Ветхозаветные иконы иконостаса петропавловского собора. Петропавловский собор. Петропавловский собор в XX - XXI веках

Петропавловский собор дал название одноименной крепости на Заячьем острове, построенной Петром Первым для защиты основанного им города в дельте реки Невы. Каменный храм необычной для России архитектуры построили на месте деревянной церкви во имя апостолов Петра и Павла.

Собор имел статус кафедрального до освящения Исаакиевского, кроме того, он стал усыпальницей российских императоров и некоторых их родственников, начиная с царевича Алексея Петровича, погибшего именно в Петропавловской крепости.

Проектированием собора занимался строитель Петропавловской крепости Доменико Трезини, привлекая лучших российских и иноземных мастеров. Расположен храм в центральной части крепости, его окружение и расположение части укреплений отлично просматривается с высотного снимка. В пределах видимости вся Стрелка расположенного ниже по течению Невы Васильевского острова с площадью и зданием Биржи, мосты на Большой и Малой Неве.

В давние времена, когда городу могли угрожать шведские корабли, пушки Петропавловской крепости держали под прицелом прямой наводки обе водные артерии. Петропавловский собор соседствует с другим местом захоронения – Великокняжеской усыпальницей, построенной в начале прошлого века в связи с исчерпанием мест для могил в самом храме.

Здание Петропавловского собора имеет вытянутое с запада на восток основание в форме прямоугольника, увенчанное колокольней с высоким шпилем и главой над восточной алтарной частью. Многоярусная колокольня возвышается более чем на 122 метра, до появления недавних новостроек это было самое высокое здание северной столицы.

Фасад и боковые стены храма украшены пилястрами, удлиненные оконные проемы обрамлены наличниками. Таким же образом оформлена башня главы собора, исполненная в виде восьмигранника со сферической кровлей, на которой устроены окна по числу граней. Этот купол увенчан барабаном с верхним куполом луковичной формы и православным крестом на вершине.

В нижнем ярусе фасада под колокольней расположен главный вход в Петропавловский собор, выполненный как колоннада с портиком – балконом. Колонны дорического ордера своими базами опираются на каменное основание, имеющее несколько ступенек с трех сторон. На перекрытии над колоннами площадка окружена кованой металлической оградой со строгим орнаментальным узором.

В целом входной фасад, сочетающий колонны и пилястры, а также округлые арочные ниши в стене, выглядит очень гармонично, заставляя взгляды подходящих к храму устремляться ввысь, скользить по ярусам колокольни и по шпилю к венчающей его фигурке ангела в полете, играющей роль флюгера.

Вошедших в Петропавловский собор встречает исключительное великолепие внутренней отделки, превосходящей многие дворцовые залы. Очень широко использовано золочение декоративных деталей, от капителей храмовых столпов до иконостаса алтаря. Документально зафиксировано выделение из государственной казны 200 килограммов драгоценного металла для выполнения позолоты.

Необычайно высока конструкция алтарного иконостаса, возвышающегося до уровня окон на первом ярусе башни главы храма. Иконостас был изготовлен из липовой древесины московскими резчиками, на месте собирался из отдельных фрагментов на основании из лиственницы. Искусная позолота превратила простейший материал в драгоценные кружева затейливой резьбы, вмещающие произведения иконописи лучших художников того времени.

У продольных стен храма расположены захоронения российских правителей. Здесь всегда многолюдно, организованные группы внимают пояснениям экскурсоводов, туристы самостоятельные читают мемориальные таблички в головах надгробий.

Немалый интерес вызывает и художественное оформление стен и потолков соборного здания, выполненное в салатных тонах с орнаментами на стенах, сводах и парусах. Стены используются для демонстрации копий трофейных вражеских знамен, захваченных в битвах нескольких войн, их оригиналы переданы в Государственный Эрмитаж. Великолепные люстры из позолоченной бронзы и горного хрусталя хорошо освещают богатые интерьеры.

Близко к алтарю расположены два надгробия, разительно отличающихся от остальных. Все прочие выполнены из белоснежного мрамора, декорированы бронзовыми позолоченными крестами и гербами Российской империи. Надгробия из яшмы зеленого цвета с белыми прожилками и из розового родонита, или орлеца, с вырубленными в монолите глыб крестами выполнены по приказу Александра III для его родителей.

Ближнее к стене надгробие отмечает захоронение Александра II Освободителя, известного благодаря отмене крепостного права и погибшего от бомбы террориста Народной воли. Рядом, под надгробием из уральского родонита, покоится его супруга и мать заказчика надгробий – императрица Мария Александровна.

Рядом расположены захоронения двух российских императриц, матери и дочери. Жена Петра Великого Марта Скавронская, в православии Екатерина Алексеевна, царствовала после кончины мужа два года, до своей кончины, под именем Екатерины Первой. Фактическим правителем в этот период был Александр Меншиков, ближайший приближенный царя – реформатора и глава Тайного Совета, учрежденного Екатериной Первой взамен упраздненного Кабинета министров.

