В древней греции изучением конфликтов занимался философ. Генезис конфликтологии как науки в древней греции История становления конфликтологии

В контексте древнегреческой культурной традиции, по нашему мнению, можно выделить два направления во взглядах на вооруженный конфликт, выразителями которых условно можно считать. Гомера и. Гесиода

Гомер воспевал мужественного воина, носителя определенного кодекса рыцарской чести частности воину следовало соблюдать перемирие в течение согласованного времени, справедливо делить добычу, выносить с поля боя раненых них и убитых, не мешать противнику хоронить погибших, не убивать тех, кто подчинился и сдается в плен, и т.д.. Правда, боги у. Гомера постоянно вмешивались в ход войны между троянцами и ахейцами, ча сто подстрекая и тех, и тех в недостойном действий. Поэтому ответственность за бесчестную поведение героев ложилась бы на них. В целом же складывается впечатление, что, рассматривая соблюдение воинами"правил войны"как одну из рыцарских добродетелей,. Гомер не склонен решительно осуждать тех, кто эти правила нарушил в частном случае так же не является четкой граница между военной хитростью и коварством. У одного из любимых г ероив. Гомера - в"большой хитростью знаменитого"Одиссея - соображения эффективности часто брали верх над требованиями чести. Вспомним, что. Дайте поместил. Одиссея вместе с другим ахейских героем,. Диоме дом, в восьмой ров восьмого круга ада, где"суждено им гореть и не сгорать", за ряд обманов обманів:

суждено. Диомеду и. Одиссею

наказываться вместе наказанием другой

сказал мой вождь -. Лукавые потому душой

Боны конем завоевали. Трою

Какая назад дала начало роду

Что мы его уважаем с тобой

По. Дейдамия имеют награду

Что все еще оплакивает. Ахилла

И за. Палладий славного народа"

Такое строгую оценку было дано с позиций другой эпохи, другого мировоззрения, в котором, в частности, все люди равны перед. Божьим судом. У. Гомера же благосклонность богов можно купить жертвоприношениями, боги покровительствуют ь своим потомкам и животные среди людей, наконец, поступки царей (а. Одиссей - царь. Итаки) оцениваются иначе, чем аналогичные действия лиц нецарськои крови. Это интересно, поскольку в восточной традиции (например, в"Артхашастра") мы находим еще более определенно утвержденных тезис о различии добродетелей воина, рыцаря, аристократа от добродетелей повелителя (царя, полководцая).

Итак, у. Гомера мы видим высокую оценку рыцарских добродетелей (что отстаиванием пути нормативного регулирования конфликтов) и одновременно прославления"хитроумия", которая часто игнорирует нормы чести (обстоюв ния ориентированности на максимальную эффективность действий в конфликте) и в конечном итоге обеспечивает победу героя. В дальнейшем в греческой культуре возрастает интерес к регулированию конфликтов из-за уста становления совершенных законов и нравственного воспитания, что, по. Гесиоду, и отличает людей от животных:

Рыбы и звери, и птицы крылатые пусть беспрепятственно

Уничтожают себя и поедают - нет, ибо правды между ними

А мужу правду он дал, ценное благо

В произведениях греческих философов, которых причисляют к наивных стихийных диалектиков, утверждалось, что все меняется, и борьба, столкновения (война) является атрибутом жизни"Надо знать, что война является общепри йнятною, что вражда - обычный порядок вещей, и что все возникает через вражду","Ту из противоположностей, которая приводит к возникновению [космоса], называют войной и раздорами, а ту, которая к сгоранию, - согласия и миром","Война - отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других - людьми, одних создает рабами, других - свободными"(Гераклит).

Немало места описания войн и различных распрей отведено в"Истории"Геродота (между 490 и 480 гг до н э - между 430 и 424 гг до н э), написанной, по словам автора,"чтобы сделанное людьми со временем не забылось я, и чтобы большие и удивительные деяния как греков, так и варваров не остались неизвестными, и, в частности, чтобы выяснить, почему они воевали между собой". Рассказывая о походе на скифов и поражение персидского царя. Дария,. Геродот не осуждает загар бницький характер войны, связанные с войной человеческие и материальные потери. В этой и других рассказах отражено отношение. Геродота к войне как общепринятой формы внешней политики государства. Естественным является я к стремление персидских царей расширить свое государство, так и стремление скифов, вавилонян, лакедемонян, афинян, других народов защитить свою независимость. Победа или поражение в войне является либо непосредственным в иявом воле богов, или обусловлено способностью полководцев прислушиваться к этой воли. А вот мужество, смелость, бесстрашие в бою - это личная заслуга воина, и. Геродот в каждой битве пытается поиме нно назвать и отметить лучших как среди победителей, так и среди побежденных. Он является одним из основателей европейской традиции чествования героического индивида - мужественного, смелого, устойчивого воина, независимый ежно от целей, характера и последствий вооруженных дийних дій.

