Строение мышц — Гипермаркет знаний. Опыты и эксперименты по биологии (8 класс) на тему: лабораторная работа "мышцы человеческого тела" Практическая работа по биологии мышцы человеческого тела

36. Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении этой темы.

    Ответ: Каким образом осуществляется движение? Какую роль выполняет скелет?

37. Прочитайте §10. Представьте в виде схемы перечень функций опорно-двигательной системы.

38. Раскройте роль органических и неорганических веществ кости, дописав утверждения.

    Ответ: Органические вещества придают кости гибкость . Неорганические вещества придают кости твёрдост ь. Сочетание этих веществ обеспечивает прочность и упругость .

39. Впишите в текст о строении трубчатой кости пропущенные слова: суставный хрящ, надкостница, компактное вещество, костномозговая полость, губчатое вещество, красный костный мозг, жёлтый костный мозг.

    Ответ: Трубчатая кость состоит из средней части - тела кости и двух головок, сочленяющих с другими костями. Тело кости и наружная часть головок покрыта надкостница , а суставные поверхности головок - суставным хрящом . Внутри головок находится губчатое вещество , содержащее красны й костный мозг , в котором образуются клетки крови. Тело кости состоит из компактного вещества внутри которого находится костномозговая полость . Она заполнена жёлтым костным мозгом , представляющим в основном жировую ткань.

40. Ответьте, почему, несмотря на то, что рост кости в толщину осуществляется непрерывно за счёт надкостницы, кость взрослого человека не становится массивнее.

    Ответ: Стенки костномозговой полости содержат клетки, растворяющие кость.

41. Отчёт о лабораторной работе «Микроскопическое строение кости» (с. 69-70 учебника).

    1.На микропрепарате представлен поперечный срез кости.

    2.Рисунок микроскопического строения кости с обозначением деталей, увиденных в микроскоп.

    3.Ответы на вопросы задания №4 лабораторной работы.

    Ответ: Костные пластинки располагаются по направлению сил сжатия и растяжения. Возникающих в связи с нагрузками на кость, это объясняет уникальную прочность кости.

42. Прочитайте § 11 «Скелет человека. Осевой скелет». Заполните таблицу, впишите названия парных и непарных костей черепа, а также цифры, которыми эти кости обозначены на рисунке.

43. Какие функции опорно-двигательного аппарата осуществляются благодаря подвижности нижней челюсти?

    Ответ: Измельчение пищи / жевание. Членораздельная речь.

44. Рассмотрите рисунок, на котором показаны осевой скелет и таз шимпанзе и человека. Ответьте на следующие вопросы.

1) Почему у шимпанзе позвоночник имеет два изгиба, а у человека - четыре?

    Ответ: Это приспособление к прямохождению.

2) Почему затылочная кость шимпанзе имеет мощные гребни, а человека их нет?

    Ответ: К затылочной кости крепятся шейные мышцы. Шея у шимпанзе мощнее, вот и нужны гребни.

3) Чем объяснить то, что разница в массе шейных и поясничных позвонков человека больше, чем у шимпанзе?

    Ответ: Человек прямоходящий, голову и спину держит прямо по ходьбе - отсюда большая нагрузка на позвонки и их массивность.

4) Почему таз у человека имеет форму чаши, а шимпанзе - нет?

    Ответ: Такая форма таза способствует ровной ходьбе на двух ногах.

45. На рисунке изображены шейный, грудной и поясничный позвонки. Общие части позвонков обозначены цифрами, отличительные признаки частей позвонков цифры и буквы, которыми они отмечены на рисунке:

    Тело позвонка - 5;

    Отверстие, образующее с другими позвонками позвоночный канал, - 3;

    Остистый отросток - 1;

    Поперечный отросток - 4;

    Отверстия шейных позвонков, через которые проходят в голову кровеносные сосуды, - А;

    Суставные площадки на теле грудных позвонков и поперечных отростков, сочленяющиеся с рёбрами,- Б;

Имеются ли эти признаки у поясничных позвонков?