Дочь Петра и Екатерины – Елизавета Петровна правила с 1741 года в течение 20 лет, до собственной кончины и воцарения Петра Третьего, внука великого императора. Надпись на табличке – Елизавета Первая была сделана на случай появления еще одной императрицы с таким именем, однако такого не случилось. Правление Елизаветы Петровны отмечено возвратом к отцовскому устройству управления империей, рядом военных побед, основанием Московского университета и Академии художеств, подъемом экономики и продолжением западной ориентации.

Надгробие над захоронением Петра Великого от других не отличается, кроме наличия его бюста возле могилы, памятных медалей выше надгробного креста и обилия живых цветов на ограде. Бюст установлен в честь 300-летия со дня рождения Петра, в 1972 году. Это копия известного творения скульптора Карло Альболини, изобразившего императора без парика, доспехов и орденов.

Повторять многократно описанную биографию Петра Великого в этом обзоре нет смысла, этот правитель превратил отсталую и небогатую страну в одну из ведущих мировых держав. Его непреклонной воле обязан своим появлением и город, и крепость на Заячьем острове, многие другие строения Санкт-Петербурга.

Присутствие монарха на богослужениях требовало специального места для размещения царствующей особы, для этого использовалось Царское место. В Петропавловском соборе оно оборудовано укрытием в форме балдахина, украшенного золотым шитьем и бахромой, на стенке укреплен золоченый герб Российской империи на бархатной обивке.

Заячий остров

Петропавловский собор является самым старым петербургским храмом. Его начали строить 12 июля 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной крепости . Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 1 апреля 1704 года . 14 мая здесь провели праздничную службу в честь победы фельдмаршала Б. П. Шереметьева наш шведскими судами на Чудском озере.

Стены церкви снаружи раскрасили под жёлтый мрамор. Храм был увенчан шпилем. Первое его графическое изображение относится к 1705 году (гравюра Ф. Н. Никитина). Первое описание появилось в 1710 году:

"Посреди крепости, вплотную у этого канала, стоит маленькая, но красивая деревянная русская церковь с одной изящной остроконечной башней на голландский манер. Наверху в башне висят несколько колоколов, которые, тронутые рукой человека, каждый час исполняют как прелюдию гармоничный колокольный звон на голландский манер, и на которых человек, за отсутствием часового механизма, ударами вручную определённого колокола в соответствии с количеством часов указывает время" [Цит. по: 2, с. 20, 21].

8 июня 1712 Доменико Трезини был заложен новый большой каменный храм. Строительство началось только в мае 1714 года. Стены храма стали возводить прямо вокруг старой деревянной церкви, которую в 1719 году разобрали и перенесли на Городовой остров, поставив её на каменный фундамент. Там её назвали храмом Апостола Матфея. Позже эта церковь также была перестроена в камне и простояла до Великой Отечественной войны.

В первую очередь несколько сотен человек выкопали глубокие рвы, выложили фундамент. Петропавловский собор поставили на ленточный фундамент глубиной два метра, что необычно, так как гораздо чаще тогда применяли фундамент на сваях. Каменные стены Петропавловского собора начали строить с колокольни, так повелел Пётр I. Она была необходима в то время как смотровая площадка, откуда бы можно было увидеть приближение шведских войск. 24 января 1715 года Пётр I требовал "колокольню, которая в городе, как возможно скорее отделать, дабы в будущем 716 году возможно на оной часы поставить, а церковь делать исподволь ".

Во время путешествия по Европе Пётр I обратил внимание на часы-куранты имевшиеся на некоторых европейских храмах. Такие же Пётр захотел иметь и в России, были закуплены трое курантов, одни из которых были доставлены в Санкт-Петербург. Желание царя видеть часы в деле было так велико, что под его давлением куранты установили ещё на недостроенную колокольню.

Создание шпиля Петропавловского собора началось в зимние месяцы 1717 года, когда началась заготовка стропил. 1 мая Доменико Трезини пригласил для работ над этим сложным инженерным сооружением голландца Германа ван Болеса, который создал проект 25-метрового шпиля и в течение нескольких лет занимался его реализацией. В сентябре 1718 года на шпиль подняли яблоко. В мае 1719 года Канцелярия городовых дел заключила с рижским мастером Ф. Цимерсом договор, согласно которому тот выковал 887 листов из красной меди. В апреле 1721 года - договор с рижскими мастерами И. П. Штейнбейсом и И. В. Эберхардом на золочение этих листов.

Уже при Петре I Петропавловский собор становится усыпальницей для членов царской семьи. В 1715 году здесь похоронена жена царевича Алексея Софью-Шарлотту-Кристину, в 1717 году - сестра Петра I Мария Алексеевна, в 1718 году - царевич Алексей.

В августе 1720 года на колокольне заиграли часы. На неё неоднократно поднимался Пётр I. Он с удовольствием приглашал туда иностранных гостей, коим стал и голштинский камер-юнкер Бергхольц. В своём дневнике он записал:

"7 [августа 1721 года] большое общество их тех, что остались дома, поднялись в полдень на башню крепости, отчасти чтобы посмотреть на куранты, потому что в этот час должны были играть на колоколах, отчасти чтобы увидеть полностью Санкт-Петербург, потому что она является самой высокой башней в городе... Большой часовой механизм самостоятельно играет каждые четверть- и полчаса. Когда мы поднялись на самый верх башни к колоколам, "колокольный игратель" дал нам большую подзорную трубу, в которую мы могли видеть Петергоф, Кроншлот и Ораниенбаум. Сам Санкт-Петербург имеет форму овала и необычайно большую протяжённость, однако во многих местах только редко застроен, но если царь ещё некоторое время поживёт, он будет застроен полностью" [Цит. по: 2, с. 101, 102].

