Если ребенок застенчив советы психолога. Почему малыш стесняется и как помочь ему преодолеть застенчивость. Скромность: положительная или отрицательная черта

Для застенчивого ребенка участие в детском утреннике, знакомство с новыми друзьями, просьба мамы продекламировать стишок гостям - настоящая пытка. Такие дети не «рвутся в бой», чтобы доказать всему миру, на что способны, часто не уверены в себе и внушаемы.

Стеснительность как врожденная черта характера присуща детям-меланхоликам — тихим, спокойным, погруженным в себя. В этом случае любые попытки насильно поменять натуру малыша могут обернутся для него неврозами. Но если стеснительность стала следствием промахов в воспитании, помогите ребенку стать смелее.

Детский психолог и специалист по раннему развитию Елена Владимировна Ушачёва поясняет: «Когда ребенок застенчив, нужно понять, что он сам чувствует.

Возможно, малышу совершенно комфортно наедине с собой, или наличие одного единственного друга его полностью устраивает. Другой случай — ребенок страдает от того, что у него мало друзей, он не знает, как их завести и пробудить к себе интерес сверстников. Тут уже налицо проблемы с налаживанием коммуникаций».

« проявляется уже в 3-4 года, — добавляет психолог Инна Александровна Мальцева . — Для таких малышей проблематично познакомиться с новым человеком. Они испытывают страх и тревожность, ощущают отсутствие безопасности для себя в присутствии незнакомых людей. У стеснительных детей слабо развиты адаптационно-приспособительные механизмы. Они напряжены и тревожны, скованны в движениях, излишне сдержаны, им трудно выразить свое мнение и поздороваться первыми.

Эти личностные особенности ребенка могут усиливаться к 5 годам и постепенно снижаться к 7 годам. Но в некоторых случаях они не исчезают, и тревожность становится личностной особенностью даже в школе, что мешает процессу обучения».

Поощряйте самостоятельность

Когда в 4 года ребенка кормят с ложечки, в 10 лет — собирают портфель в школу, а в 12 — выбирают одежду и друзей, нет ничего удивительно в том, что он растет стеснительным, несамостоятельным и неуверенным. Так и будет продолжаться дальше — даже во взрослой жизни личность, выросшая в «тепличных условиях», не способна принимать важные решения и с высоко поднятой головой преодолевать трудности.

Дайте ребенку шанс проявить самостоятельность и силу своего характера, ослабьте контроль. Не делайте за него то, что он вполне способен сделать сам. Гораздо лучше, если вы научите малыша завязывать шнурки на кедах, а не будете до старшей школы делать это сами.

Не формируйте картину мира, полную опасностей

«На эту горку нельзя, она сильно высокая — упадешь, поранишься», «не дружи с теми ребятами, они наверняка тебя обидят», «нельзя гулять одному, вокруг много негодяев». Кажется, что все это лишь проявления заботы. Но тревожные родители свои многочисленные страхи передают и ребенку, тем самым лишая его общения со сверстниками и возможности действовать решительно. Застенчивость тут как тут. Ребенок будет рассуждать так: если мир настолько опасен, проще закрыться в своей раковине.

Постарайтесь не формировать у малыша опасную картину внешнего мира. Да, ребенка можно и нужно предупредить о возможных последствиях его действий и поступков. Но убеждать малыша в том, что кругом враги, — большая ошибка.

Объясните ребенку, что ошибки — это нормально

Дети часто стесняются что-то делать, поскольку боятся совершить ошибку. Корень проблемы в завышенных ожиданиях и требованиях со стороны родителей.

«Застенчивые дети, как правило, оценивают себя достаточно высоко, но уверены, что другие ими постоянно недовольны, — поясняет Инна Александровна. — Они постоянно ожидают положительной оценки своих действий от окружающих, чтобы стать увереннее в себе. Внутри себя малыш формирует оценку на критическое отношение со стороны взрослого. Это парализует деятельность малыша, убивает его инициативность.

И если в раннем дошкольном возрасте ребенок утверждает, что у него ничего не получится, к 6 годам он молча констатирует свое поражение. Перестает обращаться за помощью к родителям и замыкается в себе. Такой ребенок заранее готовит себя к неудачам. Его жизненная позиция — «даже не буду пробовать, все равно не получится».