    Ответ: Не все признаки.

46. Назовите показанные на рисунке кости.

    2 - Шейные позвонки;

    3 - Ключица;

    4 - Лопатки;

    5 - Грудина;

    7 - Плечевая кость;

    8 - Лучевая кость;

    11 - Копчик;

    12 - Головка бедренной кости;

47. Ответьте на вопросы.

1) Сколько пар рёбер соединяются с грудиной с помощью хрящей?

    Ответ: 10 пар рёбер.

2) Сколько пар рёбер заканчивается свободно?

    Ответ: 2 пары.

3) Какую функцию выполняют хрящевые диски между позвонками?

    Ответ: Они придают позвоночнику подвижность, упругость, смягчают сотрясение при беге, ходьбе, прыжках.

48. Какие структуры образуют грудную полость человека? Вспомните, у какой группы организмов впервые в процессе эволюции появилась грудная полость такого строения. Какие органы расположены в грудной полости?

    Ответ: Грудной отдел позвоночника, ребра и грудина. Впервые подобная грудная полость появилась у пресмыкающихся. В грудной полости находятся легкие и сердце.

49. Напишите названия указанных на рисунке частей сустава.

    1 - Суставные поверхности;

    2 - Хрящевые поверхности;

    3 - Связка;

50. Сделайте подписи к рисункам.

    I. Кости верхней конечности:

    1 - Ключица

    2 - Лопатка

    3 - Плечевая кость

    4 - Лучевая кость

    6 - Запястье

    7 - Пястье

    8 - Фаланги пальцев

    II. Кости нижней конечности и крестец:

    2 - Крестец

    3 - Бедренная кость

    4 - Большая берцовая кость

    5 - Малая берцовая кость

    6 - Предплюсна

    7 - Плюсна

    8 - Фаланги пальцев

51. Допишите утверждения.

    Ответ: Кисть от стопы отличается подвижными и длинными фалангами (кисть можно собрать в горсть!) и противопоставлением большого пальца всем остальным. Стопа представлена мощными костями таранной и пяточной , короткими пальцами, большой палец не противопоставлен всем остальным. Своды стопы позволяют человеку пружинить при ходьбе .

52. Повторите статью «Разновидности мышечной ткани» (§8). Нарисуйте клетку гладкой и клетку поперечнополосатой мышечной ткани.

Отметьте особенности поперечнополосатой мышечной ткани:

    Ответ: Многоядерные клетки, состоят из волокон.

53. Рассмотрите рисунок 40 в учебнике. Найдите брюшко и сухожилия двуглавой мышцы. Прочитав статьи «Макроскопическое строение мышц» и «Движения в суставах» (§13), впишите определяемые ниже понятия.

    Ответ: Сухожилие, прикрепляющееся к участку кости, которая чаще всего остаётся неподвижной, называется головкой мышцы , а сухожилие, прикрепляющееся к подвижной кости, - хвост . Мышцы противоположного действия называются антагонистами , а мышцы действующие в одном направлении, - синергистами .

54. Выполните лабораторную работу «Мышцы человеческого тела» (с. 86 - 89 учебника) и, изучив рисунки 41 и 42, заполните правый столбец таблицы.

  • Функции мышцы или мышечной группы

    Название мышцы или мышечной группы

    Мышцы, одним концом прикрепляющиеся к костям черепа, а другими к коже или только к коже.

    Мимические.

    Мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть.

    Височные.

    Мышца шеи и спины, откидывающая назад голову.

    Трапециевидная.

    Мышцы, наклоняющие голову вперёд, когда сокращаются вместе, и наклоняющие голову в стороны, когда сокращаются поодиночке.

    Грудино-ключичнососцевидные.

    Мышца спины, отводящая руки за спину.

    Широчайшая мышца.

    Мышцы груди, сводящие плечи и руки, согнутые в локте, вперёд.

    Большая грудная.

