЗ, но зачастую условия по банковской гарантии значительно проще и поставщик может выбрать банк не входящий в список МинФина.

Для того, чтобы определить банк, гарантия которого будет принята заказчиком в закупке по 223-ФЗ, нужно правильно собрать информацию из тендерной документации и подготовить документ соответствующий всем условиям.

Мы подготовили видео, в котором подробно рассказали и показали как это сделать:

Вы получите расчет стоимости в подходящих банках и сможете подать заявку на лучший.

★ Онлайн калькулятор банковской гарантии

[калькулятор банковской гарантии]

Компания «РусТендер» сотрудничает более чем с 25 банками, все они входят в список банков МинФина и соответствуют всем требованиям законодательства по 44-ФЗ и 185-ФЗ.

Наши специалисты в короткие сроки согласуют получение БГ. Сотрудничество с многими банками из реестра, обладающих правом выдачи банковских гарантий, дает возможность предоставить вам на выбор несколько вариантов, чтобы вы могли выбрать наиболее выгодное предложение.

ООО МКК "РусТендер"
___________________________________________

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

С 01.07.18 для участия в торгах по 44-ФЗ требуется замена электронной подписи на квалифицированную!

В данной статье мы рассмотрим следующие вопросы:

  • В каком банке открывать спецсчет? СПИСОК УТВЕРЖДЕННЫХ БАНКОВ

В каком банке открывать спецсчет?

Минфин регулярно обновляет перечень банков, которые с 1 июня вправе выдавать гарантии для обеспечения заявки или исполнения контракта. В актуальном списке от 22.10.2018 уже 200 финансовых организаций.

Смотреть обновляемые списки банков, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов и соответствующих требованиям, установленным частями 1 и 1.1 статьи 45 Закона N 44-ФЗ можно на сайте Минфина (https://www.minfin.ru/ru/perfomance/contracts/list_banks/# ).

Уточненные данные на 01.11.2018.

Общие сведения об использовании спецсчетов

С 1 июля 2018 года начнут работать , согласно которым при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, должны будут вноситься участниками закупок на специальные счета , открытые ими в банках, перечень которых будет установлен Правительством Российской Федерации.

Другими словами, порядок внесения обеспечения заявок в электронных торгах на счета электронных торговых площадок - упраздняется.

Первоначально предполагалось, что у каждого поставщика будет только один спецсчет. Однако, это вызвало массу возражений со стороны участников рынка госзакупок и ФАС, которые опасаются приостановки закупок в связи с необходимостью открытия сотен тысяч счетов. В свою очередь электронные торговые площадки утверждают, что требование «один поставщик, один счет» может лишить их клиентов, с банками которых площадки не работают. За один спецсчет выступили только две ЭТП - Агентство по госзаказу Татарстана и Сбербанк-АСТ, ссылаясь на сложности с поисками ответственного за выполнение операций по обеспечению заявки при наличии у поставщика нескольких счетов, а также на то, что проверка нескольких счетов технически неисполнима - на блокировку счета отводится один час.

27 апреля 2018 года Минфин разместил на своем официальном сайте , обозначив следующие моменты:

  • Поддержано предложение о снятии ограничения на одновременное наличие у участника закупки только одного специального счета с введением возможности одновременного открытия нескольких спецсчетов в различных банках. Соответствующие поправки готовятся;
  • Спецсчета будут открываться в банках, соответствующих установленным Правительством РФ требованиям (аналогичным требованиям, предъявляемым к банкам, в которых могут размещаться на депозиты средства федерального бюджета);
  • Спецсчет не может использоваться для проведения расчетов при исполнении контрактов;
  • Допускается многократное использования спецсчета при участии в закупке, проводимой на любой электронной площадке;
  • На остатки денежных средств на спецсчетах участникам закупок будут начисляться проценты;
  • Операторы электронных площадок, отобранных в соответствии с установленными Правительством РФ критериями, будут обязаны заключить соглашения с банками, ведущими спецсчета, для обеспечения обмена информацией.

