Тест 22 воздействие человека на природу. Тесты и задания к уроку: «Воздействие человека на природу. Примером влияния общества на природу является

Тесты и задания к уроку: «Воздействие человека на природу»

Тест 1.

А1. Экология -это

I) с нерациональным использованием природных ресурсов

3) с экологическим кризисом

4) открытие новых залов пейзажной живописи в Национальном музее

А4. Примером непосредственного влияния природы на общество может служить

1) вырубка леса под строительство жилых домов

2) восстановление почвы после ликвидации свалки отходов

3) разрушение прибрежной зоны отдыха мощным тайфуном

А5. К экологическим проблемам относится

1) предотвращение распространения СПИДа

2) возрождение культурных ценностей

3) тенденция глобального потепления

4) стабилизация демографической ситуации

А6. Осушение людьми заболоченных земель служит примером взаимодействия

1) общества и личности

2) гражданина и государства

3) общества и природы

4) производства и потребления

А7. Верны ли следующие суждения об обществе и о природе?

А) По мере совершенствования техники и технологий хозяйственное воздействие общества на природу усиливается

Б) Взаимосвязь природы и общества составляет основу единства материального мира

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А8. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах ?

А. Загрязнение природы продуктами деятельности человечества относится

к экологическим проблемам

Б. Глобальные проблемы связаны с преобразовательной деятельностью человека

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А9. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы ?

А. Природа является неиссякаемым источником всех видов ресурсов для человечества

Б. Хозяйственная деятельность общества может оказывать негативное влияние на окружающую природную среду

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А10. Верны ли следующие суждения о взаимовлиянии общества и природы?

А. Наличие разнообразных природных ресурсов может ускорить развитие общества

Б. Природные катаклизмы могут создать угрозу существованию общества

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В1. Определите, что из перечисленного относится к причинам , а что к последствиям экологического кризиса

а) ухудшение среды обитания человека

б) грубые механические приемы земледелия

в) нерациональное использование ресурсов

г) исчезновение многих видов животных и растений

д) потребительское отношение к природе

е) увеличение промышленных отходов

ж) рост наследственных заболеваний

А. Причины экологического кризиса: __________________________________

Б. Последствия экологического кризиса: ________________________________

Тест 2.

А1. Примером негативного влияния общества на природную среду является

1) организация заповедника

3) загрязнение почвы промышленными отходами

4) посадка деревьев и кустарников

А2. Загрязнение воздуха, связанное с ростом числа автомобилей, служит примером взаимосвязи

1) общества и природы

2) техники и технологии

3) цивилизации и культуры

4) экологии и морали

А3. К глобальным проблемам относится

1) Кризис финансовой системы

2) Истощение запасов пресной воды

3) Спад производства

4) Увеличение задолженности развивающихся стран развитым

А4. Примером влияния общества на природу является

1) изобретение громоотвода

2) строительство пирамид в Древнем Египте

3) загрязнение вод Мирового океана

4) открытие закона всемирного тяготения

А5. К экологическим проблемам относится

1) распространение наркомании

2) постепенное истощение природных ресурсов

3) предотвращение угрозы новой мировой войны

4) утрата нравственных ценностей

А6. Какой пример иллюстрирует влияние природных факторов на жизнь общества?

1) принятие законодательства об охране природы

2) очистка территории парка от бытового мусора

3) загрязнение реки промышленными отходами

4) разрушение дороги селевыми потоками с гор

А7. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?

А. Природа оказывает влияние на быт и хозяйственную деятельность людей

Б. Природные условия не влияют на развитие духовной культуры общества

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А10. Верны ли следующие суждения о влиянии природы на развитие общества?

А. Природа является источником ресурсов, используемых для удовлетворения потребностей человека, общества в целом

Б. Природные условия влияют на культурное творчество, традиции и обычаи людей

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В1. Ученые различают понятия «экологический кризис» и «экологическая катастрофа».

А. Экологический кризис: __________________________________________

Б. Экологическая катастрофа: _______________________________________

Тест по обществознанию на тему «Человек и природа. Загрязнение воды и почв»

    Наука о взаимодействии человека с природой?

а) биология

б) астрология

в) экология

2. Деление природных богатств осуществляется на:

а) исчерпаемые и неисчерпаемые

б) вредные и полезные

в) опасные и безопасные

3. Что такое «биосфера»?

а) научный предмет

б) наука о животных

в) живая оболочка Земли

4. Верны ли суждения?

А. Вернадский видел много разных городов, заводов – «вторую природу», созданную руками человека.

Б. С.Ю. Витте задумался о мощном воздействии человека на биосферу.

а) верно только А

б) верно только Б

в) оба суждения верны

г) оба суждения неверны

5. Что относится к бытовым отходам?

а) извержение вулкана

б) торнадо

в) цунами

г) горы мусора

6. Что относится к естественным загрязнениям?