    Мышцы, обеспечивающие расширение и спадение грудной клетки.

    Межреберные.

    Мышцы, поднимающие туловище из положения лёжа в положение сидя при фиксированных ногах.

    Брюшной пресс.

    Мышцы, обеспечивающие прямохождение.

    Глубокие и ягодичные.

    Мышца руки, отводящая плечо в сторону

    Дельтовидная.

    Мышцы, сгибающие пальцы и кисть в кулак.

    Мышцы предплечья.

55. Приведите несколько примеров мышц, работающих как антагонисты и как синергисты.

  • Антагонисты

    Синергисты

    Бицепс - трицепс

    Грудь - трицепс

56. На рисунке показан мотонейрон. Подпишите его части.

    1 - Тело нейрона;

    2 - Дендриты;

    4 - Синапс;

Укажите, сколькими мышечными волокнами управляет мотонейрон, показанный на рисунке.

    Ответ: Двумя.

57. Напишите, как надо организовать тренировку, чтобы был тренировочный эффект (синтез в мышечной ткани преобладал над распадом).

    Ответ: Близкое к максимальному напряжению и правильный отдых.

58. Укажите последствия гиподинамии.

    Ответ: Изменения в мышцах: становятся дряблыми, теряют силу . Изменения в костях: уходят соли кальция . Изменения в крови: соли кальция соединяются с холестерином образуя бляшки .

59. Прочитайте статью «Регуляция работы мышц-антагонистов» (§14) и заполните таблицу, вписав в соответствующие столбцы слова: возбуждены, заторможены, сокращены, расслаблены.

  • Виды нервных

    центров

    и мышц

    Состояние рук

    Нервные центры сгибателей

    Нервные центры разгибателей

    Мышцы сгибатели

    Мышцы разгибатели

    Сгибание руки в локтевом суставе

    Возбуждены

    Заторможены

    Сокращены

    Расслаблены

    Разгибание руки в локтевом суставе

    Заторможены

    Возбуждены

    Расслаблены

    Сокращены

    Удержание груза в локтевом суставе

    Возбуждены

    Возбуждены

    Сокращены

    Сокращены

    Заторможены

    Заторможены

    Расслаблены

    Расслаблены

60. Впишите определяемые ниже понятия.

    Ответ: Работа, связанная с перемещением тела или груза, называется динамическая . Работа, связанная с сохранением позы или удержанием груза, называется статическая .

61. Отчёт о лабораторной работе «Утомление при статической работе» (с. 94 учебника).

  • Фазы утомления

    Признаки томления

    Время

    Начало опыта (отсутствие утомления)

    Рука с грузом неподвижна

    I фаза утомления

    Рука опускается затем рывком поднимается на прежнее место.

    II фаза утомления

    Дрожание рук, потеря координации, пошатывание корпуса, покраснение лица, потоотделение.

    III фаза утомления (предельное утомление)

    Боль в мышцах, онемение, непроизвольное расслабление мышц.

62. Прочитайте §15 «Осанка. Предупреждение плоскостопия». Перечислите причины нарушения осанки.

    Ответ: Неправильная посадка за столом, сутулиться (когда при ходьбе голова смотрит в землю). Привычка горбиться.

63. Назовите факторы, способствующие развитию плоскостопия.

    Ответ: Неправильная подобранная обувь, длительное хождение или избыточная масса тела.

64. Отчёт о лабораторной работе «Осанка и плоскостопие» (с. 98 учебника).

Выявление нарушений осанки.

1. Выявление сутулости.

Вывод: Нарушений нет.

2. Выявление нарушений в области поясничного изгиба.

    Ответ: При положении тела спиной к стене, когда, пятки, голени, таз и лопатки касаются стены, между стеной и поясницей проходит (кулак или только ладонь) ладонь .

Вывод: Нарушений нет.

II . Выявление плоскостопия (работа выполняется дома).

    Ответ: След в узкой своей части (заходит или не заходит) не заходит за линию, соединяющую центр пятки и центр третьего пальца (см. рис. 45 на с. 97 учебника).