В конце мая 2018 года Правительство РФ выпустило Постановление N 626 от 30.05.2018 , в котором обозначены следующие моменты:

  • Требования к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве спецсчета;
  • Требования к условиям соглашения о взаимодействии оператора ЭТП с банком;
  • Правила взаимодействия участника закупки, оператора ЭТП и заказчика в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в электронных закупочных процедурах.

Таким образом, вышеуказанное постановление разрешает использовать в качестве спецсчета существующие банковские счета участников закупок. Для этого необходимо заключить с банком дополнительное соглашение, в соответствие с требованиями постановления.

До 1 января 2019 года стать владельцем спецсчета смогут поставщики, аккредитованные на одной из ЭТП, вновь отобранных по требованиям 44-ФЗ. После указанной даты участник закупок должен состоять в едином реестре участников закупок, ведение которого будет осуществляться на ЕИС.

Вывод - для старта работы и процесса открытия спецсчета ожидаем трех следующих событий:

  • публикацию перечня банков для работы со спецсчетами;
  • публикацию перечня ЭТП, готовых к реализации всех новшеств 44-ФЗ;
  • заключения доверенных банков соглашений к отобранными ЭТП.

Почему вводится новая схема со спецсчетами? Победитель закупки оплачивает торги

Основную цель, которую преследует Правительство РФ вводя использование счецсчетов, это повышение "прозрачности" госзакупок. Однако, этот механизм лишает электронные площадки возможности получать доход от размещения денежных средств участников на банковских счетах.

В целях "компенсации" потери доходов электронных торговых площадок Правительство РФ подписало Постановление № 564 от 10.05.2018 "О взимании операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры и установлении её предельных размеров". Согласно данному документу:

  • плата взимается с победителя электронной процедуры в замере 1% от НМЦК, но не более чем 5000 рублей;
  • если закупка проводится среди субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), то предельная сумма, которая будет взиматься с победителя не должна превышать 1% от НМЦК и 2000 рублей;
  • в случае уклонения победителя от заключения контракта, возможно заключение контракта со "вторым" местом, плата с которого не взимается.

Взимание платы с победителя будет осуществляться двумя способами:

  • путем перечисления денежных средств на банковский счет оператора электронной площадки, оператора специализированной площадки;
  • путем списания денежных средств в размере платы со спецсчета победителя закупки.

Утвержденный Минфином России, — это список благонадежных кредитных учреждений, которые соответствуют требованиям действующего налогового (п. 3 ст. 74.1 НК РФ) и закупочного законодательства ().

В соответствии с Законом о контрактной системе 44-ФЗ и списку, который утвердил Минфин, перечень банков, банковская гарантия которых признается надежной, необходим заказчику для проверки участника закупки или поставщика-победителя. А участнику список банков поможет выбрать организацию, которая полностью соответствует требованиям и считается уполномоченной.

Какие требования устанавливает для банков 44 ФЗ

Не каждое банковское учреждение выдает БГ, и далеко не каждая финансово-кредитная организация может войти в легитимный по 44 ФЗ. Требования, предъявляемые к кредитным учреждениям, закреплены в ч. 1 ст. 45 44-ФЗ.

С 01.06.2018 вступает в силу ПП РФ № 440 от 12.04.2018. Согласно ему, ужесточаются требования, предъявляемые к банковским структурам, которые имеют право предоставлять участникам закупок и поставщикам БГ. По новым правилам, такие банки обязаны:

  1. Иметь собственные средства в размере 300 миллионов рублей и выше. Собственный капитал рассчитывается по методике ЦБ РФ на последнюю отчетную дату.
  2. Иметь кредитный рейтинг.
  • с национальной рейтинговой шкалой рейтингового агентства АКРА на уровне не ниже «ВВ-(RU)»;
  • с национальной рейтинговой шкалой АО «Рейтинговое агентство "Эксперт РА"» на уровне не ниже «ruBB».

Для тех организаций, которые на данные момент не соответствуют данным критериям, Правительством РФ определен переходный период — до 01.01.2020. За это время структуры с рейтингом на уровне не ниже «В-(RU)», а также «ruВ-» вправе предоставлять участникам закупки и поставщикам БГ.