а) ядовитый туман

б) смог

в) извержение вулкана

г) деятельность человека

7. Браконьеры – это…

а) люди, которые истребляют животных

б) животные, которые истребляют людей

в) учёные, занимающиеся вопросами биосферы

г) вымершие животные

8. Смог – это…

а) чистое небо

б) пушистое облако

в) грязевые тучи

г) кислотный дождь

д) ядовитый туман

9. Сколько времени требуется на перегнивание бумаги?

а) 10 лет

б) 8 лет

в) 5 лет

г) 2 года

10. Какие животные занесены в Чёрную книгу?

а) морская свинка

б) морская корова

в) морской конёк

г) морская зебра

11. Что относится к исчерпаемым ресурсам?

а) газ

б) ветер

в) мусор

г) солнечная энергия

12. Установите соответствие:

исчерпаемые

неисчерпаемые

А) вода

Б) нефть

В) уголь

Г) воздух

Д) животный мир

Е) солнечная энергия

Ж) ветер

13. Верны ли суждения:

А. В результате промышленных загрязнений нередко над городами нависает ядовитый туман - смог.

Б. Кислотный дождь – это обычное природное явление.

а) верно только А

б) верно только Б

в) оба суждения верны

г) оба суждения неверны

14. Красная книга – это…

а) книга, куда занесены животные, которые находятся под охраной государства

б) книга, в которой перечислены все животные, обитающие в России

в) книга, в которой перечислены все вымершие животные

г) книга о флоре и фауне

15. Что относится к примерам «второй природы»?

а) машины и заводы

в) деревья и цветы

г) флора и фауна

16. Основной «производитель» кислорода?

а) человек

б) машины

в) ветер

г) флора

17. Что относится к техногенным авариям?

а) извержение вулкана

б) взрыв радиоактивных элементов

в) землетрясение

г) ценами

18. Верны ли суждения?

А. Существуют исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы.

Б. Биосфера – оболочка воды.

а) верно только А

б) верно только Б

в) оба суждения верны

г) оба суждения неверны

19. Соотнесите типы загрязнений с примерами:

Естественное загрязнение

Загрязнение от человеческой деятельности

Промышленное загрязнение

А) Дым от фабрик и заводов

Б) Торнадо

В) Бытовые отходы (мусор)

20. В каком году произошла авария на Чернобыльской АЭС?

а) 1963 г.

б) 1965 г.

в) 1974 г.

г) 1986 г.

21. Верны ли суждения?

А. Экология – это наука о взаимодействии человека с природой.

Б. Нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать (экологическая мораль).

а) верно только А

б) верно только Б

в) оба суждения верны

г) оба суждения неверны

22. Сколько времени требуется для перегнивания консервной банки?

а) 20-40 лет

б) 30-40 лет

в) 50-60 лет

г) 60-80 лет

23. Сторонники сотрудничества с природой…

б) помогают уничтожить природу

в) создают промышленные объекты

г) пополняют списки Чёрной книги

25.Выберите варианты, подходящие под примеры «второй природы»

а) машины

б) деревья

в) кустарники

г) заводы по производству шприцов

д) город Магнитогорск

е) флора и фауна

Тест

«Особенности взаимодействия природы и человека»

    Выберите из предложенного списка исчерпаемые невозобновимые природные ресурсы:рыбы, растения, энергия морских приливов, энергия ветра, уголь, атмосферный воздух, птицы, нефть, воды океанов, пресные воды, железосодержащие руды, почва, солнечная энергия, медный колчедан, полиметаллические руды, природный газ, поваренная соль, леса, солнечный свет, млекопитающие, торф, жемчуг.

(Ответ: уголь, нефть, железосодержащие руды, медный колчедан, полиметаллические руды, природный газ, торф.)

    Расположите перечисленные источники получения энергии в порядке убывания ихэкологической безопасности: гидроэлектростанции (ГЭС) на равнинных реках; ГЭС на горных реках; атомные электростанции; солнечные станции; теплоэлектростанции (ТЭЦ) на угле; ТЭЦ на природном газе; ТЭЦ на торфе; ТЭЦ на мазуте; приливно-отливные электростанции; ветряные электростанции.

(Ответ: солнечные станции; ветряные электростанции; приливно-отливные электростанции; ГЭС на горных реках; ГЭС на равнинных реках; атомные электростанции; ТЭЦ на природном газе; ТЭЦ на мазуте; ТЭЦ на угле; ТЭЦ на торфе.)

    Урбанизацияэто процесс:

а) роста численности населения;

б) роста доли городского населения;

в) загрязнения среды отходами;

г) усиления давления человека на среду обитания.

(Ответ: б.)

    Почему ученые-экологи считают,что люди,экономно расходующие воду,электроэнергию, газ, пищу, предметы обихода, реально охраняют природу?

(Ответ: при этом они сохраняют ресурсы и меньше загрязняют окружающую среду.)

    Почему в большинстве стран сокращаются площади лесов?

(Ответ: леса вырубаются для получения древесины, расчистки под поля, пастбища, города, промышленные строения, при добыче полезных ископаемых.)

    В атмосфере Земли содержится20,95%:

б) кислорода;

в) углекислого газа;

г) углеводородов;

(Ответ: б.)