Вывод: Нарушений нет.

65. Прочитайте § 16 «Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов», рассмотрите рисунки и заполните таблицу.

  • Тип травмы

    Растяжение связок.

    Меры первой помощи

    Наложить тугую фиксирующую повязку и к пораженному месту прикладывают холод.

    При открытых переломах - остановить кровотечение. Во всех случаях, кроме перелома костей грудной клетки, прикладывают шину. При травме позвоночника положить лицом вниз на ровный настил.

    Обеспечить неподвижность.

    Противопоказания

    Движение;

    Пытаться придать естественную форму, накладывая шину на грудную клетку.

    Пытаться вправить кость.

66 . При подозрении на перелом костей предплечья была наложена шина, а сам рука зафиксирована с помощью косынки.

Определите, какую ошибку допустили при оказании помощи пострадавшему. К каким последствиям она может привести?

    Ответ: Шина не зафиксирована. Она может сместиться, в результате чего может сместиться сломанная кость. Это может привести к повреждению тканей, сосудов и др.

    Ответ: При необходимости я могу, не навредив, оказать первую помощь, пока скорая помощь будет в пути.

68. Решите кроссворд №4.


30. Прочитайте п.10. Изобразите в виде схемы перечень функций опорно-двигательной системы

Функции опорно-двигательной системы

Опорная

Защитная

Двигательная

31. Раскройте роль органических и неорганических веществ кости, дописав утверждения

Органические вещества придают кости гибкость

Неорганические вещества придают кости твёрдость

Сочетание этих веществ обеспечивает прочность, упругость

32. Впишите в текст о строении трубчатой кости пропущенные слова: суставный хрящ, надкостница, компактное вещество, костномозговая полость, губчатое вещество, красный костный мозг, жёлтый костный мозг

Трубчатая кость состоит из средней части - тела кости и двух головок, сочленяющихся с другими костями. Тело кости и наружная часть головок покрыта надкостницей , а суставные поверхности головок - суставным хрящом . Внутри головок находится губчатое вещество , содержащее красный костный мозг , в котором образуются клетки крови. Тело кости состоит из компактного вещества ,внутри которого находится костномозговая полость . Она заполнена желтым костным мозгом , представляющим в основном жировую ткань

33. Ответьте, почему, несмотря на то что рост кости в толщину осуществляется непрерывно за счёт надкостницы, кость взрослого человека не становится массивнее

Процесс отвердевания кончается

34. Отчёт о лабораторной работе «Микроскопическое строение кости» (с.49 учебника)

1. На микропрепарате представлен поперечный срез кости

2. Рисунок микроскопического строения кости с обозначением деталей, увиденных в микроскоп

3. Ответы на вопросы задания №4 лабораторной работы

Поперечный срез. Самолет легче. Проходит больше воздух и поэтому легче

35. Прочитайте п.11 «Скелет человека. Осевой скелет». Заполните таблицу, впишите парные и непарные кости черепа, а также цифры, которыми эти кости обозначены на рисунке

36. Рассмотрите рисунок, на котором показаны осевой скелет и таз шимпанзе и человека. Ответьте на следующие вопросы

1) Почему у шимпанзе позвоночник имеет два изгиба, а у человека - 4?

Человек - прямоходящий

2) Почему затылочная кость шимпанзе имеет мощные гребни, а у человека их нет?

Защита от ударов

3) Чем объяснить то, что разница в массе шейных и поясничных позвонков у человека больше, чем у гориллы?

Человек - прямоходящий

4) Почему таз у человека имеет форму чаши, а у шимпанзе - нет?

