Забастовка платон 27 марта. Дальнобойщики бастуют против системы «Платон

Фото: Дмитрий Ребров / «Новая газета»

27 марта стартует забастовка против «Платона» — системы взимания платы с большегрузов. Об участии в акции заявило Всероссийское объединение водителей, возникшее на базе разогнанного около года назад лагеря в Химках, член профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко и активист «Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов» Александр Котов. Котов ранее устранился от протеста под давлением силовиков, но осенью 2016-го вернулся «в строй». Кроме традиционных лозунгов, забастовщики выдвинули и политические: отставка правительства и вотум недоверия президенту.

Прежде ни одна такая акция не достигала заявленных организаторами масштабов.

«Крупные логистические компании заведомо не участвуют в протестах, но их доля не превышает 30 процентов. По стране рынок перевозок почти на 70 процентов принадлежит «частникам» — то есть водителям, работающим на собственном авто, или владельцам крохотных ИП на два-три большегруза. Именно они больше других страдают от сборов «Платона», — объясняют активисты. — Если встанут эти 70 процентов, все может закончиться очень серьезно».

По их словам, к протесту присоединятся несколько региональных профессиональных объединений, в том числе петербургские таксисты. О солидарности заявили краснодарские фермеры, которые в прошлом году участвовали в неудавшемся «тракторном марше» на столицу (он был остановлен силовиками в Ростовской области). А в самой Москве дальнобойщики на этот раз планируют обосноваться на нескольких позициях по периметру города: «Это будут протестные лагеря, как в Химках», — сообщил координатор протеста Сергей Рудометкин.

Точное расположение стоянок активисты держат в секрете.

Правительство, отставки которого требует водители, в свою очередь уже успело объявить об очередном повышении тарифа за проезд — с полутора рублей за километр почти до двух. Это заметно меньше, чем предполагалось: уже весной тариф должен был составить 3 рубля 6 копеек. Но 23 марта на встрече с представителями малого и среднего бизнеса в сфере автоперевозок премьер Дмитрий Медведев согласился повременить с ростом платы за проезд и даже пообещал увязать его с пробегом. Те большегрузы, что ездят чаще, смогут рассчитывать на скидку. Взамен отобранные на встречу представители дальнобоев открестились от «радикалов». В результате часть СМИ поспешила отрапортовать о «расколе» в рядах водителей.

Так, телеканал НТВ даже обвинил предводителей «несогласных» перевозчиков в запугивании коллег. Якобы их против собственной воли заставляли участвовать в стачке. Сами активисты просят не торопиться с выводами. Имена «избранных» для встречи с главой правительства практически неизвестны широкой публике, эти люди никогда не сотрудничали ни с химкинскими «сидельцами», ни с другими профессиональными водительскими объединениями и не могут говорить от лица всех «дальнобоев», утверждают активисты.

«Двоих из участников встречи с Медведевым я знаю, с Владимиром Матягиным знаком лично, — говорит Сергей Овчинников, координатор протеста дальнобойщиков в Санкт-Петербурге. — Мы никогда не сотрудничали, а организации их фейковые. Матягин называет себя президентом ассоциации «Грузавтотранс», но в его ассоциацию входят всего два предприятия, одно принадлежит ему, другое — его жене. Цель участия во встрече — продемонстрировать лояльность властям. Второй из известных мне участников встречи — Сергей Сапронов, блогер, его «движение» — тоже фикция».

Активисты утверждают, что дата «спецоперации» по созданию видимости раскола была неспроста выбрана за неделю до стачки. Лидеры «химкинцев» Сергей Владимиров, Андрей Бажутин и Михаил Курбатов улетели в Берлин на встречу с местными профсоюзными активистами, и комментировать ситуацию было некому.

Впрочем, протестное движение действительно оказалось на грани ссоры. Весь февраль спорили о сотрудничестве дальнобоев с националистами. В частности, с блогером Вячеславом Мальцевым (в 2016 году он баллотировался в Государственную думу от либерального «Парнаса»).