Демокрит (около 460 - около 370 гг до н э) обратил внимание на негативные последствия распрей для победителей:"Междоусобная война - зло для обеих сторон: это одинаковое зло и для победителей, и для побежденных"] время"соревнования благородных полезно для того, кто борется, и не вредит тому, с кем соревнуются"[ИЗ, с 370 с. 370].

Совершенствование законов с целью минимизации негативных последствий общественных конфликтов является одной из ведущих идей, которые разрабатывал. Платон. В одном из самых известных диалогов"Государство"Платон рассматривает, кроме прочего, вопросы ведения войны. Опираясь на наблюдения реального взаимодействия греческих государств в войне,. Платон призывает во внутренних войнах, войнах греков против греков, которые он называет раздором (оставь аючы термин"война"только для вооруженных государственных конфликтов с варварами), придерживаться определенных ограничений при ведении боевых действий, в частности: 1) не сжигать дома и не разорять страну, 2) не считается ать врагами все население - и мужчин, и женщин, и детей-а только воюющую сторону (зачинщиков раздора). Но эти ограничения не касаются войн с варварами .

К мнений о роли и месте войны в обществе. Платон впоследствии вернулся в последних произведениях: в диалоге"Политик"и знаменитых"Законах"

В"Политике"Платон рассматривает психологические корни конфликтов, утверждая существование двух типов натур: мужественных и благоразумных. Те, кто носят в своих душах каждую из них,"чувствуют между собой расстройство","ВС ступают в наиболее враждебные отношения - относительно многих вещей - друг с другом". Здравомыслящие,"те, кто отмечается упорядоченностью, всегда готовы жить мирно, заботясь собственными делами и не вмешиваясь в чужие; такое же их поведение со своими домочадцами и с другими городами: они всегда готовы поддерживать с ними мир". Но благоразумие, по. Платону, со временем переходит в вялость и неспособность себя защитить, поэтому общины здравомыслящих подпадают под власть завоевателей. Но есть недостатки и в мужественных, которые,"постоянно втягивая свои города в войне вызывают к себе неприязнь бага ти могущественных людей и либо совсем губят свою родину, или отдают ее в рабство и подчинение вражеских государств".

Дело осложняется тем, что умеренные ищут себе супругов среди умеренных, а мужественные - среди мужественных, что ведет к вырождению представителей каждой из натур:"Душа, слишком наполнена скромностью и не смешанная с задорной отвагой, передаваясь из поколения в поколение, становится более дряблой, чем положено, и в конце концов вырождается", - пишет. Платон. Так же,"мужество многих родов, не смешанная е д рождения с благоразумной природой, сначала наливается силой, под конец же превращается в полное безумие".

Платон рекомендует сочетать в браке мужественных и благоразумных. Что касается правителя государства, то советует искать такого, который бы имел обе натуры. Среди руководителей низшего звена должны быть как мужественные, так и розсудл ные .

Как видим,. Платон говорит о наличии врожденных черт, обусловливающих склонность к конфликтной или мирной взаимодействий

В начале"Законов"Платон постулирует ведущее значение вопросам национальной безопасности государства, поскольку"ни достояние, ни занятия, вообще ничего не принесет никакой пользы, если не будет победы на е ийни: ибо все блага побежденных достаются победителю". Далее он развивает довольно пессимистический взгляд на отношения стран и отдельных людей. По мнению. Платона, главной особенностью этих отношений является постоянная война государства с государством и человека с человеком. Мир является внешней и обманчивой характеристикой, существенной характеристикой отношений является война:"то, что большинство людей называет миром, есть только имя, наспех. Равда же от природы существует вечная непримиримая война между всеми государствами".

Эта идея у. Платона связана со своеобразным социал-дарвинизмом:"бездействующих и беззаботно располнела существо становится добычей другого существа, закаленной мужеством и трудом". Поэтому граждане имеют п постоянно заниматься военными упражнениями и"таким образом, все государство, пока она существует, все время должна должным образом готовиться к настоящему бою". И если во время военных упражнений кто-то общ ине,"законодатель держится той мысли, что смерть немногих людей будет возмещена рождением других, к тому же не хуже, чем были погибшие".