    Парниковый эффект,вызванный увеличением в атмосфере углекислого газа,приводит к:

а) понижению температуры нижних слоев атмосферы;

б) повышению температуры нижних слоев атмосферы;

в) таянию вечных снегов и затоплению низменных участков земли;

г) отравлению организмов.

(Ответ: б, в.)

    Доля какого газа в атмосфере Земли увеличивается вследствие деятельности человека?

(Ответ: углекислого газа. )

    Почему в черте города заболеваемость деревьев выше,а продолжительность их жизнименьше, чем в близлежащей сельской местности?

(Ответ: это связано с повышенным содержанием вредных соединений в атмосфере и почве города; сильной запыленностью, которая ухудшает фотосинтез; нарушением воздухо- и водообмена в почве при строительстве дорог и укладке асфальта; засоленностью почвы; механическими повреждениями растений; отсутствием в почве нужного количества элементов питания из-за нарушения круговорота элементов.)

    Озоновый слой находится в:

а) нижнем слое атмосферы;

б) верхнем слое атмосферы;

в) верхнем слое океана;

г) глубине океана.

(Ответ: б.)

    Почему в крупных городах главные автомобильные магистрали необходимопроектировать параллельно, а не перпендикулярно направлению основных ветров?

(Ответ: при параллельном расположении магистралей ветер выдувает с приземного слоя вредные автомобильные выбросы и уменьшает их концентрацию на дорогах. В противном случае вредные вещества будут относиться с дорог в зону застройки.)

    Дайте прогноз состояния окружающей среды при понижении концентрацииуглекислого газа в атмосфере.

(Ответ: глобальное похолодание, оледенение северных и высокогорных территорий, уменьшение осадков, сокращение площади океана, изменение границ природных зон, опустынивание внутриконтинентальных территорий, уменьшение продуктивности растений.)

    Расчеты,проведенные учеными,говорят о том,что в ближайшие150–180летколичество атмосферного кислорода сократится на одну треть по сравнению с настоящим временем. Какие виды человеческой деятельности способствуют сокращению доли кислорода в атмосфере?

(Ответ: увеличение количества сжигаемого топлива; сокращение площади лесов и вообще растительности; увеличение площади пустынь; загрязнение водоемов и гибель водных растений.)

    Растительность Западной Европы,северо-востока США и некоторых других районовземного шара вырабатывает во много раз меньше кислорода, чем его потребляют промышленность и гетеротрофные организмы, обитающие на этих территориях. Почему на этих территориях сохраняется жизнь?

(Ответ: сохранение жизни на этих территориях происходит благодаря перемешиванию газов в атмосфере. Сюда перемещается кислород из других районов Земли.)

    Рассмотрите таблицу,в которой показано количество выбрасываемых в атмосферугорода основных загрязняющих веществ в год.

Поступление в атмосферу города загрязняющих веществ (в тыс. т/г)

Загрязняющие вещества

Стационарные источники

Транспорт

Оксид серы

Оксид углерода

Оксид азота

Летучие органические соединения

Нефтепродукты

Рассчитайте, какое количество загрязняющих веществ в год (в тыс. т) выделяют в атмосферу города транспорт и стационарные источники (заводы, фабрики и т.п.). Кто загрязняет атмосферу больше: транспорт или стационарные источники? Во сколько раз? Рассчитайте, сколько килограммов атмосферных загрязняющих веществ приходится в год на одного жителя города (население составляет 10 млн человек).

(Ответ: транспорт выделяет 911,3 тыс. т загрязняющих веществ в год, а промышленные стационарные источники – 272,8. Всего в атмосферу города в год попадает 1184,1 тыс. т

веществ. Транспорт выделяет в атмосферу в 3,3 раза больше веществ, чем промышленность. На одного жителя в год приходится примерно 118,4 кг вредных веществ, выброшенных в атмосферу города.)

    Расшифруйте аббревиатуры ПАВ,СМС,ГЭС,АЭС.

(Ответ: поверхностно-активные вещества; синтетические моющие вещества; гидроэлектростанция; атомная электростанция.)

    Перечислите отрасли хозяйства–основные потребители пресной воды.

(Ответ: орошение сельскохозяйственных земель, городское хозяйство, металлургия, химическая промышленность (производство капрона, каучука и др.), целлюлозно-бумажная промышленность.)

    Перечислите отрасли хозяйства,в наибольшей степени загрязняющие поверхностные иподземные воды.

(Ответ: целлюлозно-бумажная, химическая, металлургическая, нефтеперерабатывающая, текстильная промышленность; сельское хозяйство.)

    Известно,что составляющие нефть вещества в воде в основном нерастворимы и,всравнении с другими загрязнителями, слабо токсичны. Почему же загрязнение вод нефтепродуктами считается одним из самых опасных?

(Ответ: нерастворимые нефтепродукты покрывают воду тонкой пленкой, которая препятствует газообмену между водой и атмосферой.)