Опора тела на него, а у шимпанзе нагрузка на ноги

37. На рисунке изображены шейный, грудной и поясничный позвонки. Общие части позвонков обозначены цифрами, отличительные признаки - буквами. Впишите рядом с приведёнными ниже названиями частей позвонков цифры и буквы, которыми они отмечены на рисунке:

Тело позвонка - 5

Отверстие, образующее с другими позвонками позвоночный канал - 3

Задний отросток - 1

Боковые отростки -4

Отверстия шейных позвонков, через которые проходят в голову кровеносные сосуды - А

Суставные площадки на теле грудных позвонков и боковых отростков, сочленяющиеся с рёбрами - Б

Имеются ли эти признаки у поясничных позвонков?

Да, т.к. поясничные схожи с грудными

38. Назовите показанные на рисунке кости

2 - шейный позвонок

3 - ключица

4 - лопатки

5 - грудина

8 - лучевая кость

9 - лучелоктевая кость

11 - крестец

39. Ответьте на вопросы

1) Сколько пар рёбер соединяются с грудиной с помощью хрящей? - 7 пар

2) Сколько пар рёбер заканчиваются свободно? - 2 пары

3) Какую функцию выполняют хрящевые диски между позвонками?

Придают упругость, подвижность, снижают сотрясения при ходьбе, прыжках и т.д.

40. Напишите названия указанных на рисунке частей сустава

1 - суставная хрящевая поверхность

2 - суставная хрящевая поверхность

3 - внутренняя связка

4 - суставная полость

41. Сделайте подписи к рисункам

Кости верхней конечности:

1 - ключица

2 - лопатка

3 - плечевая кость

4 - лучевая кость

6 - запястье

8 - фаланги пальцев

Кости нижней конечности и крестец:

2 - поясничный позвонок

3 - бедренная кость

4 - большеберцовая кость

5 - малоберцовая кость

6 - предплюсна

7 - плюсна

8 - фаланги пальцев

42. Допишите утверждения

Кисть от стопы отличается подвижными фалангами и пястями (кисть можно собрать в горсть!), длинными пальцами и противопоставлением большого пальца всем остальным. Стопа представлена мощными костями пяточной и таранной , короткими пальцами, большой палец - опора всем остальным. Своды стопы позволяют человеку ходить и держать равновесие

43. Повторите статью «Разновидности мышечной ткани» п.8. Нарисуйте клетку гладкой и клетку поперечнополосатой мышечной ткани. Отметьте особенности

Отметьте особенности поперечно-полосатой мышечной ткани:

работают, как рефлекторно, так и по воле человека

44. Рассмотрите рис. 34 учебника. Найдите брюшко и сухожилия двуглавой мышцы. Прочитав статьи «Макроскопическое строение мышцы» и «Движения в суставах» п. 13, впишите определяемые ниже понятия

Сухожилие, прикрепляющееся к участку кости, которая чаще всего остаётся неподвижной, называется головка , а сухожилие, прикрепляющееся к подвижной кости, - хвост . Мышцы противоположного действия называются антагонистами , а мышцы, действующие в одном направлении - синергистами

45. Выполните лабораторную работу «Мышцы человеческого тела» (с. 64 учебника) и, изучив рис. 35 и 36, заполните правый столбец таблицы

Функции мышцы и мышечной группы Название мышцы и мышечной группы
Мышцы, одним концом прикрепляющиеся к костям черепа, а другим - к коже или только к коже мимические мышцы
Мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть жевательные мышцы
Мышца шеи и спины, откидывающая назад голову трапецевидная мышца
Мышцы, накланяющие голову вперед, когда сокращаются вместе, и наклоняющие голову в стороны, когда сокращаются поодиночке грудно-ключичная сосцевидная мышца
Мышца спины, отводящая руки за спину широчайшая мышца спины
Мышцы груди, сводящая плечи и руки, согнутые в локте, вперед большая грудная мышца
Мышцы, обеспечивающие расширение и спадение грудной клетки межреберные мышцы
Мышцы, поднимающие тело из положения лежа в положение сидя при фиксированных ногах мышцы брюшного пресса
Мышцы, обеспечивающие прямохождение глубокие и ягодичные мышцы
Мышца руки, отводящая плечо в сторону дельтовидная мышца
Мышцы, сгибающие пальцы и кисть в кулак мышцы предплечья