«Дальнобойщики сразу не объединятся ни с какими политиками, это горизонтальное движение, беспартийное, в нем есть и коммунисты, и националисты, и за Навального…»

«Но если кто-то приглашает в условиях информационной блокады, мы идем навстречу, — объясняет пресс-секретарь «химкинских» дальнобойщиков Елена Филиппова. — Партия «Родина» нам как-то раз предоставила в Рязани конференц-зал. Помогали коммунисты. В феврале широко обсуждалось сотрудничество с Мальцевым и его организацией, но поднялась волна протеста, в первую очередь — со стороны дагестанских дальнобойщиков, они из самых активных и последовательных борцов… Мы посовещались и решили пока воздержаться от сотрудничества».

— С Мальцевым действительно был разговор, но он предлагал какие-то экстремистские акции — устроить аварию, еще что-то, но это все несерьезно, — подтверждает Сергей Овчинников.

По словами Овчинникова, уступки премьер-министра не могут изменить общей ситуации: в условиях, когда водитель вынужден платить акциз, дорожный налог и прочие сборы, «Платон» ставит на грань существования все малые предприятия и частников.

«Дальнобойщики, отстаивая свою отрасль, отстаивают интересы всего населения России, — подчеркивает Сергей. — Дальнобойщики не катаются, они перевозят грузы. Заказчик нашу цену закладывает в стоимость товара, даже если речь идет о тех грузах, которые доставляются малотоннажными автомобилями».

«Чтобы произвести молоко, кто-то на фуре должен доставить корма, целлюлозу для пакетов… Так что опосредовано этот сбор касается всех»

Чем обернется новая волна протестов, пока сказать сложно. Например, во Владивостоке 24 марта, накануне заявленной забастовки, полиция уже задержала 12 водителей. Позже активистов отпустили.

В тот же день министр транспорта России Максим Соколов заявил журналистам, что в 2017 году система «Платон» с учетом индексации тарифа должна собрать около 23 миллиардов рублей. Впрочем, как подчеркивают сами дальнобойщики, пока уровень сборов «Платона» заметно отстает от заложенных показателей, поскольку значительная часть водителей продолжает ездить «под черным флагом», не устанавливая счетчиков. Более того, по концессиональному соглашению, базовый размер «комиссии», которую получает компания-оператор (принадлежит Игорю Ротенбергу) за взимание платы с дальнобойщиков, составляет 10,6 млрд рублей без НДС. Следовательно, каждый второй рубль, собранный «Платоном», отправляется не на строительство дорог, а в карман коммерсантов.

Водители требуют полной отмены системы «Платон», сообщил телеканал «360». Перевозчики заявили, что с сегодняшнего дня не будут поставлять товары народного потребления и останавливают любые другие перевозки.

Точное количество машин, которые сейчас выстроились вдоль обочин подмосковных дорог, пока неясно. Как сообщили в Объединении Перевозчиков России (ОПР), они рассчитывают на поддержку от 10 до 20 тысяч коллег по всей стране. По их словам, основная задача - остановить грузопотоки, таким образом выразив свой протест платным дорогам. Дальнобойщики официально заявили, что забастовка будет длиться до тех пор, пока их требование не выполнят.

Мы будем стоять столько, сколько потребуется. Для нас главное - отмена «Платона»

Сергей Рудометкин, дальнобойщик.

15 апреля тариф должен был вырасти вдвое - до трех рублей за километр. 24 марта Дмитрий Медведев принял решение повысить стоимость проезда для большегрузов на 25%. Таким образом, сейчас стоимость составляет 1,91 рубля за километр.

Система «Платон» работает в России с ноября 2015 года. Она предполагает взимание платы с дальнобойщиков за каждый километр пути. Вырученные деньги планируется пускать на ремонт дорог. По мнению перевозчиков, система несправедлива и серьезно бьет по кошельку.

Если Вы всегда хотите оставаться в курсе последних событий мира, то этот раздел Вам особенно понравится. Здесь собраны самые актуальные и самые свежие новости мира и отечества. Если не успеваете смотреть новостные программы по телевизору из-за работы, учебы или чего-то другого, то на нашем сайте Вы можете их посмотреть бесплатно, без регистрации и в то время, которое Вам удобно.