    Ежегодно вследствие аварий на нефтепроводах и танкерах,промышленных итранспортных выбросов, мойки автомашин, судов, цистерн и трюмов танкеров в Мировой океан попадает 14 млн т нефти. Один грамм нефти (нефтепродуктов) способен образовать пленку на площади 10 м2 водной поверхности. Определите площадь ежегодного загрязнения мировых водоемов.

(Ответ: 140 млн км2.)

    Во льдах Гренландии,датированных800г.до н.э.,содержится0,0004мкг свинца на1кг льда. Льды, образовавшиеся в 1753 г., содержат свинца в 25 раз больше; лед, образовавшийся в 1969 г., содержит 0,2 мкг свинца на 1 кг, т.е. в 500 раз больше. Объясните, как свинец попадает в льды Гренландии. Почему содержание свинца во льдах растет?

(Ответ: соединения свинца попадают во льды Гренландии главным образом с осадками и пылью, приносимыми из других районов Земли. Развитие промышленности и хозяйственная деятельность людей приводит к многократному, по сравнению с естественным фоном, увеличению выбросов всевозможных веществ, которые распространяются на большие расстояния от источника загрязнения.)

    Где накапливаются уносимые с полей химические вещества,применяемые в сельскомхозяйстве?

(Ответ: главным образом в водоемах. Из воды эти вещества попадают в водные растения, беспозвоночных, рыб и другие организмы. По цепям питания они могут вновь попадать в организмы сухопутных видов. Часть химических веществ откладывается в иле и наносах рек. Часть остается в почве и глубоких слоях грунта.)

    В чем преимущество замкнутых технологий использования воды по сравнению состроительством совершенных очистных сооружений?

(Ответ: даже самые совершенные промышленные очистные сооружения не способны полностью очистить канализационные и промышленные стоки вод. В замкнутых технологиях вода, используемая в производстве, не попадает в окружающую среду, поэтому не происходит ее загрязнение.)

    Сплав срубленных деревьев по рекам экономически очень выгоден(не надо строитьдороги, использовать дорогостоящую технику и т.д.). Почему экологи против такой транспортировки, особенно если деревья не связываются в плоты, а сплавляются поодиночке?

(Ответ: при сплаве часть деревьев тонет, засоряет берега, оседает на излучинах реки, на дно реки попадает большое количество коры и частей сплавляемых бревен. На многих северных реках нашей страны утонувшие деревья выстилают дно на несколько метров вглубь. Гниение этой древесины и коры сопровождается потреблением большого количества кислорода и выделением разнообразных ядовитых веществ. Это приводит (особенно в жаркое лето) к массовой гибели водных организмов. В таких реках постепенно исчезает и рыба.)

    Куда можно вывозить и выгружать(учитывая экономические и экологическиепоследствия) собранный на дорогах города снег? Выберите правильный ответ и обоснуйте его:

а) на поле;

б) в реку или озеро;

в) в специально вырытый котлован; г) в любое место.

(Ответ: в. Снег, собранный с дорог, содержит большое количество вредных веществ (нефтепродукты, кислоты, соли, резину, сажу и многие другие соединения). Попадание этих веществ в водоемы, на поля, в леса без природной или искусственной очистки опасно.)

    Часто вдоль одной стороны дороги,проходящей через лес,можно заметить выпадениедеревьев и заболачивание почвы. Объясните, почему это происходит. Как можно исправить это положение при строительстве дорог?

(Ответ: в таких местах дорога или тропа перегораживает сток вод (поверхностный или грунтовый). Поэтому выше по течению начинается заболачивание, что и приводит к выпадению деревьев и смене растительности. Избежать подобных явлений можно строительством дренажных труб под дорогами.)

    Объясните,почему экологи считают,что сбор металлолома и макулатуры–это важноеприродоохранное мероприятие.

(Ответ: вторичное использование сырья позволяет значительно уменьшить изъятие его из природы, особенно это касается невозобновимых и ограниченных природных ресурсов. В результате уменьшается нагрузка на природу, обусловленная добычей сырья, экономятся само сырье, энергия и человеческий труд, уменьшается загрязнение окружающей среды отходами и т.д.)

    Перечислите невозобновимые полезные ископаемые,запасы которых в первойполовине ХХI в., по прогнозам, будут исчерпаны более чем наполовину.

(Ответ: нефть, а также руды, содержащие никель, кобальт, свинец, цинк, вольфрам, серебро, медь и другие.)

    Как необходимо проводить вспашку почвы(или формирование грядок)на склоне,чтобы предотвратить почвенную эрозию (выберите правильный ответ и обоснуйте его):

а) вдоль склона;

б) поперек склона;

в) по диагонали склона.

(Ответ: б. Такая распашка будет в наибольшей степени предотвращать смыв оголенной почвы по склону.)

    В степных экосистемах в течение длительного времени формировались самыеплодородные почвы: черноземные и каштановые. В 50-е г. ХХ в. в СССР и в Канаде проводилось освоение целинных земель: распашка степей для выращивания на них пшеницы и других зерновых культур. Почему некоторые ученые выступали против распашки степей и использования их для выращивания сельскохозяйственных культур? К каким последствиям может привести частая обработка (в первую очередь отвальная вспашка) почвы в степи?