Объясните ребенку, что ошибка — не поражение. Это не повод опускать руки и замыкаться в себе, бросать начатое. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Когда ребенок научится не воспринимать свои промахи как конец света, он станет смелее и увереннее в собственных силах. Начните с малого: не ругайте и не наказывайте малыша за случайные ошибки — развитую чашку, испачканные на прогулке вещи.

Хвалите вместо необоснованной критики

Ребенок, постоянно сталкиваясь с критикой со стороны мамы и папы, непременно начинает верить в свою несостоятельность. Отсюда стеснительность, неуверенность в себе и многочисленные страхи не оправдать ожидания родителей.

Похвала мамы и папы — вот, что нужно ребенку для гармоничного развития. Хвалите малыша за успехи, грандиозные и не очень, поощряйте все его начинания, подбадривайте. Но как говорят психологи, похвала может быть разной — правильной и неправильной. Итак, ваш малыш сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?

«Хвалите усилие, а не результат, — советует Инна Александровна. — Отметьте старания ребенка: «Должно быть, тебе не просто было отдать половину конфет своему другу. Это был щедрый поступок с твоей стороны!». Так вы покажете ребенку, что вы цените его усилия и понимаете, что быть щедрым не так просто. Малыш может и не нуждаться в оценке своих действий, ему гораздо важнее знать, что вы видите его старания».

«Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка, а на то, что конкретно он сделал, и отмечайте это в своей похвале: «Я вижу, что ты убрал все игрушки. Здорово, что в комнате теперь чисто». Эти слова будут более уместными, чем «какой ты у меня чистюля», — поясняет Инна Александровна.

«Еще один способ похвалить ребенка — подробно расспросить его о проделанной работе. Своими вопросами вы поможете малышу научиться самостоятельно оценивать достигнутые результаты. "Тебе нравится твой рисунок?", "Что было самым сложным?", "Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?" — вот те вопросы, которые можно задать своему ребенку, хваля его», — советует Инна Александровна.

«Иногда важно просто быть рядом с ребенком, и слова здесь не нужны. Если малыш обращает на вас свой взгляд, желая привлечь внимание, посмотрите на него в ответ или обнимите. Эти со стороны малозаметные действия скажут ребенку о многом — о том, что вы рядом, о том, что вам не безразлично то, что он делает», — добавляет Инна Александровна.

Дайте ребенку право слова

Каждого в детстве учили, что некрасиво встревать в разговоры взрослых. Да, можно считать «недоработкой» родителей, если малыш постоянно бессовестно врывается в диалоги старших. Не запрещайте и не наказывайте — для стеснительного ребенка это еще один повод замкнуться в себе. Научите его, как вежливо поддержать разговор и высказать свое мнение.

Ребенок уже в 5-7 лет может иметь собственное мнение. Ему нравится одежда определенного фасона, он бывает не доволен решениями мамы и папы. Дайте ребенку высказаться, у него тоже есть право слова в семье.

Во-первых, так он тренирует красноречие и умение формулировать свои мысли, что важно для стеснительных детей. А во-вторых, вы сами лучше узнаете своего малыша — что его беспокоит и тревожит.

Практикуйте с ребенком социальные сценарии

Застенчивому ребенку с трудом даются даже элементарные «здравствуйте» и «до свидания». Естественно, это не самым лучшим образом отражается на его социализации в детском саду и школе. Малыш буквально теряется и не может ни слова сказать, прячется за маму.

Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова : «Есть очень хорошее упражнение"сочини рассказ". Его можно практиковать везде — и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду — что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».

«Можно поиграть в социальную игру, где ребенок выступает в роли покупателя. Вы вместе с ним отправляетесь в магазин и даете ему возможность самостоятельно заплатить за покупку. Он, подходя к кассе, перебарывает свой страх общения в социуме. В процессе развивается его самостоятельность и уверенность. — добавляет Любовь Быкова, — А если ребенок боится публичных выступлений, пусть сначала расскажет стихотворение в кругу семьи. Потом можно пригласить послушать произведение дедушку и бабушку, близких друзей. Прорабатывайте каждую деталь, создавая ситуацию успеха и поддерживая малыша. Так ребенок перестанет бояться, станет уверенным в себе. Он будет с удовольствием принимать участие в праздниках, выходить в школе к доске и находить новых друзей».