В наше время очень важно всегда быть «на волне», так как всё вокруг непрерывно меняется. Но не всегда, получается, увидеть новости именно в то время, в которое они показываются на телеканалах, так как график работы или просто занятости чуть ли не каждый день варьируется. И зачастую возможность посмотреть выпадает на разное время, что не очень удобно, если пытаться успевать к просмотру телевизионных СМИ.


Интерес к политике в последнее время у граждан весомо возрос. И среди них не только взрослые люди, но уже и дети активно интересуются политической ситуацией в стране и мире. Это очень положительно скажется в будущем, так как воспитывается поколение граждан с активной жизненной позицией. Они уже гораздо грамотнее своих отцов в их возрасте в сфере политики.


Помимо новостей политики большой интерес вызывают новости культуры, экономики, науки, шоу-бизнеса и т.д. В новостях культуры можно узнать о новой постановке в театре, о наметившемся новом фильме, сериале, балете и прочее. Всё это помогает быть не просто в курсе последних событий, но и развить кругозор, от чего общаться становится с Вами куда приятнее и интереснее, так как Вы способны поддержать любой разговор.


Экономические новости тоже привлекают в последнее время всё большую аудиторию. Экономическая грамотность и просвещенность всегда на руку играют не только среднестатистическому гражданину, но и человеку, что выделяется особой успешностью среди массы населения. И очень радует, опять же, что молодое поколение имеет интерес к данной тематике, что дает надежду. Надежду на то, что они будут гораздо успешнее своих предшественников, от чего и мир вокруг них будет строиться более успешный.


В сфере научных открытий и докторских исследований отлично расширяют кругозор, что, безусловно, привлекает огромную аудиторию. Некоторые открытия могут просто поразить умы тех, что в обычной жизни не сталкиваются с науками. Стремительное развитие многих областей науки не может не радовать, ведь от деятельности ученых зависит огромное множество важных вещей для всего человечества.


Новости из мира шоу-бизнеса особенно популярны среди молодежи, которые любят следить за жизнью и достижениями своих кумиров. Для них они не только люди искусства, но и примеры для подражания, по чьему пути хочется пройти и встать когда-нибудь на одну ступень со своим кумиром.


Если Вы уже давно искали подобный ресурс, то, поздравляем, Вы его нашли! На нашем сайте, в этом разделе любой человек, который интересуется чем-либо, найдет для себя интересные новости, которые сможет посмотреть в любое удобное время, бесплатно, без регистрации, в пути или же дома в уютной обстановке.


Желаем Вам приятного просмотра!

Дагестан заявляет о 1000 выстроившихся на дорогах машин, в Иркутске на трассе 50 машин, в Улан-Удэ – 60. Водителям подвозят еду, рассказали активисты. Организаторы снабжают участников акций и спиртным, что опасно для жизни, предупреждает ­Росавтодор.

Руководитель Организации перевозчиков России (ОПР), координирующей забастовку, Андрей Бажутин задержан и обвинен в вождении без прав. Решение о лишении прав оспаривается в суде, документы об этом были с собой, рассказал Бажутин «Ведомостям» 27 марта. Суд приговорил его к 14 суткам ареста, затем сократил до пяти.

В Тюмени стоят 70 фур, знает президент Ассоциации грузоперевозчиков Тюмени Владимир Ардашев и сообщает, что ему угрожают уголовным делом за препятствие работе весогабаритного контроля.

В Дагестане расследуются нападения на добросовестных дальнобойщиков со стороны протестующих, сообщает Росавтодор, правоохранители и местные власти ведут переговоры с организаторами на обочинах трех дорог в Дагестане и Северной Осетии.

Пока не заметно

27–30 марта на федеральных трассах не было снижения перевозок, констатирует Росавтодор. Пока акция не влияет на рынок перевозок, комментирует представитель «Деловых линий»: есть даже рост, но он наблюдается уже несколько недель.