Но постоянная война, по. Платону, существует не только между государствами, но и внутри них, причиной чего является несовершенный государственный строй и демократический, и олигархический, и тиранический строй - все они могут быть н названы"длительной междоусобицей, когда ни один из этих приборов не принимается добровольно, но держится постоянным насилием и произволом, подавляющий волю подданных. Обладатель же, опасаясь своих подданных, добр овильно никогда не допустит, чтобы они стали достойными, богатыми, сильными, мужественными и вообще знакомы с ратным делом".

Что же делать в этой ситуации? зации своей идеи. Поэтому возникает вопрос, как мы можем остановить и смягчить негативные последствия общественных конфликтов. Ответ. Платон дает в письмах, где рассматривается конфликт. Сиракузского тирана. Дионис ия и его родственника. Дионона.

Здесь. Платон демонстрирует силу своей интуиции, давая абсолютно правильный ответ о пути улаживания длительного конфликта. Он заключается в установлении справедливых законов и неукоснительного соблюдения их. К притом победитель в конфликте имеет еще более тщательно и демонстративно соблюдать эти законы, чем побежденный. Фактически. Платон постулирует необходимость прохождения от конфликта к согласию особенно й стадии"ни мира, ни войны, только законон".

Подытоживая сказанное, мы отнесли бы. Платона традиции нормативного регулирования конфликта

По мнению. Аристотеля (384-322 гг до н э),"военное искусство в определенной мере естественным средством приобретения собственности, потому что это та часть военного искусства, которая имеет целью охоты: охотиться надо как к на животных, так и на людей, от рождения должны повиноваться, но не желают оказывать послушание. Война против них считается справедливой". Положительным аспектом войны является то, что она"заставляет бы ути справедливым и умеренным", тогда как мир способствует развитию высокомерия время война не является самоцелью, а"существует ради мира"Военную подготовку граждан следует проводить: 1) не для то го, чтобы поработиты тех, кто этого не заслуживает, но чтобы прежде всего они сами не попали в рабство; 2) для того, чтобы они стремились гегемонии в пользу подчиненным, а не для приобретения деспотической власти над всеми, 3) для стремления к деспотической власти только над теми, кто заслуживает рабоути рабом.

В обществе первопричины конфликтов и государственных переворотов философ усматривал возможным характеризовать исходя из: 1) настроений мятежников, 2) их цели (ради чего), 3) причин и поводов. Настроения с мятежников, по. Аристотелю, определяются или стремлением к равноправию одних, или к неравенству и превосходству других. Целью является или получение прибыли и уважения, или избежания убытков и потери гражданских п рав. Причиной раздора могут быть наглость, страх, превосходство, презрение, пренебрежительное отношение, различие характеров и т.д."Стремление получить прибыль и уважение взаимно раздражает людей - не потому, что они хотят иметь их, а потому, что они видят, как люди - одни справедливо, другие несправедливо по сравнению с ними - привилегиями. Высокомерие и корысть государственных чиновников вызывают возмущение в народе как против них, так и против государственного устройства, что дает им возможность так поступать; причем безразлично, относится ли корысть таких правителей имущества частных лиц, или государственного имущества". Внутренний раздор возникает всегда из серьезных, а не с мелочных причин, хотя повод может быть мелочным. Таким образом, психологические корни конфликтов обусловлено, по. Аристотелю, реальными отлично стями в ценностях и интересах людей:"Всякая несогласие влечет за собой очевидные распри всего, возможно, противоречат друг другу чеснотливисть и порочность. Затем бедность и богатство, потом все остальное более-менее значительных причин". Укреплять государство можно, во-первых, предотвращая правонарушением, и, во-вторых, усиливая средний слой общества и уменьшая неравенство между неимущими и богатыми. ЖБЭ. Рига свое значение до сих пор и мнение, что"самое главное за всякого государственного устройства - это через соответствующие законы и остальные постановлений наладить такую??систему правления, чтобы чиновники не могли преобраз юват ее в источник своей корысти. По этим особенно следует следить в олигархических государствах".

Определенный оптимизм относительно будущего вооруженных конфликтов выразил. Эпикур, который считал, что"несчастье, связанные с бесконечными войнами, заставят людей жить в состоянии постоянного мира"

Считают, что до начала важной войны греки делали попытки мирного решения конфликта путем возмещения убытков или какого-то другого урегулирования. Иногда это приобретало формы"ультиматума с условным ним объявлением войны".