«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.

Помогите ребенку расширить круг общения

У застенчивого ребенка мало друзей. Стеснительность и неуверенность в себе мешают ему знакомиться со сверстниками и общаться с ними на равных. И нередко родители, видя, насколько тяжело малышу находиться в большом коллективе, стараются «защитить» его. Няня вместо детского сада, минимум времени на детских площадках, праздники только в кругу семьи — это целый ряд ошибок, которые тормозят развитие ребенка и совсем не помогают ему в навыках социализации.

Даже если ваш ребенок ходит в детский сад, помогите ему расширить круг общения. Важно, чтобы он понял: новое знакомство — это не страшно, а интересно.

«Гуляйте с ребенком в час пик, когда много ребятишек на площадке, чтобы он начал взаимодействовать со сверстниками, — говорит Любовь Быкова. — Есть много активных игр, таких как прятки, догонялки, катание на велосипеде. Не ленитесь, возьмите с собой на площадку игрушки, самокат. Чаще посещайте новые места, где ребенок еще никого из ребят не знает: здесь он будет учиться знакомиться и выстраивать новые отношения. Игра раскрепощает, помогает освоить навык и легче отстаивать свое мнение, развить инициативность. Способствует формированию доверия и уверенности в себе, развивая спонтанность. Лучше использовать игры, которые способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка и приводят к развитию умения позитивно разрешать проблемные ситуации».

«Запишите ребенка на различные развивающие занятия, где он сможет познакомиться с другими ребятами. — советует Любовь Быкова. — При этом можно переходить к групповым занятиям постепенно, если малыш сильно стесняется. Пусть это будет сначала работа с педагогом тет-а-тет, а затем малые группы по 2-3 человека. А дальше — большой коллектив. Меняйте ситуации вокруг ребенка постепенно, давая ему возможность адаптироваться, тогда научение знакомству будет проходить комфортно и безболезненно».

Не сравнивайте ребенка с другими детьми

Сравнивая своего ребенка с другими детьми, родители порождают в нем излишнюю тревогу. Малыш перестает нравится сам себе, становится неуверенным и застенчивым. Возможно, у ваших друзей ребенок, действительно, достигает больших высот в учебе и спорте. Но фраза мамы «а твой одноклассник получил пятерку за контрольную, а ты — тройку» точно не подстегнет ребенка прилежнее учиться.

Давайте советы, хвалите, разумно критикуйте. Но в своих «нравоучениях» избегайте любых сравнений, которые бы принизили старания и без того застенчивого ребенка.

Елена Владимировна дает важные рекомендации: «Родителям очень важно, не зацикливаться на проблеме застенчивости ребенка. Не нужно вообще говорить об этом при малыше! Не заставляйте его знакомиться и играть с другими детьми, если ребенок сам не проявит желание наладить общение со сверстниками. Как правило, к 7 годам проблема стеснительности исчезает, как будто и не стояла вовсе. Поверьте, ваш малыш подрастет и будет с легкостью общаться с окружающими, непременно заведет друзей».

Все дети разные: кто-то с легкостью заводит новые знакомства и радуется большой компании друзей, кому-то больше нравится изучать животный мир и природу, а кто-то отличается застенчивостью и стеснительностью.

Некоторые родители, замечая, что их чадо не стремится проявлять активность и предпочитает уединение, начинают ощущать беспокойство. Мамы и папы хотят, чтобы ребенок умел находить общий язык со сверстниками и не испытывал недостатка в друзьях, ведь именно общение с друзьями помогает развитию таких полезных качеств, как коммуникабельность и уверенность в себе.

Как помочь любимому чаду справиться со своей стеснительностью и найти свое место в детской компании?

Всем прекрасно известно, что детская психика весьма гибкая и подвижная система, позволяющая ребенку практически безболезненно подстраиваться под возможные изменения в привычном ему укладе жизни. Но вместе с тем еще не сформировавшаяся личность отличается особой уязвимостью к порой совершенно мелочным ситуациям. В результате нервная система ребенка нередко переходит в этакий защитный режим, в котором преобладают такие реакции, как стеснительность и скрытность.