Многие фуры уехали с обочин, например, по информации ОПР, в Рязани – 30 машин. «У меня все машины стоят в гараже, это тоже стачка – клиенты просят, но я отказываю», – вздыхает владелец перевозчика из Дагестана: в прошлую акцию протеста – после запуска «Платона» – недельный простой стоил ему 4 млн руб. Сборы в «Платон» его компания не платит.

Под Москвой стали оцеплять стоянки протестующих – подъехала ГИБДД, полиция и даже тентовый армейский грузовик, но акция мирная и решили рассредоточить фуры по области, комментирует секретарь ОПР Сергей Рудаметкин. Через третьих лиц намекнули, что могут аннулировать пропуска на МКАД, говорит он. Акцию планируется возобновить в другом месте, пока около 100 водителей «стали на ремонт», рассказал Рудаметкин.

Тариф «Платона» повысят 15 апреля и стачка продлится минимум до 15-го, если власти не выполнят требования раньше, говорит Рудаметкин. Минтранс отказался от комментариев.

Концессию по «Платону», как любой гражданский договор, можно расторгнуть, комментирует аналитик инфраструктурных проектов, но государству придется возместить все инвестиции и минимальную доходность. Капитальные вложения в «Платон» – 29 млрд руб. (27 млрд – кредит Газпромбанка, 2 млрд руб. – собственные средства оператора, «РТ-инвест транспортные системы»). Проект уже на стадии модернизации, значит, вложено 60–70%, рассуждает аналитик. У государства нет компетенций для управления системой, если оно заберет «Платон», функционировать он не будет, все вернется в состояние до запуска проекта, но государство потеряет несколько десятков миллиардов, заключает аналитик.

Дальнобойщиков против системы "Платон", предусматривающей взимание платы за проезд грузовиков по федеральным трассам. Ранее сообщалось, что стачку организует Объединение перевозчиков России (ОПР). На минувшей неделе вышло постановление правительства, в соответствии с которым с 15 апреля льготный тариф в системе "Платон" повысится с 1,53 рубля до 1,91 рубля за километр.

При этом акция на владивостокском шоссе, рядом с кафе "Минутка", продолжается. С утра там дежурило шесть нарядов ДПС. Участники акции подчеркнули, что исключают политический подтекст в своих действиях, отметив, что своим выходом они хотят обратить внимание на проблемы в системе платежей "Платон".

Всероссийскую акцию против системы "Платон" поддержали дальнобойщики из Благовещенска. Около 30 большегрузных автомобилей выстроились на обочине вдоль Новотроицкого шоссе на окраине города для проведения "пассивной забастовки", сообщает "Амур.инфо" . По словам организаторов, основная задача протеста - остановить грузопотоки и блокировать перевозки. Главная цель протестующих - отмена системы "Платон".

На акцию собрались около 100 человек. Прибывшие на место сотрудники ДПС предупредили, чтобы водители не выходили на проезжую часть.

Один из участников протеста Александр Черепанов предположил, что забастовок бы не было, если бы система "Платон" не находилась в ведении частной компании. "Если бы правительство не обнаглело до такой степени, что частному лицу дали развернуть группу вот этого "Платона", чтобы он собирал плату за федеральные дороги, которые были построены еще при коммунистах, если бы они сделали это все через Минтранс, может и никаких стачек и не было бы", - пояснил протестующий.

По данным портала, акции протеста также проходят в Хабаровске и Владивостоке.

В Чите на забастовку против системы "Платон" вышли водители около 50 большегрузных машин, сообщает городской портал "Чита.ру" . По данным корреспондента сайта, акция началась в районе Угданского кольца, после чего часть протестующих по требованию администрации переместилась в сторону села Ивановка. В пресс-службе УМВД России по Забайкальскому краю подтвердили факт акции протеста дальнобойщиков в районе Угданского кольца. В ведомстве отметили, что на месте дежурят сотрудники полиции.