Запись из того же дневника за 1721 год:

"Крепостная церковь, как я уже упомянул, самая красивая и самая большая во всём Санкт-Петербурге и имеет очень высокую и красивую новомодную колокольню, крытую медными, ярко вызолоченными через огонь листами, которые при солнечном освещении производят необыкновенно красивое впечатление; но внутри эта церковь ещё не полностью отстроена. Куранты этой церкви очень большие и красивые, прямо как амстердамские, и говорят, стоили 55 000 рублей. На них играют каждое утро от 11 до 12 часов, кроме того каждые пол часа и час они играют ещё сами собой, приводимые в движение большой железной машиною с медным валом..."

Подъём на 60-метровую высоту всегда был делом сложным. Для упрощения этой процедуры Пётр I задумал соорудить в колокольне лифт, что для того времени было настоящим чудом. Во время посещения Дрездена в 1711 году Пётр I познакомился с придворным механиком саксонского курфюрста Андреасом Гертнером, который в своём доме продемонстрировал царю подъёмник, на которой он поднимался с этажа на этаж. Документы сохранили сведения о том, что в Гостином дворе 17 сентября 1720 года закупалось сукно для подъёмного стула. То есть лифт в колокольне Петропавловского собора действительно мог был создан. Но по неизвестным причинам его либо очень быстро демонтировали, либо вообще никогда не запускали .

Ещё в мае 1722 года Доменико Трезини предложил установить на вершине колокольни ангела. Архитектор изготовил чертёж, по которому фигуру изготовили крестьянин И. Меньшой и серебряного дела мастер Л. Задубский. Но их работа была признана некачественной, поэтому ангел был переделан Штейнбесом и Эберхардом. Тот ангел отличался от существующего ныне. Он был изготовлен в виде флюгера, фигура ангела держалась двумя руками за ось, в которых поместили поворотные механизмы.

Золочение медных листов было завершено к ноябрю 1723 года. Работы по облицовке шпиля золочёными листами и установке ангела завершились в 1724 году. Высота колокольни от фундамента до вершины креста составила 106 метров.

Петропавловский собор построен по совершенно новым для России того времени принципам. На его архитектурном решении сказалось влияние западных традиций. Стены гораздо менее толстые чем у традиционных русских храмов, большие окна, высокие узкие столбы (пилоны), только один купол (вместо обычного пятиглавия). Этот собор стал примером для всех других церквей до середины XVIII века. Далее по указу Синода храмы снова стали строиться пятиглавыми.

Живопись внутри Петропавловского собора является важной с точки зрения развития русского искусства. До этого стены храмов расписывали совершенно по другому, разрешалось воспроизводить только библейские сюжеты. Здесь же применены в том числе и светские художественные орнаменты. Роспись стен храма принадлежит русским художникам Воробьёву и Негрубову. Плафоны в центральном нефе выполнил Пётр Зыбин.

После смерти Петра I в 1725 году гроб с его набальзамированным телом стоял 6 лет среди стен недостроенного собора. Позже рядом поставили гроб с телом его жены Екатерины. В 1731 году по завершении строительства храма Петра I и Екатерину похоронили у южной стены перед алтарём. Изначально на месте захоронений были только мраморные плиты, без надгробий. Надгробия появились здесь в 1760-х годах. Почти все они одинаковы, выполнены из мраморных белых плит. Надгробия коронованных особ имеют по углам гербы. Два надгробия уникальны, захоронения Александра II и его жены Марии Александровны выполнены из яшмы и орлеца. Они монолитны, весят каждая порядка 5-6 тонн.

Уникален иконостас Петропавловского собора. Он имеет форму триумфальной арки - символ победы России в Северной войне. Выполнен в Москве в 1722-1726 годах в мастерской Ивана Зарудного из дуба и липы. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини. Воспроизводили его более 50 рабочих под руководством самого Ивана Зарудного. Мелкие детали уточнялись во время изготовления, поэтому авторство иконостаса приписывается обоим архитекторам. Привезён он из Москвы в 1727 году разобранным, в самом соборе собран и здесь же покрыт позолотой. Ещё два года создавались иконы, которые писали Андрей Меркульев "с товарищи". Часть из этих икон сохранилась до настоящего времени, необычны их формы. В центре иконостаса Петропавловского собора - царские врата со скульптурами апостолов.

В левой части центрального прохода в 1732 году Николасом Проскопом была оборудована кафедра. Она сделана из резного позолочённого дерева. В нижней части кафедры расположены картины, изображающие притчу о сеятеле. Выше расположены фигуры апостолов Петра и Павла, над ними - четыре евангелиста. На самом верху кафедры расположена фигура голубя, символизирующая святой дух.

В правой части центрального прохода расположено царское место. Оно также выполнено из позолоченного резного дерева, обтянуто бархатом. Кресла здесь никогда не было, во время служб царь не садился.