Среди основных причин развития застенчивости у ребенка отмечают следующие:

  • Генетическая предрасположенность . Ученые, занимающиеся исследованием наследственности, давно убедились в том, что она зачастую является основным пусковым фактором развития застенчивости. Особенности в ряду поколений со временем накапливаются в виде различных отличительных черт, присущих именно этой родовой ветви. Внимательно изучив своих предков, можно почти со стопроцентной уверенностью говорить о том, какие черты внешности и характера будут преобладать у будущих поколений.
  • Социальная среда . В данном случае речь идет о связи ребенка с окружающим его миром. Основополагающую роль, естественно, играет воспитание в семье. Если родители не могут обеспечить ребенку моральный комфорт и окружить его заботой и лаской в строго требуемом объеме, то это обязательно отразится на его характере и поведении. Не последнее место занимает и взаимодействие со сверстниками. Если ребенок часто сталкивается с человеческой жестокостью и агрессией, то он с большей вероятностью предпочтет замкнуться в себе и не привлекать ненужное внимание.
  • Проблемы адаптации . Все детство человека напрямую связано с приспособительными реакциями. Сначала он учится ползать, затем ходить, потом он идет в детский садик, а после – в школу. И везде его ждет период адаптации. В ходе привыкания к новым условиям, у ребенка формируются положительные и отрицательные особенности характера, которые необходимы для его дальнейшего взаимодействия с окружающим миром. Если адаптация проходит неудачно, то это ведет к развитию нерешительности и застенчивости.
  • Соматические патологии . В этом случае имеется в виду наличие различных заболеваний, проявления которых могут отличать ребенка от его сверстников. Например, патологии развития, следы от повреждений на коже или врожденные физические недостатки. Нередко внешние отличия от основной группы детей приводят к насмешкам и поддразниваниям. В итоге ребенок ощущает неуверенность, замыкается и предпочитает держаться от ровесников на расстоянии.
  • Неправильное воспитание . Самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают родители. Если ребенок растет в условиях гиперопеки, то у него возникают проблемы с развитием самостоятельности. Если же родители относятся к ребенку с излишней требовательностью, то он замыкается в себе и приобретает комплекс неполноценности.

Основные симптомы детской стеснительности

Прежде всего, стоит принять во внимание, что застенчивость не является полезным качеством, поскольку такие дети не могут чувствовать себя комфортно практически нигде и ни с кем. Стеснительный ребенок отличается проявлениями отстраненности и трусости, что мешает ему грамотно выстраивать свое взаимодействие с окружающими.

Для того, чтобы понять, как именно можно помочь ребенку преодолеть застенчивость, необходимо ознакомиться с основными ее признаками:

Если вы заметили, что ваш ребенок стал скрытным и нерешительным, то не стоит сразу же думать, что он капризничает и наказывать его за это. Подобные действия приведут только к ухудшению состояния малыша.

Как преодолеть застенчивость и неуверенность у ребенка

Родители – самые важные люди для ребенка. Именно они служат для него образцом поведения и именно с них он старается брать пример. Очень важно, чтобы родители уделяли ребенку достаточно внимания и осторожно следили за его психоэмоциональным состоянием.

Если вы заметили, что ваш ребенок растет застенчивым, то сразу должны понять, что это состояние является не чертой характера, а патологией, которая должна быть подвергнута коррекции. Чтобы помочь своему чаду преодолеть застенчивость, нужно ознакомиться со следующими рекомендациями:

Будьте внимательны к своему малышу, окажите ему своевременную поддержку и тогда он вырастет сильной и самодостаточной личностью.

Современный образ жизни предполагает необходимость общения с большим количеством людей. Дети окружены сверстниками, воспитателями, учителями. Отношения с окружающими не всегда складываются благополучно. Уверенным в себе, общительным ребятам легче. Но есть дети, поведение которых явно говорит, что перед вами застенчивый ребенок.

Как справляются с проблемами общения стеснительные? Насколько все серьезно? На вопросы родителей, как правильно относиться к застенчивости у детей дошкольного возраста, отвечают детские психологи.