Водители выразили недовольство тем, что после введения системы "Платон" им пришлось за свой счет оборудовать автомобили тахографами, каждый из которых стоит около 42 тысяч рублей. Кроме того, за работу свыше восьми часов в сутки их штрафуют. Также дальнобойщики возмущены тем, что льготный коэффициент в системе "Платон" с 15 апреля увеличится.

На большой пресс-конференции 17 декабря 2015 года президент РФ Владимир Путин заявил , что "прибор системы "Платон" должен бесплатно всем предоставляться". Также глава государства призвал дальнобойщиков "выходить из серых схем". Путин отметил, что появилось большое количество людей, которые покупают большегрузы, пользуются ими, "но это абсолютно серые схемы экономики, они не регистрируются даже в качестве индивидуальных предпринимателей". "Я сам из рабочей семьи, понимаю, что мужики вкалывают, работают, за рулем сидят, но надо выходить из этих серых схем", - заключил президент.

Тем временем дальнобойщики в Курганской области отказались от идеи проведения акции протеста против "Платона". Водители решили собраться, записать свои предложения и отправить их в правительство РФ, сообщает Ura.ru . По данным источников сайта, в понедельник такие собрания должны состояться в Кургане и Шадринске.

При этом ранее Ura.ru стало известно, что дальнобойщики, отказывающиеся участвовать во всероссийской акции протеста, пожаловались генпрокурору РФ Юрию Чайке и главе СКР Александру Бастрыкину на угрозы со стороны организаторов. В социальных сетях появилось открытое письмо от активистов движения "12 тонн", которые обратились к руководителям двух ведомств с информацией о том, что водителей призывают принять участие в забастовке 27 марта, а в случае отказа грозят разбить им стекла в автомобилях и сломать машины.

Кроме того, протест против "Платона" запланирован и в Санкт-Петербурге. Как сообщил РБК координатор акции в Петербурге и Ленобласти Анатолий Шилов, в понедельник утром участники забастовки прекращают исполнять контракты на грузовые перевозки. Официальный старт стачки объявляется в 10 утра на открытом собрании грузоперевозчиков Петербурга и Ленобласти, которое отделение ОПР Санкт-Петербурга проводит у контейнерного терминала "Логистика-Терминал".

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 23 марта встретился с представителями малого и среднего бизнеса в сфере автоперевозок. По итогам встречи было принято постановление правительства, в соответствии с которым с 15 апреля льготный коэффициент в системе "Платон" повысится на 25% и составит 0,51, то есть 1,91 рубля за километр проезда большегруза по федеральной трассе. Сейчас льготный коэффициент составляет 0,41 (1,53 рубля за километр). До этого его планировалось увеличить с 15 апреля до 0,82, что повысило бы плату за один километр пробега большегруза по федеральной трассе до 3,06 рубля.

На этом фоне стало известно, что Минтранс вскоре внесет в правительство , отменяющий принцип однократности штрафа в системе "Платон" за одни сутки. Кроме того, обсуждается повышение штрафа за неоплату проезда с пяти тысяч рублей до суммы в пределах от 10 тысяч до 50 тысяч рублей.

"Платон" - это система взимания платы с грузовиков с разрешенной максимальной массой 12 тонн в счет возмещения ущерба при движении по федеральным автомобильным дорогам, заработавшая в России 15 ноября 2015 года. Система предполагает использование для расчета оплаты бортовых устройств, а также маршрутных карт.

Ее запуск сопровождался сбоями в работе системы, а также массовыми протестами дальнобойщиков: они жаловались на несправедливость системы, указывая, что уже платят транспортный налог, а также акцизы, включенные в стоимость топлива.

Одной из претензий к системе "Платон" было то, что она создана и работает в интересах сына "друга Путина". Дело в том, что работу "Платона" обеспечивает компания ООО "РТ-Инвест Транспортные системы" (РТИТС), бенефициаром которой является Игорь Ротенберг, сын близкого к президенту России бизнесмена Аркадия Ротенберга.

Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального после запуска системы "Платон" опубликовал секретный документ , согласно которому соглашение государства и РТИТС было заключено без проведения конкурса, а сама компания, по сути взимающая налог с водителей грузовиков, не платит за это государству.