Древний. Рим известен тем, что на протяжении своего существования вел почти непрерывные войны с соседними государствами. По легенде, римский храм. Януса, что открывался с объявлением войны (через его ворота войска а отправлялись в поход), лишь дважды был закрыт в связи с мирными днями. Римскому историку. Корнелию. Непота (94-24 pp до н.э) принадлежит известное высказывание:"Хочешь мира - готовься к войне"Права римских г ромадян охраняло естественное право (jus naturale), а право иностранцев (jus gentium) давало защиту тем, кто жил в. Риме, но не был римлянином. На жителей враждебных государств права не распространялись (за видом им римским пословицей,"Голос закона заглушается звоном оружия"). Одновременно признавалось, что начинать войну следует только на законном основании justa causa). Война рассматривалась как средство правовой защиты условиях, когда другие средства не помогали. Военные приготовления начинались тогда, когда. Рим требовал компенсации за причиненный образа, например за нападение на римских граждан или союзников. Рима за пределами римс ьких владений. Если требования не удовлетворялись, особая коллегия жрецов-фециалив продолжала церемонию, на которой провозглашалось, что враги. Рима руководствуются несправедливыми мотивами, тогда как мотивы. Рима дел едливи. Затем открывались ворота храма. Марса. Специальная делегация отправлялась к границам, где бросала копья на вражескую территорию, возвещая врага о начале войны. После этого можно было начинать боевые действия. После их окончания набирал силу закон возмездия (lex talionis), по которому враг, не выполнял требования победителя, толковался как преступниквся як злочинець.

Римские историки подробно описали как войны, которые вели римские полководцы с соседними государствами, так и многочисленные гражданские войны. Было собрано и упорядочено многочисленные приемы военной хитрости ("Ст тратагемы"Секста. Юлия. Фронтина и"стратагемы"полиены ). Умение использовать предыдущий военный опыт и закреплять его в институциональных формах давало римлянам преимущество в войнах с соседними народамми.

Цицерон (106 - 43 гг до н э) в работе"О государстве"утверждал, что несправедливыми являются те войны, которые начаты без оснований:"Ибо если нет оснований в виде мести или в силу необходимости дать отпор нап распада врагов, то вести правдивую войну невозможно"Также он указал на формальные признаки справедливой войны:"Ни одна война не считается справедливой, если она не уведомлена, не объявлена, не начата че рез невыполненное требование возместить нанесенные убытки".

Следует заметить, что морально-правовая оценка войны как справедливой или несправедливой согласно формальных признаков присуща только европейской общественной мысли. Китайцы преимущественно осуждали войну как нее эффективную форму политики, а справедливой считали бы войну,"когда останавливают насилия и спасают страну от беспорядков"(У-цзы). Индейцы считали войну делом жизни касты кшатрииїв.

ДОНБАССКИЙ ИНСТИТУТ ТЕХНИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Конфликтология

Конспект лекций

УТВЕРЖДЕНО

на заседании методичес-

кого совета ДИТМ МНТУ

Протокол N_______

от _____________ 2008г.

г. Краматорск, 2008

Конспект лекций по дисциплине «Конфликтология» (для студентов специальностей 06.0502, 060601) сост. Сигова А.Г. ДИТМ МНТУ


ТЕМА 1. Развитие конфликтологии как науки

1. Конфликтология как наука.

2. История конфликтологии.

3.Связь конфликтологии с другими науками.

Люди свыклись с неизбежностью конфликтов, что отражается даже в религиозных текстах. Например, в древнегреческой религии Зевс постоянно конфликтует с другими богами, с Прометеем; в христианской религии Бог прогнал Адамам и Еву из рая. Несмотря на это у людей не умирает надежда на обуздание стихии всеобщей ненависти, поэтому люди всегда прославляли тех, кто славится искусством разрешения самых запутанных споров (например, Соломона).

Конфликты возникают в процессе взаимодейст­вия, общения индивидов между собой, поэтому они су­ществуют столько, сколько существует человек.

Конфликтология выделилась как относительно самостоятельная наука только в середине ХХ века и изначально получила название «социология конфликта».

Конфликтология представляет собой науку, изу­чающую появление, развитие и разрешение конфлик­тов. Конфликтология как наука находит развитие во множестве теорий, рассматривающих отдельные на­правления становления и завершения конфликтов.

Предметом конфликтологии как науки является изучение общих закономерностей возникновения, развития и завершения социальных конфликтов.

Объектом изучения конфликтологии являются все виды конфликтов.

Конфликтология является одной из самых молодых отраслей научного знания, развившейся на стыке многих наук и прежде всего – социологии и психологии.

Основные вопросы конфликтологии:

· причина конфликтов;

· сущность конфликтов;

· различные формы конфликтов;

· динамика конфликтов;

· поиск наиболее эффективных и безболезненных путей предупреждения и разрешения конфликтов;

· предотвращение конфликтов.