(Ответ: сильный ветер и частые засухи в степях могут приводить к тому, что при оголении почвы во время вспашки плодородный слой будет выветриваться. Кроме этого, степная трава и подушка из прошлогодней пожухлой растительности создают особый микроклимат и поддерживают более высокую влажность в степных экосистемах. Частая обработка почвы (особенно вспашка) может привести к потере почвенного плодородия и, в конечном итоге, к опустыниванию. Поэтому ученые рекомендовали либо отказаться от распашки степи, либо проводить безотвальную вспашку, а не традиционную – отвальную. Со временем правильность этой точки зрения подтвердилась.)

    Объясните,почему на реках,вдоль которых вырублен лес,уровень воды непостоянен:если выпадает мало осадков – уровень значительно понижается, если прошел дождь – возможен выход воды из берегов, затопление населенных пунктов, полей и т.д. Почему на лесных реках наводнения случаются редко?

(Ответ: растительность леса уменьшает скорость прохождения воды с водосборной территории в реки в сотни раз. В результате вода (по подземным и наземным потокам) поступает в реки равномерно, что исключает наводнения или обмеление водных потоков.)

    Правильны ли утверждения(да или нет):

а) за последние 10 тыс. лет человеком на планете уничтожено 2/3 лесов;

б) ныне площадь вырубок существенно превышает площадь посадок деревьев;

в) вырубленные участки влажных тропических лесов довольно быстро восстанавливаются в прежнем составе;

г) опустынивание не может происходить в результате вырубки лесов;

д) наибольшее число пожаров происходит по естественным причинам;

е) биологические меры борьбы самые неэффективные, действуют недолго;

ж) наиболее эффективна охрана редких растений в парках и курортных зонах;

з) занесение вида в Красную книгу – это сигнал об опасности, угрожающей его существованию;

и) растительность, в том числе леса, – это невозобновимые природные ресурсы;

к) экономический ущерб, приносимый лесу пожарами, превышает урон от вредителей и болезней.

(Ответ : «да» – а, б, з, к; «нет» – в, г, д, е, ж, и.)

Тест по теме «Человек и природа»

1. Соотнесите:

2. Соотнесите:

Примеры:

  1. Металлосодержащие руды;
  2. Нефть;
  3. Уголь;
  4. Почва;
  5. Природный растительный, животный мир.

4. Выберите из предложенных те виды загрязнений, которые появились по вине человека:

  1. облако вулканического пепла;
  2. свалка промышленных отходов;
  3. смог в центре населенного пункта;
  4. упавший на землю фрагмент метеорита;
  5. нефтяное пятно в Средиземном море.

5. Соотнесите:

Виды загрязнений

Антропогенные

Естественные

Примеры:

  1. Скопление вулканических сероводородных газов;
  2. Слив канализации в реку;
  3. Размножение особого вида токсичных бактерий в океане;
  4. Пыльные и песчаные бури;
  5. Выбросы в атмосферу при отоплении жилых помещений дровами и углем;
  6. Выбросы в атмосферу при сжигании топлива автомобилей.

6. Соотнесите:

Примеры:

  1. Взрыв реактора на АЭС, сопровождаемый выбросами радиации;
  2. Организация свалки бытовых отходов в загородном лесу;
  3. Землетрясение;
  4. Разлив нефти в результате крушения танкера;
  5. Чрезмерное использование удобрений;
  6. Сход лавины;.
  7. Наводнение;
  8. Слив промышленных отходов в водоем.

7. Заполните пропуски в таблице, вписав предложенные ниже варианты:

Примеры нарушений:

  1. Превышение допустимого уровня диоксида в воздухе;
  2. Вулканологи не предупредили местных жителей о возможном извержении вулкана;
  3. Жители районов, пострадавших из-за весеннего наводнения, не получили компенсации;
  4. Металлургический комбинат не предоставил гражданам данные по выбросам и сбросам на предприятии;
  5. Недостаток и плохое качество питьевой воды;
  6. Загрязнение почвы отходами промышленного производства;
  7. Сейсмические службы не своевременно сообщили о грядущем землетрясении;
  8. Гражданин, пострадавший в результате землетрясения, обратился в суд для получения компенсации, но получил отказ;
  9. Службы не сообщили населению о выбросах радиоактивных веществ на предприятии;
  10. Превышение допустимых норм радиации.

8. Соотнесите:

9. Рациональное природопользование подразумевает:

  1. деятельность, направленную на удовлетворение потребностей человечества;
  2. деятельность, направленную на научно обоснованное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов;
  3. добычу и переработку полезных ископаемых;
  4. мероприятия, обеспечивающие промышленную и хозяйственную деятельность человека.

10. Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь :

  1. геологическими процессами;
  2. космическими факторами;
  3. высокими темпами прогресса;
  4. изменением климата.

11. К антропогенным экологическим факторам относят

  1. внесение органических удобрений в почву
  2. уменьшение освещенности в водоемах с увеличением глубины
  3. выпадение осадков
  4. прекращение вулканической деятельности
  5. прореживание саженцев сосны
  6. обмеление рек в результате вырубки лесов.

12. Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на сохранение природы?

  1. создание зон свободной торговли
  2. развитие экологического общественного движения
  3. проведение регистрации клуба собаководов
  4. открытие новых залов пейзажной живописи в Национальном музее.

13. Примером непосредственного влияния природы на общество может служить

  1. вырубка леса под строительство жилых домов
  2. восстановление почвы после ликвидации свалки отходов
  3. разрушение прибрежной зоны отдыха мощным тайфуном
  4. организация природного заповедника.

14. К экологическим проблемам относится

  1. предотвращение распространения СПИДа
  2. возрождение культурных ценностей
  3. тенденция глобального потепления
  4. стабилизация демографической ситуации.

15. Осушение людьми заболоченных земель служит примером взаимодействия

  1. общества и личности
  2. гражданина и государства
  3. общества и природы
  4. производства и потребления.

16. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А. Природа является неиссякаемым источником всех видов ресурсов для человечества

Б. Хозяйственная деятельность общества может оказывать негативное влияние на окружающую природную среду

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

17. Примером негативного влияния общества на природную среду является

  1. организация заповедника
  2. борьба с засолением почв
  3. загрязнение почвы промышленными отходами
  4. посадка деревьев и кустарников.

18. Примером влияния общества на природу является

  1. изобретение громоотвода
  2. строительство пирамид в Древнем Египте
  3. загрязнение вод Мирового океана
  4. открытие закона всемирного тяготения

19. К экологическим проблемам относится

  1. распространение наркомании
  2. утрата нравственных ценностей

20. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?

А. Глобальные проблемы угрожают существованию человечества

Б. Для преодоления глобальных проблем необходимо объединение усилий всех стран мира

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

21. Соотнесите:

Примеры:

  1. Вырубка лесов;
  2. Создание заповедников;
  3. Создание Красной книги;
  4. Осушение болот;
  5. Борьба с браконьерством;
  6. Уничтожение видов животных;
  7. Сбросы отходов в водоемы.

22. Из перечисленных глобальных проблем выберите те, которые являются экологическими:

  1. Исчерпание природных ресурсов;
  2. проблема онкологических заболеваний;
  3. Исчезновение видов животных и растений;
  4. Загрязнение окружающей среды;
  5. конфликты на этнической и религиозной почве;
  6. предотвращение термоядерной войны и обеспечение мира;
  7. терроризм;
  8. СПИД;
  9. Глобальное потепление;
  10. Озоновые дыры.

23. Заполните пропуск:

Красная книга

Аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.

Список вымерших видов

24. Найдите в приведенном ниже списке то, что относится к природным ресурсам и запишите цифры, под которыми они обозначены.

  1. Электростанции.
  2. Реки и озера.
  3. Леса.
  4. Заводы и фабрики.
  5. Почва.

25. Экология изучает воздействие человеческой деятельности:

  1. на развитие всемирных религий
  2. на совершенствование домашнего хозяйства, быта людей и древних времён
  3. на окружающую природу, взаимоотношения природы и общества
  4. на культурную среду.

26. Соотнесите:

27. Загрязнение воды и воздуха, вызванное выходом из строя очистительных сооружений на химическом комбинате в городе N , служит примером взаимосвязи…

  1. цивилизации и культуры;
  2. общества и природы;
  3. морали и права;
  4. науки и техники.

28. Какой пример иллюстрирует влияние природы на деятельность людей?

  1. затопление улиц города во время наводнения;
  2. загрязнение воздуха выхлопными газами;
  3. разведение лебедей в городском пруду;
  4. административное ограничение ловли некоторых видов рыб.

29. Какой пример иллюстрирует позитивное влияние общества на природу?

  1. загрязнение моря нефтепродуктами;
  2. уничтожение поселка во время извержения вулкана;
  3. ограничение охоты на некоторые виды птиц;
  4. вырубка леса для строительства дороги.

30. Какой из приведенных примеров иллюстрирует влияние природы на развитие общества:

  1. В стране Н один из обязательных предметов в школе - экология;
  2. В регионе Н произошел конфликт между чиновниками и экологами;
  3. Регионы страны Р имеют сельскохозяйственную специализацию;
  4. В стране Х принят закон «Об охране окружающей среды».

31. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы:

А. Своим воздействием на природу общество всегда наносит ей ущерб;

Б. Разрушение природной среды ведет к ухудшению здоровья людей.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верно А и Б
  4. Оба варианта не верны.

32. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы:

А. Потребительское отношение общества к природе привело к экологическому кризису;

Б. Природа оказывает влияние на хозяйственную деятельность человека.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верно А и Б
  4. Оба варианта не верны.

33. По заключению специалистов, в некоторых районах Земли 80% всех болезней вызваны недоброкачественной водой, которую вынуждены потреблять люди. В этом проявляется в первую очередь проблема

  1. снижения производительности труда
  2. исчезновение редких видов растений
  3. загрязнения окружающей среды
  4. глобального потепления.

34. Верны ли следующие суждения об обществе и природе?