Центральный неф освещают хрустальные люстры конца XVIII века. Ближе к алтарю - подлинная, другие восстановлены после Великой Отечественной войны.

В Петропавловском соборе хранились трофейные знамёна, ключи от городов и крепостей, взятые в войнах со Швецией и Турцией. Сейчас оригиналы флагов находятся в музеях, на стенах размещены их копии.

Освящение завершённого Петропавловского собора состоялось 29 июня 1733 года. Он приобрёл статус кафедрального и был таковым до открытия в 1858 году нового Исаакиевского собора . Он стал самым большим зданием Санкт-Петербурга. Стены храма были окрашены в голубой цвет, пилястры и карниз - в белый, кровля, купола колокольни и алтарный купол - в тёмно-синий.

В таком виде Петропавловский собор простоял до 1756 года. В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль ударила молния, горящим он упал на крышу собора. Колокольня была тогда полностью утрачена, повреждена крыша, разбит портик при входе, в пожаре расплавились колокола курантов. При пожаре удалось спасти иконостас. Способствовала этому его разборная конструкция, из здания его по частям выносили солдаты князя Голицина.

Уже 31 апреля был издан указ о скорейшем восстановлении Петропавловского собора. Со всех строек в срочном порядке были собраны строители, достаточно быстро восстановили крышу собора. Изначально крыша собора была двухскатной, после реставрации она становится более плоской. Колокольню же восстанавливали 20 лет. Решено было строить её не из дерева, а в камне. Из-за увеличенной при этом массы строения в основание колокольни стали бить сваи. Появилась дополнительная стена, в результате которой образовались дополнительные помещения. Таким образом в Петропавловском соборе возник Екатерининский притвор, ризница, отдельное пространство для лестницы на колокольню. Тогда же на втором ярусе колокольни появились волюты, до 112 метров увеличена высота шпиля, изменена форма барабана купола.

При Петре III средства на восстановление Петропавловского собора не выделялись, при Екатерине II был организован специальный архитектурный конкурс. На конкурс были поданы проекты Фельтена и Чевакинского где предусматривалось коренным образом изменить образ храма. Однако по настоянию Екатерины II его начали восстанавливать по первоначальному проекту Доменико Трезини. Новая деревянная конструкция шпиля была выполнена по проекту Брауера. Возводила его бригада талантливого инженера Еремеева. Инженер этот был замечен в пристрастии к выпивке, поэтому выпустили специальный приказ не выпускать Еремеева за пределы крепости без присмотра. Новый шпиль вырос со 112 метров до 117. Ангела выполнили по первоначальному рисунку.

Новые куранты было предложено выполнить русскому часовому мастеру Миллеру. Работу выполнить он согласился, но отказался подписывать необходимые гарантии. Тогда был объявлен конкурс на котором победил голландский мастер Оорт-Крас. С ним был заключён договор, по которому первая часть гонорара он получал при представлении механизма часов комиссии, вторую же только после установки курантов на колокольню собора. Осенью 1760 года часы привозят в Санкт-Петербург. Оорт-Красу выплачивают первую часть жалования, однако установить их на колокольню не удаётся, так как её собственно ещё не существовало. Механизм пришлось временно разместить на небольшой временной колокольне. Во время ожидания окончания строительства новой колокольни в 1764 году Оорт-Крас умирает. Куранты установили на колокольню Петропавловского собора только в конце 1770-х годов.

Второй ангел шпиля Петропавловского собора погиб во время урагана 1778 года. Сильный ветер сломал фигуру, был повреждён поворотный механизм. Проект третьего ангела выполнил Антонио Ринальди . Он совместил центр тяжести ангела и креста, теперь фигура не "летела" держась двумя руками за крест, а как бы сидела на нём. К тому же ангел перестал выполнять функции флюгера. Он продолжал вращаться под действием ветра, но усилие для этого надо было приложить гораздо большее. Вращение фигуры теперь было необходимо только для уменьшения её парусности.

В конце 1820-х годов сильным порывом ветра у ангела на шпиле оторвало крыло, которое чуть было не упало на комендента крепости генерала А. Сукина. Исправление поломки требовало сооружения лесов вокруг колокольни, что требовало больших финансовых и временных затрат. Но городским властям свои услуги предложил молодой кровельщик из Ярославской губернии Пётр Телушкин. Он вызвался залезть на шпиль колокольни без лесов и починить ангела. Приобретение нужных для ремонта материалов кровельщик оценил в 1 500 рублей, а величину награды за свою работу оставил на совести заказчика.

Предложение Телушкина обсуждали полтора года. В октябре 1830 года кровельщик исполнил работу, за которой у стен Петропавловской собора наблюдала толпа любопытствующих. Из приспособлений у Телушкина были лишь верёвки с петлями на концах и подвижным узлом. Ремонт ангела занял у него шесть недель. За работу кровельщик получил награду в 3 000 рублей и серебрянную медаль "За усердие" на Аннинской ленте.