Что надо знать о психологии застенчивых детей

Стоит ли обращать внимание на застенчивого ребенка и пытаться ему помочь? Психологи утверждают, что застенчивым детям сложно. При этом определенная застенчивость необходима - странно выглядят малыши, живо начинающие общение, излишне бойко ведущие разговор. Но часто стеснительность доставляет мучительное неудобство. Дети болезненно замкнуты, постоянно напряжены. Сложности вызывают детсадовские праздники, школьные выступления, устные ответы. В детском коллективе может появиться агрессия, насмешки. Если малыш слишком стеснительный, помочь ребенку преодолеть застенчивость должны родители.

Как проявляется застенчивость

Многие мамы и папы не придают данной проблеме особого значения. «Не любит совместные игры», «нравится быть одному», «не хочет знакомиться», - взрослые искренне верят, что дитя предпочитает одиночество, что просто ему присуща скромность.

Стоит рассмотреть эмоциональную сторону застенчивости: какими сын (дочь) видит отношения с окружающими? Какими мечтает их сделать? Только поняв эмоциональный настрой, можно будет помочь чаду победить застенчивость.

Часто считается, что малыши «перерастают» сложности общения. Действительно, часть детей, взрослея, побеждает неуверенность, стеснительность в общении с окружающими. Но процесс такого преодоления сложен и длителен. Поэтому родители должны знать, каким бывает застенчивый ребенок, как ему помочь. Когда ресурсов семьи недостаточно, обязательно стоит обратиться к детскому психологу.

Важно! Постоянное стрессовое состояние, сопровождающее застенчивость, порождает неврологические нарушения. Могут возникнуть нервные тики, заикание.

Особенности застенчивых детей

Стеснительных детей иногда называют невидимками - они избегают чужого внимания. Психологи отмечают характерный внешний вид: опущенная голова, прячущийся взгляд, ссутуленные плечи. Со стороны ребята могут выглядеть идеалом воспитанника: тихие, послушные, уступчивые. Психологи утверждают, что такой портрет может быть обманчивым, так как имеются негативные особенности поведения, свойственные стеснительным детям:

  • Нежелание общаться с незнакомыми людьми. Дитя буквально теряет дар речи, когда к нему обращаются, старается ускользнуть, избегая знакомства.
  • Отказ от публичных выступлений. Детки не хотят декламировать стихи, танцевать. Они молча краснеют, бледнеют, если учитель задает вопрос, просит выразить свое мнение. Даже зная правильный ответ, они не вызываются отвечать.
  • Нежелание участвовать в общественных мероприятиях. Застенчивым ребятам кажется, что они - центр всеобщего внимания, каждая мелочь вызывает беспокойство.
  • Болезненная привязанность к родителям, вызванная желанием защищенности.
  • Послушное выполнение требований взрослых из боязни привлечь внимание, особенно - вызвать критику.
  • Нежелание обсуждать свои проблемы.
  • Неспособность отстаивать свою точку зрения, склонность соглашаться с более настойчивыми людьми.

Почему ребенок начинает стесняться

Часто в семье задаются вопросом почему ребенок начинает стесняться? Психологические особенности застенчивых детей показывают, что их внутренние переживания гораздо серьезнее внешних проявлений. Как родителям понять, что у них действительно застенчивый ребенок, и каковы пути преодоления застенчивости? Выявить проблему помогут несложные тесты. Диагностика застенчивости у детей дошкольного возраста легко проводится в домашних условиях.

Кукольный тест для дошкольников

Стеснительные ребята избегают обсуждений внутреннего мира, но охотно соглашаются поиграть с родителями. Это хороший прием, помогающий выявить проблему и помочь ребенку преодолеть застенчивость. Выбирается мягкая игрушка (например, мишка). Остальные игрушки - дополнительные персонажи, в главной роли действуют то ребенок, то взрослый. Предлагаются различные сценарии взаимодействия, например:

Давай познакомимся. Ребенок управляет игрушкой. Медвежонок смелый, веселый, ему предстоит первым подойти к играющей компании, поздороваться, познакомиться. Задаются вопросы:

  • Что будет делать мишка, если не примут играть?
  • Что скажет другим игрушкам, чтобы войти в игру?
  • Примет ли приглашение в игру, в гости?

Давай поиграем. Роли меняются. Теперь взрослый управляет действиями главного героя (медвежонка). Зверек «отказывается» играть, общаться. Взрослый задает вопросы типа:

  • Почему медвежонок отказался играть?
  • Он любит игры?
  • Ему нравится быть одному?
  • Почему он отказался пойти в гости?