Список благонадежных структур обновляется ежемесячно. Место, где каждый заказчик может просмотреть перечень банков 44 ФЗ — сайт Минфина. Чтобы ознакомиться с ним, пользователю необходимо зайти на официальный

По состоянию на январь 2019 года Закон о контрактной системе (44-ФЗ) действует в редакции закона от 29.12.2017 № 475-ФЗ. Поправки пока не коснулись требований к финансовым учреждениям, которые могут выдавать .

Действует норма ч. 1 ст. 45 44-ФЗ, согласно которой заказчики принимают банковские гарантии только при условии наличия гаранта в перечне по ст. 74.1 Налогового кодекса (НК). Перечень ведет Минфин на основании информации от Центробанка (ЦБ). Этот реестр банков Минфина по выдаче банковских гарантий представлен на официальном сайте министерства .

Требования, которые сейчас предъявляются банкам, — соответствие параметрам для принятия гарантий в целях налогообложения. На основании ч. 3 ст. 74.1. НК, банк обязан иметь:

  1. Лицензию ЦБ.
  2. Минимальный срок осуществления деятельности — 5 лет.
  3. Собственные средства (капитал) в размере не менее 1 млрд рублей.
  4. Возможность исполнить нормативы закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ.
  5. Доводы по отсутствию требования ЦБ в отношении банкротства.

Если же выявлен факт отсутствия или избытка сведений, то реестр банков Минфина, банковские гарантии по которому могут выдаваться только при достоверном наличии в нем учреждения, корректируется. Министерство в течение 5 дней со дня выявления факта получает указания от ЦБ.

Новые требования к банкам устанавливают те поправки в 44-ФЗ, которые вступят в действие с 01.06.2018. Первоначальная дата вступления в силу — 01.01.2018 — перенесена.

Что изменится с февраля 2019 г.

Редакция ст. 74.1. НК с изменениями начнет действовать с 29.01.2018 (на основании ФЗ от 29.12.2017 № 466). Согласно изменениям, полномочия по предоставлению банковской гарантии получит Внешэкономбанк (госкорпорация). К нему будут предъявляться особенные требования. Сумма выдачи гарантий для данного банка будет определена правительством с учетом предоставления в налоговые органы.

Каким образом информация о Внешэкономбанке будет отражаться в реестре, не определено. Полагаем, сведения о нем будут предоставлены в равной с остальными банками степени.

Каких изменений ожидать в марте 2019 г.

С 18.03.2018 вступят в силу поправки в ПП от 08.11.2013 № 1005 (вводится ПП от 15.01.2018 № 11). Будут откорректированы требования к банковским гарантиям (БГ), на прямое изменение условий в отношении субъектов финансов поправки не повлияют. Поэтому к тому времени реестр банков Минфина по 44-ФЗ будет существовать в прежнем формате.

Впрочем. о некоторых деталях мартовских поправок стоит упомянуть. Банку (в соответствии с ПП от 15.01.2018 № 11) в выдаваемом документе в обязательном порядке потребуется подтвердить готовность требовать уплату денежной суммы в отношении:

  • БГ как обеспечения заявки в размере такого обеспечения.

Что произойдет в июне 2019 г.

Весьма заметные изменения произойдут с 01.06.2018 (№ 475-ФЗ). Прежде всего, изменятся требования к банковским организациям по выдаче БГ: появятся иные, правительственные. После того, как будет сформирован новый реестр банков, которые отвечают новым условия, он будет опубликован на сайте Минфина.

На основании норм действующего закона от 29.07.2017 № 267-ФЗ, которые заработают 01.06.2018, при установлении требований к банкам правительством вводятся:

  1. Размер собственных средств (капитала).
  2. Уровень кредитного рейтинга по результатам сведений ЦБ.
  3. Выявление обстоятельств отсутствия или ошибочного наличия субъекта в реестре, при котором проводится коррекция данных посредством направления информации от ЦБ в Минфин в течение пяти дней со дня обнаружения факта.

В существующем проекте постановления о требованиях к банкам, которые вправе выдавать БГ для обеспечения заявок и исполнения контрактов (документ доступен для ознакомления