А. В процессе воздействия на природу человек её преобразует.

Б. Общество использует природу как важнейший источник экономических ресурсов.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верно А и Б
  4. Оба варианта не верны.

35. Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу?

  1. обнаружение ранее неизвестной древней летописи
  2. дебаты кандидатов в президенты страны
  3. захоронение радиоактивных отходов
  4. создание песни о столице государства.

36. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А.Современное общество ощутило опасность глобальных изменений природы.

Б. Научно-технический прогресс привёл к необратимым экологическим изменениям.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верно А и Б
  4. Оба варианта не верны.

37. Что из перечисленного иллюстрирует деятельность общества по снятию остроты глобальных экологических проблем?

  1. закрытие убыточных предприятий
  2. введение пропорциональной шкалы налогообложения
  3. установка нового поколения очистных сооружений на электростанциях
  4. развитие сферы телекоммуникаций, рынка мобильной телефонии.

38. В 2004 и 2014 гг. учёные опросили совершеннолетних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Один из экологически целесообразных способов переработки мусора предполагает сортировку бытовых отходов. Если бы у Вас была возможность выкидывать каждый вид мусора в отдельный контейнер, стали бы Вы сортировать Ваш мусор?».

Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в таблице:

1. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто уже сортируют мусор, возросла за 10 лет.

2) Доля тех, кто обязательно стали бы сортировать мусор, за 10 лет сократилась.

3) Доля тех, кто считают, что скорее стали бы сортировать мусор, осталась неизменной в 2014 г. в сравнении с 2004 г.

4) Равные доли опрошенных в 2014 г. считают, что скорее не стали бы и безусловно не стали бы сортировать мусор.

5) Доля тех, кто безусловно не стали бы сортировать мусор, увеличилась за 10 лет.

2. Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В стране Z у некоторых граждан есть специальные контейнеры для сортировки мусора.

2) Граждане страны Z мало информированы об экологически целесообразных способах переработки мусора.

3) За 10 лет граждане страны Z стали более сознательно относится к вопросу переработки мусора.

4) Всегда есть те, кто не связывают своё поведение с экологическими потребностями современного общества.

5) Граждане страны Z не осознают необходимости сохранения природной среды.

39. К экологическим проблемам относится

  1. распространение наркомании
  2. постепенное истощение природных ресурсов
  3. предотвращение угрозы новой мировой войны
  4. утрата нравственных ценностей.

40. Верны ли следующие суждения о взаимовлиянии общества и природы?

А. Наличие разнообразных природных ресурсов может ускорить развитие общества.

Б. Природные катаклизмы могут создать угрозу существованию общества.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верно А и Б
  4. Оба варианта не верны.

41. Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу?

  1. ограничение охоты в подмосковных лесах
  2. ратификация Конвенции о правах ребёнка
  3. ликвидация последствий урагана
  4. появление этностиля в моде.

42. Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу?

  1. повышение цен на зерновые культуры в засушливый год
  2. международная конференция по проблеме глобального потепления
  3. вырубка леса под строительство железной дороги
  4. метеорологические наблюдения для прогноза погоды.

1 - вариант.

Часть I .

А1. Как называется земная оболочка, охваченная жизнью:

1) литосферы 2) ноосфера

3) биосфера 4) атмосфера

А2. Что из перечисленного способно улучшить экологическую обстановку:

1) строительство новых городов 2) создание заповедников

3) строительство ГЭС 4) освоение Крайнего Севера

А3. Что относится к естественному природному загрязнению:

1) сжигание топлива 2) вырубка лесов

3) извержение вулканов 4) канализационные стоки

А4. В каком году был принят закон РФ «Об охране окружающей среды»:

1) 1993 год 2) 1999 год 3) 2001 год 4) 2009 год

А5. Верны ли следующие суждения об экологической проблеме?

А. Экологическая проблема – это проблема отдельно взятого государства.

Б. Экологическая проблема – это глобальная проблема, её решение возможно только совместными силами всех стран мира.

А6. Наука о взаимодействии человека с природой:

1) ботаника 2) биология 3) зоология 4) экология

А7. Человек, который охотится, ловит рыбу там, где запрещено.

1) браконьер 2) охотник 3) рыболов 4) крестьянин

А8.

А. Переход от присваивающего хозяйства к производящему усилил влияние человека на природу.

Б. Человек начал активно вторгаться в жизнь природы, не всегда задумываясь о последствиях своего вмешательства

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения не верны

А9. Великий русский учёный, академик, основоположник многих наук о Земле:

А10. Территория, на которой охраняются уникальные объекты природы:

1) национальный парк 2) заповедник

3) биосферный заповедник 4) парк культуры и отдыха

Часть II .

В1. В перечне загрязнений выберите те, которые появились в результате деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны:

Часть III .

Прочтите текст писателя М. Пришвина и выполните задания С1 – С4.