В середине XIX века появилась необходимость реставрировать шпиль Петропавловского собора. В организованном конкурсе победил инженер Журавский. Новый шпиль создан в 1857-1858 годах века на Урале, на Нивьянском заводе. Шпиль изготовлен из металлического каркаса, обшитого медными позолоченными листами. Высота его составила 47 метров, вес - 56 тонн. Внутри находится лестница на 2/3 высоты, далее - выход наружу, к окончанию шпиля ведут скобы. Общая высота шпиля с крестом и фигурой ангела составила 122,5 метра. Это до сих пор самое высокое архитектурное сооружение в Санкт-Петербурге. Конструкция расчитана на колебания в горизонтальной плоскости до 90 сантиметров. Заменили фигуру ангела, фигура незначительно изменила свой облик, именно в созданном тогда виде можно видеть ангела по сей день. При замене конструкций шпиля реконструируют и куранты. К часам добавляется минутная стрелка, куранты перенастраиваются на игру двух мелодий ("Коль славен наш Господь" и "Боже царя храни").

Под иконостас в XIX веке для избежания влияния сырости подведено мраморное основание, деревянные врата из-за ветхости заменили, новые выполнили из бронзы.

Когда в Петропавловском соборе для захоронений не осталось места, рядом с храмом к 1908 году построили усыпальницу (по проекту Д. И. Гримма и Л. Н. Бенуа), здания связали коридором. Перед западным входом в 1904-1906 годах установили ограду по образцу ограды Летнего сада . В усыпальнице было решено хоронить только членов императорской семьи, не самих коронованных особ. До начала Первой мировой войны успели перенести 8 захоронений из правого нефа собора. Кроме этого здесь успели похоронить ещё 5 великих князей. Всего в усыпальнице было предусмотрено 30 склепов.

Театральный художник М. А. Григорьев в начале ХХ века вспоминал:

"В соборе стены и пилоны были увешаны серебряными и золотыми венками, которые различные организации и учреждения посылали на царские гробницы. Некоторые из венков были усыпаны драгоценностями. У гробниц находились цветы, лежали венки с памятными лентами, горели бесчисленные лампады, из которых многие представляли собою подлинные произведения искусства. Стояли серебряные подсвечники с зажжёнными свечами. На гробницах лежали шпаги царей, по углам окружавших могилы решёток размещались знамёна. Собор производил мрачное, но очень величественное впечатление. Лучи света, пробиваясь сквозь окна, зажигали тысячи бликов на серебре и золоте и соперничали с огоньками лампад и свечей." [Цит. по: 4, с. 119]

После революции 1917 года Петропавловский собор был признан памятником архитектуры, его убранство сохранилось. После закрытия храма в 1919 году ценности из него были вывезены, здание отдано Музею истории города. Военные трофеи передали в Эрмитаж и другие музеи.

Великокняжеская усыпальница была разграблена, мраморные надгробья разбиты. Долгое время там размещался склад.

В 1930-х годах по инициативе рабочих рассматривался вопрос о замене ангела шпиля колокольни на рубиновую звезду. На этот проект успели составить документы, но из-за начала Великой Отечественной войны эту работу выполнить так и не успели. Во время блокады Ленинграда шпиль Петропавловского собора был закрашен, ангела закрыли мешковиной.

В 1992 году в восстановленной великокняжеской усыпальнице был похоронен член дома Романовых Владимир Кириллович. Очередное погребение в Петропавловском соборе состоялось в 1998 году, когда в Екатерининский предел перенесли останки Николая II и его семьи. Последней здесь была похоронена супруга императора Александра III. Её останки были пересены сюда из Дании.


Источник Страницы Дата обращения
1) (Стр. 87‚ 88‚ 101‚ 516‚ 517-113‚ 189) 22.02.2012 г. 00:22
2) 27.10.2013 г. 13:37
3) (Стр. 119-125) 12.05.2014 г. 13:39
4) 09.06.2014 г. 14:57

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге (Санкт-Петербург, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Тонкий золотой силуэт Петропавловского собора - легко узнаваемый знаковый символ Северной столицы. С ним связано множество городских легенд и необычных исторических фактов. В этом храме никогда не венчались и не крестили детей. Даже отпевание усопших совершалось только для членов императорской семьи. Единственное исключение оговаривалось для комендантов Петропавловской крепости . Всех погребали сперва в самом соборе, а затем в специальной Великокняжеской усыпальнице.

История храма

Собор стоит на месте деревянной церкви на Заячьем острове, сооруженной по распоряжению Петра I в 1703 г. вместе с основанием будущей столицы. Каменные стены вокруг нее начали строить по проекту Доменико Трезини через 10 лет, не разрушая прежнего здания. В фундамент заложили частицу мощей святого Андрея Первозванного.

Для курантов башенных часов в Голландии купили редкостный карильон. После установки шпиля высотой 40 м в 1723 г. собор почти 300 лет оставался самым высоким зданием города. После 1917 г. большую часть ценностей вывезли в Москву, где и благополучно затеряли. Исторические артефакты осели в Эрмитаже и других музеях города. В 1924 г. собор тоже стал музеем, благодаря чему сбереглись его художественные ценности.

Архитектура и интерьер

Внешне это строение очень мало напоминает православный собор. Его прямоугольные стены украшают только строгие пилястры и барельефы херувимов над окнами. Главное внимание приковывается к барочному фасаду, плавно переходящему к высокой колокольне под золоченым шпилем. Его навершие - флюгер в виде ангела с крестом высотой 3,2 м.