Среди ученых нет единства в понимании природы, сущности конфликта как социального явления: одни считают, что конфликт – норма в социальной жизни, «бесконфликтное общество также немыслимо как сухая вода», «конфликтов нет только на кладбище», если в жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у Вас «пульс»; другие ученые считают, что конфликт - опасная болезнь, социальная патология и от нее раз и навсегда надо избавиться, впереди общество без конфликтов.


.
Древнейшие времена

Изучением конфликтов занимались ученые с древнейших времен. Пер­вые попытки рационального осмысления природы со­циальных конфликтов принадлежат древнегреческим философам. Они отмечали как позитивную, так и негативную роль конфликтов в жизни общества. Древние философы осуждали распри, хотя утверждали, что «в споре рождается истина». Они считали, что конфликт – не плохо и не хорошо, конфликты существуют независимо от того, как к ним относиться.

В этом периоде заслуживают внимание воззрения древнекитайский мыслителей. Особое место среди них принадлежит Конфуцию (551-479 гг. до н. э.), одному из первых китайских философов. Его философские и конфликтологические идеи развивались другими мыслителями на протяжении веков. Взгляды на проблему конфликта мы находим в многочисленных нравственных заповедях Конфуции . Вот одна из них: «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье не будут чувствовать вражды».

Лао Дзы считал: «В сражении побеждают тот, кто не любит войну. Главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие. Мир ценнее, чем война». Существует два начала мира: янь – светлое начало мира, инь – темное начало мира. Эти начала постоянно борются и дополняют друг друга, их сосуществование образует гармонию.

Гераклит считал, что «источник конфликта – в сущности мира; конфликты – это универсальное свойство мира, но кроме противоречий в мире есть и согласие. Война – отец всех вещей, а мир – их мать.
Некоторые из древних философов высказывали утопические надежды на возможность создания общества, в котором будут устранены все противоречия и конфликты. Например, Эпикур считал, что «бедствия, связанные с бесконечными войнами, вынудят людей жить в состоянии постоянного мира». Подобные утопии обнаружили притягательную силу и привлекали внимание вновь и вновь.

Средние века

Во времена Средневековья, когда утвердилась христианская религия, которая проповедовала всеобщую любовь и человеколюбие, мира и согласия достигнуть не удалось.

Важнейшей особенностью конфликтологических идей, получивших свое развитие во взглядах средневековых мыслителей, явилось то, что в основном они носили религиозный характер. Для подтверждения данного тезиса можно обратиться к мысли Аврелия Августина (354-430 гг. н.э.) о единстве человеческой и божественной истории, протекающей одновременно в противоположных и неразделимых сферах. Эти взгляды можно обнаружить и у другого мыслителя Средневековья Фомы Аквинского (1225-1274) в его рассуждениях о царстве философского познания и богословия, о светской и духовной власти, о человеческом бытие и Боге.

Эпоха Возрождения

Существенной особенностью взглядов мыслителей эпохи Возрождения на проблему конфликта является то, что они сформировались в результате развития на более высоком уровне идеи древнегреческой философии о величии человеческого разума, о его роли в познании окружающего мира. Освобождая восприятие человеческих проблем от власти религиозного сознания, философы этой эпохи придавали подобным проблемам земной смысл. Анализируя взгляды выдающихся мыслителей этого периода – Николая Кузанского (1401-1464), Николая Коперника (1473-1574), Джордано Бруно (1548-1600), Николая Макиавелли (1469-1527), важно обратить внимание на то, что многие из них подвергались репрессиям со стороны церкви, находились с ней в состоянии острейшего конфликта.

Новое время и эпоха просвещения

Это была эпоха не только мощного экономического, но и культурного подъема европейских стран. Все это создавало предпосылки к системному подходу в познании явлений окружающего мира и в том числе в изучении конфликтов. Наиболее характерные для рассматриваемого периода взгляды на конфликт содержались в работах Френсиса Бэкона (1561-1626), Жан-Жака Руссо (1712-1778), Томаса Гоббса (1588-1679), Адама Смита (1723-1790). В частности, Ф Бэкон один из первых применил системный подход к анализу причин социальных конфликтов внутри страны.

Первая половина ХIХ века

На этом этапе развития конфликтологической мысли особу ценность представляют взгляды представителей немецкой философии – Эммануила Канта (1724-1804), Георга Гегеля (1770-1831), Людвига Фейербаха (1804-1872) и др. Важно, что они акцентируют внимание на самых острых социальных проблемах того времени, в частности, таковой являлась проблема войны и мира.

Вторая половина ХIХ – начало ХХ века.