Для эстетически развитого и нравственно воспитанного человека важно не только уметь видеть,

чувствовать красоту цветка, ветки, животного, но и оберегать эту красоту. Увидеть и не испытать соблазна сорвать красивый лесной цветок могут два совершенно

непохожих друг на друга человека: равнодушный к красоте, эстетически неразвитый человек и, наоборот, тонкая натура, открытая всякой красоте в природе. Первый не притронется,

потому что не заметит, не оценит, второй потому что слишком заметит, слишком оценит и пощадит. Сорвать цветок (а заодно и все другие на опушке) может как раз тот, кто по - своему

духовному развитию находится как бы посередине между этими двумя типами людей. Этот «промежуточный» субъект уже не настолько неразвит, чтобы слепо пройти мимо красоты, но и не настолько воспитан, чтобы оставить красоту нетронутой ради нее самой и всех других

путников.
Потребители красоты из общения с природой выносят не впечатления, мысли,
чувства, открытия, а вещественные доказательства своего пребывания на лоне природы.

Подлинная культура предполагает другой способ обладания красотой: она хранится в душе, становится духовной ценностью человеческой личности, а не срывается, не уносится с собой, не

укладывается в рюкзак, в багажник, в горсть или в охапку.
Красота мира принадлежит всем людям. Запечатлеть красоту в душе, запомнить ее,
носить в сердце – это и есть высшее проявление культуры человека.
Однако эстетическое отношение к природе не должно быть пассивным. Отправляясь на

природу, надо быть не только потребителями ее красоты и даров, но и активными

помощниками в сохранении и умножении этой красоты. Увидели родничок, укрепите начавшийся размыв, заметили рану на березе – залечите её. Развесьте зимой кормушки для птиц, подумайте о подкормке животных.

С1.

С2 . Какие типы людей описываются в тексте?

С4. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите примеры потребительского и культурного отношения к природе.

Контрольная работа по теме: «Человек и природа».

2 - вариант.

Часть I .

При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ.

А1. Как называется твёрдая оболочка Земли:

1) литосферы 2) ноосфера

3) биосфера 4) атмосфера

А2. Городской воздух, загрязнённый промышленными отходами – это:

1) дым 2) смог 3) туман 4) ресурс

А3. Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле регулируются:

1) законом РФ «Об охране окружающей среды»

2) документами фонда Дикой природы

4) постановлениями прокуратуры

А4. К исчерпаемым природным ресурсам относят:

1) воду 2) воздух 3) газ 4) солнечную радиацию

А5. Верны ли следующие суждения о взаимодействии человека и природы?

А. Влияние человека на природу может быть только положительным.

Б. Важнейшая обязанность гражданина – сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения не верны

А6. Природные запасы, которые используются человеком:

1) хозяйство 2) природа 3) ресурсы 4) продукты

А7 . Определённая деятельность людей, нацеленная на сохранение, разумное использование, воспроизводство природных ресурсов.

1) скотоводство 2) земледелие

3) собирательство 4) охрана природы

А8. Верны ли следующие суждения о взаимодействии человека и природы?

А. Охота и собирательство – первые занятия древнего человека – были экологически вредными.

Б. Учёные выделяют две причины загрязнения атмосферы: естественное природное загрязнение и загрязнение созданное деятельностью самого человека.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения не верны

А9. Профессор Петербургского университета, естествоиспытатель, занимался проблемой ухудшения российских чернозёмов:

1) Н.А. Некрасов 2) А. Швейцер 3) В.И. Докучаев 4) В.И. Вернадский

А10. Заповедники, в которых ведутся научные исследования по единой международной программе:

1) территориальный заповедник 2) национальный заповедник

3) биосферный заповедник 4) естественный заповедник

Часть II .

При выполнении заданий с кратким ответом В1-запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. В перечне загрязнений выберите те, которые появились в результате природных явлений и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) облако вулканического пепла

2) свалка промышленных отходов

3) смог в центре населённого пункта

4) упавший на землю фрагмент метеорита

5) нефтяное пятно в Средиземном море

Часть III .

Для ответов на задания этой части запишите сначала номер задания, а затем ответы к нему.

Познакомьтесь с фрагментом статьи российского учёного Д.С. Лихачёва

и выполните задания С1 – С4.

Природа обычно рассматривается как объект хозяйственной деятельности человека, но в действительности она в значительной степени формирует и духовную сферу человека. Человек, как биологический объект, не может существовать вне природы.

Отношения природы и человека – это отношения двух культур, каждая из которых по-своему «социальна», общежительна, обладает своими «правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях.

Обе культуры – плод исторического развития, причем развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор как существует человечество), а развитие природы с ее много-миллионнолетним существованием – сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры. Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может. Но все, же в течение многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие. Казалось бы, оно должно было оставлять обе части равными, проходить где-то посередине. Но нет, равновесие всюду свое и всюду на какой-то своей, особой основе, со своею осью. На севере в России было больше «природы», а чем дальше на юг и ближе к степи, тем больше «человека».

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2 . Найдите в тексте и выпишите черты сходства мира природы и мира человека.

С3. Приведите три примера влияния природы на образ жизни и культуру человека.

С4. Объясните, почему человеческая природа не может существовать в отрыве от природы.

Контрольная работа