Ответы застенчивого ребенка будут подробными и информативными, в какой-то степени раскроют глубину проблемы.

Важно! Стеснительные ребята, играя, часто представляют собственных персонажей общительными и дружелюбными, умеющими поддержать беседу. Именно на эти качества нужно обратить внимание дошкольника, чтобы показать застенчивому ребенку, как преодолеть страх общения.

Тест для младших школьников

Ребятам постарше предлагаются школьные ситуации. Свое волнение по их поводу нужно оценить по шкале от 1 до 10.

Примерные варианты предлагаемых ситуаций:

Проставленные баллы позволяют проанализировать степень застенчивости.

Причины детской застенчивости

Родителям нужно знать, что составляющими проблемы застенчивого ребенка являются неуверенность и повышенная тревожность. Именно их причины следует выяснять, чтобы понять, как помочь стеснительному ребенку.

Наследственность

«Душевная организация» детей часто аналогична родительской. Если семья живет замкнуто, имеет узкий круг общения, детишкам сложно принять иную модель поведения. Возможность наблюдать развитие дружеских отношений отсутствует. Поэтому контакты с незнакомыми людьми становятся нарушением привычного жизненного ритма.

Критические замечания родителей

Для каждого важно осознавать собственную ценность, реализовывать свои амбиции. К сожалению, не все родители такого мнения. Чувствительные дети болезненно воспринимают необдуманные замечания взрослых. Психологи приводят историю женщины, в детстве услышавшей, что у нее полные ноги. Переживания из-за веса преследовали ее всю жизнь. Необдуманные высказывания об умственных способностях, внешности человека способны сильно травмировать. Резкие замечания оборачиваются неуверенностью, желанием спрятаться, избежать всеобщего внимания.

Важно! Если дети имеют заметный недостаток внешности, задача родителей - повышение их самооценки. Нельзя допускать унизительные комментарии, которые приводят к формированию личности с низкой самооценкой.

Повышенная тревожность родителей

Мечтая о спокойном, уверенном поведении своего чада, мамы и папы частенько забывают о собственном поведении. Излишняя тревожность выражается в том, что мелким фактам придается трагическое значение. Это касается учебы, развивающих занятий. Итогом становится страшное беспокойство по поводу незначительного нарушения правил. Забытая дома тетрадь вызывает панику, страх. Малышу кажется, что его поведение - объект пристального внимания всех вокруг.

Излишняя требовательность семьи

Родительская любовь не требует дополнительных действий детей. Но многие взрослые демонстрируют разочарованность в ребенке. Мелкие промахи преувеличиваются, ошибки становятся прецедентами. Маленький человек перестает верить в себя. Он заранее предчувствует неудачу, ждет критики. Это подкрепляется страхом вновь не оправдать всеобщие ожидания.

Особенно неприятными бывают сравнения детей со сверстниками, которые лучше учатся, более ловкие, самостоятельные, успешные.

Контакты с агрессивными детьми

Многие лидеры детского коллектива ведут себя грубо. От них исходят злые насмешки, унижающие замечания. Могут применяться толчки, удары, о которых другие ребята молчат. Причины подобного поведения могут быть различными. Дети быстро завоевывают лидерские позиции путем применения силы, а другие их поддерживают. Дружелюбный малыш, получив грубый отпор, начинает бояться контактов. Сыплющиеся насмешки вырабатывают чувство собственной неполноценности.

Важно! Обратите внимание на детской окружение: если дружелюбный малыш вдруг обернулся букой, стоит забеспокоиться.

Внутренний мир застенчивых детей

Психологи анализируют поведение, образ жизни застенчивых ребят. Выводы касаются внутреннего состояния детей, восприятия мира, познавательных особенностей. Выделяются следующие характеристики:

Интеллект

Робость, речевая неуверенность ошибочно могут быть сочтены проявлениями недостаточного психологического и речевого развития. Большинство стеснительных детей демонстрируют умственные способности выше средних. Чтение, рисование, просмотр развивающих фильмов - способы индивидуального познания мира. Низкая самооценка сопровождается постоянным обдумыванием ситуаций, поведения. Произошедшее оценивается, обдумывается.