К этому времени накоплен достаточно большой объем информации по проблеме конфликта. Это время сильнейших социальных потрясений – войны, экономический кризис, социальные революции. Следует отметить работы Георга Зиммеля (1858-1918), Зигмунда Фрейда (1856-1939) и его учеников в области психологии. Г.Зиммель, автор функциональной теории конфликта.

Недостатки осмысления конфликтов к началу ХХ века :
1) конфликты рассматривались в самом общем плане; конфликты есть и в обществе и в природе и между ними нет разницы;
2) особенности социальных конфликтов не исследовались, хотя и давалось описание отдельных конфликтов;

3) если и исследовались некоторые социальные конфликты, то только на макроуровне (между классами);

4) общие черты конфликта как феномена социальной жизни не исследовались, поэтому не было самостоятельной науки о конфликтах, теории конфликтов.

Превращение конфликтологии в самостоятельную отрасль научных знаний в ХХ веке

К середине ХХ века конфликтология выделилась в отдельную науку из состава психологии и социологии.

В социологии общая теория социального конфликта стала складываться в работах немецкого ученого М.Вебера (1864-1920). Он считал, что общество – это совокупность групп, которые различаются своим социальным статусом, поэтому их интересы неизбежно расходятся, всякие надежды на возможность устранения социальных конфликтов иллюзорны (М.Вебер критиковал марксизм), надо признать неизбежность существования на Земле вечной борьбы одних людей против других. Но так как интересы людей не только расходятся, но и совпадают, то это единство – основа для баланса сил и достижения консенсуса.

Эти исходные положения М.Вебера явились основой для создания в середине ХХ века теории конфликтов в качестве самостоятельной области социологии, а затем и совершенно самостоятельной науки.
Конфликтологию выстроили как самостоятельную науку немецкий ученый Ральф Дарендорф (род.1929 г.) и американский социолог Льюис Козер(род.1912г.).

В середине 60-х годов XX века немецкий ученый Р.Дарендорф выступил с теорией социального конфликта, получившей впоследствии название «кон­фликтная модель общества».

Р.Дарендорф в своих работах «Классы и классовые конфликты в индустриальном обществе» (1957г.) и «Современный конфликт» (1988 г.) рассматривает конфликтологию как главную категорию социологии и всю социологию называет теорией конфликта, считает, что наличие конфликтов – естественное состояние общества, не наличие, а отсутствие конфликтов – ненормально и удивительно. Конфликты – не всегда угроза для общества, а, наоборот, они могут быть использованы как источник позитивных изменений. Поэтому общество выработало методы рационального регулирования конфликтов.
Л.Козер в работе «Функции социального конфликта» (1956 г.), которая является классикой современной конфликтологии, следуя за М.Вебером, подчеркнул всеобщность и универсальность конфликтов в обществе и дал глубокое обоснование позитивной роли конфликта в обществе.

Основные положения Л. Козера:

1) постоянным источником и причиной современных социальных конфликтов является дефицит ресурсов, не только материальных, но и политических, ресурсов власти, престижа, которые существуют в любом обществе, поэтому пока существует общество, будет напряженность, будут конфликты, особую роль будет играть борьба людей за власть, за престиж и уважение;
2) хотя конфликты существуют в любом обществе, их роль в недемократическом и демократическом обществе различна: в тоталитарном обществе, которое расколото на враждующие лагеря, конфликты носят разрушительный характер; в открытом обществе конфликтов больше, так как люди открыты, но конфликты ведут не к разрушению, а к созиданию;
3) конструктивные и разрушительные результаты глубоко принципиально различаются между собой, смысл конфликтологии, ее цель – ограничить негативные последствия конфликта и добиться оптимальных, позитивных результатов.

Рассмотрение конфликта как нормы социальных отношений было проведено в работах Л. Козера, К. Болдинга, Дж. Бернарда и др. Л. Козер предложил теорию позитивно-функционально­го конфликта .

Существенный вклад в завершение формирования конфликтологии внес американский социолог Кеннет Боулдинг, написавший в 1963 году работу «Конфликт и защита. Общая теория». Боулдинг попытался изложить общую теорию конфликта. Исходная посылка его теории: борьба людей с себе подобными является естественной формой человеческого поведения, но, опираясь на человеческий разум, нравственность человека можно совершенствовать и смягчать. Для этого нужно уяснить общие элементы и общие образцы развития, присущие всем конфликтам, именно эти общие знания помогут уладить конфликт в любом его специфическом проявлении. В основе – описание 2 основных моделей конфликтов :
1) статистическая модель: конфликт – специфическая система, первым элементом которой являются стороны (люди, животные, объекты), второй элемент – отношения между сторонами. Конфликт – конкурентная ситуация, в которой стороны стремятся занять позицию, не совместимую с желаниями другой стороны;
2) динамическая модель: строится на известной современной концепции поведенческой психологии реакция». Динамика®(бихевиоризм) – человек ведет себя по принципу «стимул конфликта – проявление общих поведенческих реакций человека в условиях противоборства.
Попытка создания единой теории кон­фликтов с применением математического аппарата бы­ла предпринята и в нашей стране - В.В.Дружининым и Д.С.Конторовым .