46. Приведите несколько примеров мышц, работающих как антагонисты и как синергисты

47. На рисунке показан мотонейрон. Подпишите его части

2 - дендриты

4 - синапс

Укажите, сколькими мышечными волокнами управляет мотонейрон, показанный на рисунке

48. Напишите, как надо организовать тренировку, чтобы был тренировочный эффект (синтез в мышечной ткани преобладал над распадом)

Нужны равномерные тренировки

49. Укажите последствия гиподинамии

Изменения в мышцах: слабые мышцы

Изменения в костях: хрупкие и слабые

Изменения в крови: падает гемоглобин

50. Прочитайте статью «Регуляция работы мышц - антагонистов» п. 14 и заполните таблицу, вписав в соответствующие столбцы слова: возбуждены, заторможены, сокращены, расслаблены

Виды нервных центров Нервные центры сгибателей Нервные центры разгибателей Мышцы-сгибатели Мышцы-разгибатели
Состояние руки
Сгибание руки в локтевом суставе возбуждены заторможены сокращены раслабленны
Разибание руки в локтевом суставе заторможены возбуждены раслабленны сокращены
Удержание груза в локтевом суставе возбуждены возбуждены сокращены сокращены
заторможены заторможены заторможены раслабленны

51. Впишите определяемые ниже понятия

Работа, связанная с перемещением тела или груза, называется динамической

Работа, связанная с сохранением позы или удержанием груза, называется статической

52. Отчёт о лабораторной работе «Утомление при статической работе» (с. 72 учебника)

53. Прочитайте п. 15 «Осанка. Предупреждение плоскостопия». Перечислите причины нарушения осанки

Если неправильно сидишь, ходишь согнувшись и спишь на мягком происходит её развитие

54. Назовите факторы, способствующие развитию плоскостопия

Если не ходишь на каблуках и ходишь часто в кроссовках, то происходит развитие плоскостопия

55. Отчёт о лабораторной работе «Осанка и плоскостопие» (с. 75 учебника)

I. Выявление нарушений осанки

1. Выявление сутулости

Вывод: У меня нет нарушения осанки

2. Выявление нарушений в области поясничного изгиба

При положении тела спиной к стене, когда пятки, голени, таз и лопатки касаются стены, между стеной и поясницей проходит (кулак или только ладонь) - ладонь

Вывод: У меня нет нарушения поясничного изгиба

II. Выявление плоскостопия (работа выполняется дома)

След в узкой своей части (заходит или не заходит) - не заходит за линию, соединяющую центр пятки и центр третьего пальца (см. рис. 39 на с. 74 учебника)

Вывод: У меня нет плоскостопия

56. Прочитайте п. 16 «Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов», рассмотрите рисунки и заполните таблицу

57. При подозрении на перелом костей предплечья была наложена шина, а сама рука зафиксирована с помощью косынки. Определите, какую ошибку допустили при оказании помощи пострадавшему. К каким последствиям она может привести?

Нужно наложить шину так, чтобы она не захватывала более 2 суставов

58. Решите кроссворд № 4

По горизонтали:

1. позвонок

3. лопатка

6. синергисты

12. остеохондроз

14. надкостница

По вертикали:

1. плоскостопие

4. антогонисты

5. перелом

8. ключица

9. сухлжилие

Лабораторная (практическая)работа "Мышцы человеческого тела"

Ответы:

МЫШЦЫ НОГ: эта мышца сгибает бедро, притягивая колено к грудной клетке и вращает его в тазобедренном суставе, а также разгибает ногу в колене. 1. Мышцы головы: мимическая мышца преклепяется к костям,Жевательные -костям неподвижной части черепа и нижней части челюстя 2,Грудино-ключично-сосцевидная мышца Эти мышцы поварачивуют голову влево,вправо действуя как антогонично 3.Мышцы туловища сзади:Брюшная стенка образована группой собственных мышц живота. Наружную и внутреннюю косые и поперечные мышцы называют «широкими мышцами живота». Сухожильные волокна их апоневрозов, переплетаясь спереди, образуют посередине брюшной стенки белую линию живота. Широкие мышцы имеют косое направление волокон и лежат, как и на груди, в три слоя, причём наружная косая мышца живота - продолжение наружных межрёберных мышц, внутренняя косая - внутренних межрёберных, а поперечная мышца живота - одноимённой мышцы груди. Квадратная мышца поясницы образует заднюю брюшную стенку. Нижняя стенка брюшной полости (или дно малого таза) называется «промежностью». Мышцы туловища сзади:Парные, занимают всю дорсальную поверхность туловища. Лежат в несколько слоев (поверхностные и глубокие). Поверхностные мышцы переместились в процессе развития с конечностей на спину. Глубокие образовались из мышечных закладок – миотомов. Они частично сохранили сегментарное строение

Используя рисунки и анатомическое описание, определите место­положение мышечных групп и выполняемые ими движения.

I. Мышцы головы

Мимические мышцы прикрепляются к костям, коже или только к коже, жевательные – к костям неподвижной части черепа и к нижней челюсти.

Задание 1. Определите функцию височных мышц. Приложите ру­ки к своим вискам и сделайте жевательные движения. Мышца на­прягается, так как она поднимает нижнюю челюсть вверх. Найдите жевательную мышцу. Она находится около челюстных суставов, примерно на 1 см впереди них. Определите: височные и жеватель­ные мышцы – синергисты или антагонисты?

Задание 2. Познакомьтесь с функцией мимических мышц. Возь­мите зеркало и наморщите лоб, что мы делаем, когда недовольны или, когда задумались. Сокращается надчерепная мышца. Най­дите ее на рисунке. Пронаблюдайте функцию круговой мышцы глаза и круговой мышцы рта. Первая закрывает глаз, вторая - рот.

II. Грудино-ключично-сосцевидная мышца на передней поверхности шеи ().

Задание 3. Поверните голову вправо и прощупайте левую грудино-ключично-сосцевидную мышцу. Поверните голову влево и обнаружьте правую. Эти мышцы поворачивают голову влево, вправо, действуя как антагонисты, но, когда сокращаются вместе, стано­вятся синергистами и опускают голову вниз.

III. Мышцы туловища спереди ().

Задание 4. Найдите большую грудную мышцу. Эта парная мышца напрягается, если согнуть руки в локте и с усилием сложить их на груди.

Задание 5. Рассмотрите на рисунке мышцы живота, образующие брюшной пресс. Они участвуют в дыхании, наклонах туловища в стороны и вперед, в переводе туловища из лежачего в сидячее по­ложение при фиксированных ногах.

Задание 6. Найдите межреберные мышцы: наружные осуществ­ляют вдох, внутренние – выдох.

IV. Мышцы туловища сзади ().

Задание 7. Найдите на рисунке трапециевидную мышцу. Если свести лопатки и запрокинуть голову назад, она будет напряжена.

Задание 8. Найдите широчайшую мышцу спины. Она опускает пле­чо вниз и отводит руки за спину.

Задание 9. Вдоль позвоночника находятся глубокие мышцы спи­ны. Они разгибают тело, откидывая корпус назад. Определите их положение.

Задание 10. Найдите ягодичные мышцы. Они отводят бедро на­ми д. Глубокие мышцы спины и ягодичные мышцы у человека наи­более сильно развиты в связи с прямохождением. Они противосто­ит силе тяжести.

V Мышцы руки ().

Задание 11. Найдите на рисунке дельтовидную мышцу. Она находится над плечевым суставом и отводит руку в сторону до горизонтального положения.

Задание 12. Найдите двуглавую и трехглавую мышцы плеча. Является ли они антагонистами или синергистами?