Рассказывают, что однажды молния сильно повредила главное украшение собора. Только кровельщик Петр Телушкин сумел взобраться наверх по веревке и устранить дефект. Петр I наградил его пожизненным правом бесплатно пить хмельное во всех кабаках Российской империи. Дальнейшая судьба мастера неизвестна.

Доминантой интерьера служит великолепный резной иконостас со стоящими перед ним фигурами Петра, Павла и 4 евангелистов. Он весьма напоминает триумфальную арку. И понятно почему - император задумывал храм как памятник победам русского оружия. Здесь хранились ключи от взятых городов, шведские и турецкие знамена. Ныне большинство из них находятся в Эрмитаже, в соборе только копии. Экскурсанты поднимаются на колокольню, любуются панорамой Петропавловской крепости, осматривают механизм карильона.

Великокняжеская усыпальница

Второе предназначение собора - служить местом последнего упокоения членов императорской фамилии. Склеп самого Петра I находится в приделе Св. Екатерины.

Рядом с ним с 1998 г. лежат останки семьи Николая II и их спутников - врача, повара, слуги и горничной.

К началу 19 века места для захоронений в храме не осталось, и была построена специальная Великокняжеская усыпальница, соединенная с ним переходом. Последнее захоронение состоялось в 2006 г., когда сюда перенесли из Дании прах матери последнего русского царя императрицы Марии Федоровны. C 1990 г. В соборе совершаются панихиды по русским императорам.

Практическая информация

Как добраться: до ст. метро «Горьковская», затем пешком через Александровский парк и Кронверкскую набережную.

Время работы Петропавловского собора и Великокняжеской усыпальницы: с понедельника по пятницу с 10:00 до 19:00, в субботу - с 10:00 до 17:45, в воскресенье - с 11:00 до 17:45.

Цена билета для взрослых - 450 RUB, для учащихся - 250 RUB, для пенсионеров - 200 RUB. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.


1. Петропавловский собор построен в 1712-1733 годах по проекту Доменико Трезини на месте деревянной церкви, стоявшей на этом месте в 1703-1704 годах.Колокольня собора увенчана шпилем и имеет общую высоту 122 метра, что позволяло ей до 2012 года быть самым высоким зданием Петербурга.

2. С самого начала собор являлся местом захоронения Романовых и их родственников. В 1896 году рядом было возведено здание усыпальницы для великих князей императорской фамилии и светлейших князей Романовских. Сюда из Петропавловского собора были перенесены восемь захоронений.

3. Великокняжеская усыпальница сильно пострадала в годы советской власти, много лет ремонтируется и до сих пор закрыта для посещения.

4. С собором её связывает белый коридор. Как видно, здесь всё уже готово, но проход пока закрыт.

5. Осмотрим интерьер трёхнефного собора.

6. Главный вход в храм со стороны Соборной площади.

7. Потолок украшен картинами на евангельские сюжеты.

8. К сводам подвешены пышные люстры.

9. Кафедра проповедника, украшенная золочёной скульптурой.

10. Позолоченный резной иконостас собора изготовили в Москве по рисункам Трезини.

11. Перед иконостасом находятся захоронения императоров и императриц XVIII века.

12. Слева в первом ряду - захоронение Петра I, увенчанное бюстом царя. Рядом с ним - Екатерина I (Марта Скавронская), его жена. Слева - Елизавета Петровна, их дочь, предусмотрительно озаглавленная табличкой «Елизавета I» на случай, если бы среди императриц появилась бы другая Елизавета. За Петром I лежит его племянница Анна Иоановна, дочь царя Ивана V. Слева во втором ряду - Екатерина II и Пётр III, перенесённый после смерти жены из Александро-Невской лавры. На их надгробиях стоит одна и та же дата погребения, что создаёт иллюзию, будто бы они жили вместе и умерли в один день.

13. Пётр Великий подписан как «Отец Отечества». Когда он умер в 1725 году, стены собора едва поднялись на человеческий рост, и его тело до 1731 года пролежало во временной деревянной часовне.

14. По другую сторону от царских врат так же в два ряда находятся надгробные плиты Павла I и Марии Фёдоровны, Александра I и Елизаветы Алексеевны, Николая I и Александры Фёдоровны, а также дочери Петра I, великой княжны Анны.

15. Все надгробия огорожены чёрными оградами, увенчанными набалдашниками в виде ваз, накрытых траурной тканью. Надгробия супругов очерчены единой оградой.

16. Все надгробия были в 1865 году заменены на мраморные, существующие и ныне, но два саркофага отличаются от остальных. Они были изготовлены в 1887-1906 годах из зелёной яшмы и розового орлеца для императора Александра II и его супруги Марии Александровны.

17. Все мраморные надгробия накрыты золочёными крестами, императорские по углам украшены изображениями двуглавых орлов. Одно из надгробий явно свежее других.

18. Оно поставлено над захоронением императрицы Марии Фёдоровны (принцессы Дагмары), жены Александра III. Умершая в 1928 году императрица была похоронена рядом с родителями в усыпальнице собора датского города Роскилле. В 2006 году её прах на корабле доставили в Петербург и захоронили рядом с мужем.