Сегодня исследования конфликтов проводятся всесторонне, с привлечением достижений ряда облас­тей знаний: истории, математики, педагогики, правове­дения, психологии, социологии, философии, военного дела.

В настоящее время сложилось несколько направ­лений развития конфликтологии: философско-социальное (теоретическое направление, охватывающее общие тенденции развития конфликтов на макроуров­не), организационно-социологическое (изучающее при­чины и динамику конфликтов организаций, групп, кол­лективов) и индивидуально-психологическое (изучаю­щее психофизические особенности и характеристики отдельных личностей, их поведение в конфликте).

Общим у этих направлений исследования высту­пает предмет изучения - поведение личности, хотя конфликтология изучает преимущественно изменение поведения в условиях конфликтов

На вопрос где скачать реферат: Логика в Древней Греции заданный автором Настя Гермаш лучший ответ это В Древней Греции проблемы логики были рассмотрены и разработаны наиболее обстоятельно.
Логические вопросы здесь рассматривают такие философы, как Парменид и Зенон (представители элейской философской школы) , Гераклид, софисты Протагор, Горгий и другие, Демокрит и Аристотель. Деятельность этих философов прямо или косвенно затрагивала вопросы логики. Идеи представителей элейского направления и приверженцев логики Гераклида вступали в конфликт в силу их противоположности. Элейская школа проповедовала метафизические теории, т. е. способ изучения явлений, при котором они рассматриваются отдельно друг от друга и в неизменном состоянии. Гераклитовская философия придерживалась идей диалектики (явления изучаются в развитии и взаимодействии) .
Проблемами логики занимались также Сократ (469–399 гг. до н. э.) и Платон (428–347 гг. до н. э.). В учении Сократа главным считался метод, который позволял получить истину, а также содержалась идея, что познание любого предмета становится возможным, лишь если свести его к общему понятию и на этой основе судить об этом понятии. Для достижения истины Сократ предлагал ученикам дать определение какому-либо явлению, особенности или характерной черте, присущей окружающему миру или человеку. Затем, если такое определение оказывалось, по его мнению, недостаточно полным или правильным, он, применяя примеры из жизни, указывал на ошибки, допущенные собеседником, а затем изменял и дополнял его.
Древнегреческий философ Платон был учеником Сократа и разрабатывал теории познания и логики, опираясь на идеи учителя. Используя свои теории, Платон сначала получал новые понятия, а затем старался разбить их на виды и систематизировать.
Таким образом, многие философы Древней Греции работали над вопросами логики, однако ее основателем по праву считается Аристотель Стагирский. Логику Аристотеля называют формальной или традиционной. Она включает такие разделы, как понятие, суждение, законы правильного мышления, умозаключения, аргументация и гипотеза. Важным достижением Аристотеля является то, что он впервые сформулировал законы правильного мышления: закон тождества, закон непротиворечия и закон исключенного третьего, а также стал изучать человеческое мышление с целью вывести его логические формы. Эти законы были сформулированы в важнейшем сочинении Аристотеля «Метафизика» .
Аристотель создал теорию силлогизма, рассмотрел теорию определения и деления понятий и теорию доказательства. Главными трудами в этой области являются трактаты «Первая аналитика» и «Вторая аналитика» , которые впоследствии наряду с другими работами были объединены в «Органон» – метод, средство или орудие познания действительности.
http:// society. polbu. ru/ makovelsky _ histlogic/ch06_i.html

Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной философии, в рамках которойвпервые была предпринята попытка рационального постижения мира. Античные взгляды на конфликт строились на основе философского учения о противоположностях. Столкновение и единство про

тивоположностей, например, согласно Гераклиту (ок. 520–460 гг.до н. э.), является всеобщим и универсальным способом развития.По его словам, «противоположное соглашается, а из несогласного по

является самая прекрасная гармония» (История философии в кратком изложении, 1991, с. 81).*Анализируя античные взгляды на проблему конфликта, важно обратить внимание на то, что многие мыслители того периода соотносят их с контекстом социальных явлений, не только выявляя причины различных столкновений (конфликтов), но и давая им оценку сточки зрения социальных последствий. Так, например, у Гераклитмы находим: «Война - отец всего и всего царь. Одним она определила быть богатыми, другим - простыми людьми, одних сделала рабами, других - свободными» (Там же). В отличие от Гераклита, по сути