Задание 13. Мышцы предплечья. Чтобы понять их функцию, положите руку на стол ладонной стороной вниз. Прижмите ее к столу не чего сжимайте кисть в кулак и разжимайте ее. Вы почувствуете, как сокращаются мышцы предплечья. Это происходит потому, что со стороны ладони на предплечье располагаются мышцы, сгибающие кисть и пальцы, а разгибающие их находятся на тыльной стороне предплечья.

Задание 14. Нащупайте около лучезапястного сустава со стороны ладонной поверхности сухожилия, которые идут к мышцам паль­цев рук. Подумайте, почему эти мышцы находятся на предплечье, а не на кисти.

VI. Мышцы ноги (по рисунку).

Мышцы человека – популярная тема для любого спортсмена. Поэтому, думаю, нижеследующий материал не сделает для Вас больших открытий, т.к. большинство спортсменов имеют, хотя бы минимальный, багаж знаний об устройстве своей мускулатуры, но все же…

Если Вы твердо решили что-либо сделать, то, прежде всего, нужно четко представлять, какие конкретные шаги могут привести Вас к цели.

Согласитесь, одного желания увеличить, к примеру, объем рук недостаточно. Нужно, как минимум, знать, что именно для этого «качать», т.е. какие конкретно мышцы необходимо прорабатывать для достижения конкретных целей. А составление программ тренировок, конкретные упражнения, питание – это уже последующие шаги. Поэтому мышцы человека – одна из тем, с изучения которой следует начать нелегкий путь атлета.

Расположение мышц человека наглядно показано на рисунках, а их описание приведено ниже:

Пока Вы не разберетесь в устройстве собственного тела, Вы не будете до конца понимать смысла своих действий на тренировках.

Информации о скелетных мышцах достаточно много, я считаю, что наиболее наглядно и рационально мышцы человека описаны в книге «Новая энциклопедия бодибилдинга» (авторы: Арнольд Шварценеггер при участии Билла Доббинса).

Итак, наше тело состоит более чем из шестисот мышц. Разумеется, подробное изучение Вам ни к чему, достаточно будет следующей классификации основных мышечных групп:

Спина: широчайшая (латеральная) мышца, ромбовидная мышца, подостная мышца, большая круглая мышца, мышцы-разгибатели позвоночника;
Плечевой пояс: дельтовидная мышца (состоит из передней, средней и задней головки), плечевая мышца, клювовидно-плечевая мышца, трапециевидная мышца;
Грудная клетка: большая грудная (пекторальная) мышца (состоит из верхнего и нижнего отдела), зубчатая мышца груди, межреберные мышцы;
Бицепсы и трицепсы: бицепс (верхняя и нижняя его части), трицепс (три его головки);
Предплечья (мышцы рук от локтя до кисти): мышцы-сгибатели предплечья, мышцы-разгибатели запястья, плечелучевая мышца;
Бедра и ягодицы: квадрицепс (средняя, внешняя, внутренняя его головки), тонкая мышца бедра, большая приводящая мышца бедра, портняжная мышца, длинная приводящая мышца бедра, напрягатель широкой фасции бедра, гребенчатая мышца, мышцы подколенного сухожилия (двуглавая мышца бедра, полуперепончатая мышца, полусухожильная мышца), подвздошно-поясничная мышца, ягодичные мышцы (средняя и большая ягодичные мышцы);
Живот: прямые мышцы живота, внешние косые мышцы живота;
Голень: передняя большеберцовая мышца, икроножная мышца (внешняя и внутренняя ее головки), камбаловидная мышца.
После того, как Вы ознакомились с общим строением мышц человека, наиболее рациональным шагом будет изучение раздела Бодибилдинг: мышцы, в котором собрана уникальная информация о работе мышц, принципах их сокращения, энергетике и т.д.

Поверьте, без этих знаний Вы никогда не поймете, как работают ваши мышцы и что заставляет их сокращаться и расти!

© Твой Тренинг http://tvoytrening.ru/1/1-telo/3-mishci-cheloveka.html