19. А в 1998 году в Екатерининском приделе собора упокоились останки последнего императора Николая II, императрицы Александры Фёдоровны и их дочерей Татьяны, Ольги и Анастасии.

20. Но самые первые захоронения в соборе можно увидеть лишь на экскурсии на колокольню собора, которую успели построить при жизни Петра Великого. Здесь, под лестницей, находятся могилы царевны Марии Алексеевны, сестры Петра I, и его сына Алексея Петровича рядом с женой, принцессой Шарлоттой-Христиной Софией Брауншвейг-Вольфенбюттельской.

21. По стёртым ступеням поднимемся на нижний уровень колокольни, находящийся вровень с крышей собора.

22. Здесь во время блокады находился пост противовоздушной обороны.

23. Здесь можно посмотреть на первоначальный вид храма. Собор был окрашен в розовой гамме, ангел на шпиле был совершенно другим.

24. Вход был украшен пышным крыльцом со скульптурами.

25. Напоминаю, как собор выглядит сегодня (фото с Гранд-макета).

26. Здесь же представлен каркас фигуры ангела, находившегося на шпиле с 1858 года.

29. Каркас ангела заменили в конце XX века на современный.

27. Медная фигура, находившаяся на шпиле до 1858 года, находится в музее истории крепости. Её заменили при перестройке шпиля собора в металле, ведь до 1858 года шпиль был деревянным.

28. Нынешняя фигура-флюгер была отремонтирована и заново позолочена в 1995 году.

30. С этого яруса начинается сама колокольня. Внизу собраны старые грузы механизма башенных часов-курантов.

31. А также вот эта старинная лебёдка.

32. Запорный механизм на дверях, ведущих на открытую площадку собора.

33. По каменным ступеням поднимемся выше.

34. На балках-опорах установлен карильон собора.

35. Карильон - это внушительных размеров многоголосый колокольный музыкальный инструмент, родом из Бельгии. Кстати, «малиновый звон» назван так не за сладость звучания, а в честь бельгийского города Malines.

36. Первоначально карильон был привезён и установлен в Петропавловском соборе Петром I, но позже сгорел при пожаре, а восстановлен был уже в наши дни.

37. Инструмент состоит из множества неподвижных колоколов разного размера.

38. Языками колоколов можно управлять при помощи стальных тросов.

39. Играть на карильоне нужно вот с этого пульта. Преподаватель игры на инструменте, несмотря на «бородатость», на русском говорит с сильным акцентом, он явно откуда-то из Бельгии.

На видео можно послушать, как своеобразно звучит этот инструмент:

40. Над карильоном находится нижняя звонница, традиционная для православных храмов.

41.

42.

43. Самый большой колокол, диаметром больше метра.

44.

45. Звонят в эти колокола вполне традиционно - при помощи системы верёвок, привязанных к языкам.

46. Здесь же висят грузы расположенных ярусом выше часов-курантов.

47. Экскурсия не рассчитана на подъём выше нижней звонницы, поэтому под конец два кадра с сорокаметровой высоты.

48.

18 век, Россия ведет Северную войну со шведами. Решается вопрос о необходимости нового укрепления со стороны Финского залива. Петр І, Александр Меньшиков и ЛамбЕр де ГерЕн выбирают новое место для построения крепости – заседают, спорят и выбор их падает на Заячий остров…

Так зарождалась самая таинственная и легендарная страница в русской истории – страница, посвященная Петропавловской цитадели. Именно со дня 16 мая 1703 года, с первого заложенного камня этой крепости берет начало и история Петербурга.

Известно, что первоначальное возведение крепости, называвшейся на голландский манер «Санк-Питер-бурх», не предполагало даже основания в этих местах города, не говоря уж о столице. Но все решает Его Величество Случай, который и определил своей волей дату основания Петербурга.

На построение укрепления были брошены все силы: солдаты, пленные шведы, а от каждой губернии – крепостные. Сам Петр І со своими сподвижниками курировали строительство. На их плечи порой ложились не только обязанности следить за ходом работ, но и совмещать функции «прорабов» и «банкиров» – поставлять строительный материал и финансировать работы.

В день апостолов Петра и Павла – 29 июня – в крепости начали строить храм. Сегодняшний величественный Петропавловский собор тогда представлял собой простую деревянную церквушку. Праздничный день параллельно стал и днем именин «Санк-Питер-бурха». Это название распространилось и на поселение-город: так Санкт-Петербург получил в дар свое имя 29 июня 1703 года.

История не стоит на месте, и вот мы уже переносимся в 1712 год. Через Архангельск и Москву в Петербург добирается некий ДоменИко ТрезИни – первый архитектор «северной столицы». Вдоволь налюбовавшись русской деревянной и белокаменной архитектурой, он предлагает довольно дерзкую по тем временам идею: острый, молниеносно взлетающий в небо, шпиль. Откуда такая жажда ворваться в бесконечные просторы? Возможно, причина крылась в желании быть ближе к Богу, возможно автор представлял себе некоего посредника между небом и землей, между Богом и людьми. Им стал «Летящий Ангел», венчающий острие шпиля. Помня о бесполом характере небесного воина, петербуржцы ласково называют его «Летящей девой».

Достаточно изменений привнесли годы в облик собора: в 18-м столетии он пережил восстановление после пожара, освящение придела святой Екатерины, приобрел стильное украшение на колокольню – куранты мастера из Голландии.