дела оправдывавшего войну, Платон (ок. 427–347 гг. до н. э.) осуждал ее, рассматривая как величайшее зло. Аналогичной оценки войны как самого острого социального конфликта придерживался и другой великий мыслитель Древней Греции - Демокрит (ок. 460–370 гг.до н. э.). Он говорил: «Гражданская война есть бедствие для той идругой враждующей стороны…».Но не только война как социальный конфликт попадает в полезрения античных мыслителей. Интересные конфликтологическиеидеи, связанные с государственным устройством, можно найти, например, у Аристотеля (384–322 гг. до н. э.), который утверждал, чтогосударство является инструментом примирения людей. Человек внегосударства, по его мнению, агрессивен и опасен. Не меньший интерес представляют социальноэтические и правовые идеи Демокрита,который указывал, что «законы не запрещали бы каждому жить посвоему вкусу, если бы каждый не вредил один другому, ибо завистьспособствует началу вражды»



1.1. Эволюция научных воззрений на конфликт

Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликты представляли собой повседневные явления и длительное время не были объектом научного исследования, хотя отдельные гениальные мысли о них имеются в самых древних источниках, дошедших до нас. Со временем менялись условия жизни, видоизменялись и конфликты. Иными становились их физические, экономические и социальные последствия. Не оставалось неизменным и отношение к ним общественной мысли. Античная эпоха оставила нам детальное описание войн и первые оценки конфликтов подобного рода.

В Древней Греции возникает философское учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей. Анаксимандр (ок. 610 - 547 до н. э.) утверждал, что вещи возникают из постоянного движения «апейрона» - единого материального начала, приводящего к выделению из него противоположностей. Гераклит (кон. 6 - нач.5 вв. до н. э.) сделал попытку вскрыть причину движения, представить движение вещей и явлений как необходимый, закономерный процесс, порождаемый борьбой противоположностей. Борьба всеобща и «все происходит через борьбу и по необходимости», - писал он.

К этому периоду относятся первые обобщения, касающиеся роли такого социального конфликта, как война. Гераклит считал войну отцом и царем всего сущего, а Платон (ок. 428 - 348 до н. э.) рассматривал ее как величайшее зло. По его мнению, некогда существовал «золотой век», когда «люди любили друг друга и относились друг к другу доброжелательно». Тем не менее в «идеальном государстве» Платона имеются воины, готовые выступить в поход в любое время.

Гераклиту противоречил и Геродот (ок. 490-425 до н.э.). Он утверждал, что «никто настолько не безрассуден, чтобы предпочесть войну миру. Ведь во время войны отцы хоронят детей, во время же мира - дети отцов». Философ-материалист Эпикур (341-270 до н.э.) также считал, что негативные последствия столкновений вынудят когда-то людей жить в состоянии мира.

Мыслители прошлого, осознавая неизбежность конфронтации в общественной жизни, уже тогда пытались определить критерии «справедливого» и «несправедливого» насилия. В частности, Цицерон (106-43 до н. э.) выдвинул тезис о «справедливой и благочестивой войне», которая могла вестись для отмщения за причиненное зло, для изгнания из страны вторгшегося врага («О государстве

Первые попытки рационального осмысления природы социального конфликта принадлежат древнегреческим философам. Известный античный философ-диалектик Г е р а к л и т (ок. 530-470 до н.э.) стремился связать свои рассуждения о войнах и социальных конфликтах с общей системой взглядов на природу мироздания. Для него все было подвержено вечному круговороту и взаимопревращению, в том числе и нормы человеческого общения - в мире все рождается через вражду и распри. Единственный всеобщий закон, царящий в космосе, - это «война - отец всего и царь всего. Одним она определила быть богами, а другим - людьми, одних она сделала рабами, других - свободными»2. Эти слова Гераклита – одна из первых попыток рационально обосновать позитивную роль борьбы в процессе общественного развития. Конфликты здесь предстают как атрибут общественной жизни, непременное и важное условие общественного развития. Идеи Гераклита о конфликтах и борьбе как основе всех вещей разделял и другой философ-материалист древности – Э п и к у р (341-270 до н.э.), который тем не менее считал, что негативные последствия столкновений когда-нибудь вынудят людей жить в состоянии постоянного мира. Так мечты о бесконфликтном состоянии общества дополнились первыми теоретическими рассуждениями.