В 19-ом веке величественный собор дождался из ремонта фигуру ангела, позволил заменить на колокольне деревянные конструкции на металлические, тем самым увеличив свой рост на 10,5 м, приглянулись ему и новые царские ворота, выполненные из бронзы.

В 1919 году Петропавловский собор был закрыт, спустя 5 лет превращен в музей, при этом утратив большинство ценностей.

Великая Отечественная война оставила на соборе свой глубокий отпечаток: здание сильно пострадало во время бомбежек. В 50-е годы прошлого столетия отреставрировали фасады и интерьеры собора, а затем передали Музею истории города.

Лишь в 1990 годы Петропавловский собор вернулся к своему прямому предназначению: в храме проходили панихиды по российским императорам, а спустя десятилетие – и богослужения.

Достопримечательности легендарного собора

Если еще несколько лет тому назад собор был самым высоким сооружением Северной Пальмиры (при своих 122,5 м «роста»), то сейчас уступает первенство местным великану-небоскребу и жилому комплексу-богатырю.

В свое время Петропавловский собор мог похвастаться уникальной коллекцией трофейных знамен и ключей от захваченных городов и крепостей, которая на протяжении двух веков хранилась в его стенах. Сегодня в соборе представлены лишь копии, а сами реликвии переданы в Эрмитаж.

Особенностью местной колокольни являются 103 колокола, 31 из которых сохранился еще с 1757 года.

Усыпальница царственных особ: слухам не до сна

Об усыпальнице рода Романовых в Петропавловском соборе слухи, догадки и домыслы гуляют давно. Говорят о якобы пустых могилах, а одно из преданий гласит, что Николай ІІ вообще как-то обронил, дабы его могилу не думали искать.

Первой в соборе была погребена малолетняя дочь Петра и Екатерины. В 1785 году туда внесли гроб Петра І, что определило весь последующий порядок захоронения царствующих особ. В соборе нашли свое упокоение все русские императоры.

Относительно праха Николая ІІ и его семьи, то споры не утихают до сих пор. И если Государственная комиссия вынесла заключение о неоспоримой принадлежности останков императорской семье, то Русская православная церковь не смирилась с подобным заключением.

В каждом посещаемом ими городе туристы неизменно находят любимый памятник-«талисман», исполняющий желания. В Питере таковым считается надгробие Павла І, которое овеяно чем-то сверхъестественным и даже экзотическим. По слухам, могила дарит настоящие чудеса уверовавшим в них. Жаждешь избавиться от надоевшей болезни иль от боли зубной? Прикоснись щекой к саркофагу и все как рукой снимет. Нерадивым студентам подобное прикосновение приносит удачу на экзаменах, а тем, кто посолиднее, – разрешение судебных споров, служебный рост и везение в бизнесе. Этот же ритуал обещает налаживание личных дел и устранение семейных неурядиц.

Знаменитый собор: факты без аргументов

Петропавловский собор увенчал 50-рублевую российскую купюру – его образ украшает задний план лицевой стороны.

«Летящий Ангел», увенчивающий Петропавловский шпиль, несколько лет был логотипом телеканала «Петербург».

Петропавловский собор поражает уникальной церковной музыкой: в нем звучит карильон – колокольный орган. Этот хитроумный механизм в силах заставить колокола исполнить любую мелодию.

Легенда ль, быль, а жест остался…

Легенды о Петропавловском соборе начали слагать еще с момента закладки первого его камня. Одно из преданий гласит: Петр І зарыл в его основании золотой ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного. Возможно, император поступил так, ибо знал, что сооружение строится на месте бывшего языческого храма, где в свое время проводились обряды жертвоприношения. Астролог Павел Глоба уверяет: Великий Петр отдал приказ о строительстве только после того, как орлы, почитаемые правителем как вестники потустороннего мира, сделали несколько кругов над сей местностью.

А судя по семейной легенде потомков Трезини, зодчий сознательно придал колокольне Петропавловки контуры, схожие с фигурой Петра І, дабы возвести, таким образом, своеобразный памятник государю.

Не обошелся без своей легенды и Петропавловский Ангел. Оказывается, поставлен он на стражу императором Петром І неспроста: находясь на самой высокой точке города, главной миссией его было оберегать город от всевозможных напастей. Что ж, скорее всего, на самом деле знаток европейской архитектуры Трезини просто хотел одновременно «убить двух зайцев» – и собор украсить, и флюгер приобрести.

Классикой строительного мастерства стала история Петра Телушкина – мастера, ремонтировавшего Ангела. При помощи нехитрых приспособлений крестьянин добрался до верхушки шпиля и исправил все повреждения. Легенда гласит: за сей подвиг мастер был вознагражден пожизненной возможностью заказывать выпивку в любом русском кабаке. Достаточно Телушкину было щелкнуть по клейму на шее, как ему тут же подавали выпивку. Отсюда, кстати, и берет свое начало характерный жест приглашения на «праздник души».

А история об определении месторасположения Петропавловского собора, причастии Петра Первого к масонству и о ниточке, ведущей к священному Граалю, совсем уж окутана загадками. Но это уже совсем другая страничка…