Поэтому молчание в ответ на несложный вопрос не должно расцениваться как низкий уровень интеллекта. Отказ участвовать в школьном мероприятии не является проявлением ограниченности. Различие в поведении замкнутых детей требует индивидуального подхода.

Переживания

Причина застенчивого поведения - отсутствие уверенности в себе. Такой человек искренне верит, что хуже других. Он считает себя некрасивым, глупым, неуклюжим, неспособным конкурировать с остальными. Низкая самооценка обычно включает некий эгоцентризм. Это означает убежденность в значимости каждого своего промаха, ошибки, возникшего недоразумения. Как будто весь мир внимательно наблюдает, ожидая повода посмеяться или разочарованно отвернуться. Вынужденно начиная ответственное действие, ребенок страшно переживает. Во-первых, он заранее уверен, что ничего не выйдет. Во-вторых, ждет проявлений разочарования и насмешек по отношению к себе. Любой неприятный случай многократно обдумывается, повторяется в памяти. Психологи подчеркивают, что застенчивый ребенок не знает, как преодолеть страх общения.

Стеснительные люди часто считаются флегматичными. Это не всегда верно. Робкие дети наравне с остальными переживают вспышки гнева, раздражительности. Обычно они не позволяют себе открыто выражать эмоции, боясь вызвать неудовольствие окружающих. Они как будто лишены права проявлять чувства, которое есть у других. Собственное мнение не отстаивается. Застенчивые люди боятся конфликтов, всячески избегая любых споров. Единственное, в чем они способны быть открыто не согласны с другими, - отказ от общения или выступлений на публике. Такое упрямство может поражать, но это своеобразная защита личного пространства.

Желание общения

Малыш упирается, когда ему предлагают присоединиться к играющим сверстникам. Он упрямо мотает головой на предложение вступить в спортивную команду. Желание одиночества? Вовсе нет. Застенчивость характеризуется стремлением играть, весело проводить время. Хочется иметь друзей. Но страх оказывается сильнее. Они были бы рады легко знакомиться, заводить компании, но не умеют. Вот почему психологическая работа с застенчивыми детьми может оказаться необходимой.

Каким вырастет стеснительный малыш

Многие семьи недооценивают значение низкой самооценки детей, считая ее личной особенностью, и игнорируют принципы общения с застенчивым ребенком. По мнению специалистов дефицит общения, неумение налаживать контакты способны сильно омрачить дальнейшую жизнь.

Могут проявиться такие проблемы:

  • плохая успеваемость;
  • профессиональная неуверенность;
  • неспособность принимать ответственные решения;
  • неумение отстаивать свою позицию;
  • отказ проявлять имеющиеся способности;
  • страх неудачи в личной жизни.

Взрослый, бывший робким малышом, не сознает своей личностной ценности. Он постоянно ищет компромиссов, ущемляя собственные интересы.

Папы и мамы, столкнувшись с проблемой, спрашивают, как бороться с застенчивостью у ребенка. Детская застенчивость рассматривается многими практикующими специалистами. Вот какие рекомендации родителям они предлагают:

  1. . Отмечать даже совсем маленькие достижения.
  2. Почаще говорить о своей любви, радости, которую приносит малыш. Важно показать безусловность чувств.
  3. Поощрять, не допуская критических замечаний типа «как обычно». Любой промах - ошибка, скоро получится лучше.
  4. Сравнивать достижения дитя только с его собственными прежними результатами.
  5. Пересказывать смешные случаи, показывая, что всем случается выглядеть нелепо.
  6. Расширять круг детского общения.
  7. Спрашивать совета ребенка. Важно показывать ценность его мнения.

Кукольный театр

Психологи рекомендует для работы с застенчивыми детьми кукольный театр. Это прекрасное средство поддерживает не только эмоциональный настрой, но и речевое развитие застенчивого ребенка. Сначала дети могут отказаться выступать, даже прячась за ширмой, но к третьему занятию торопят взрослого, желая поскорее начать действо. Хорошо с этой целью использовать перчаточные куклы. Сюжетная линия обязательно соответствует определенной цели. Суть - поведение застенчивого персонажа. Подробные сценарии содержит книга «Расколдуйте невидимку» Т. Шишовой.

Робкие дети охотно соглашаются, видя возможность проявить эмоции. Ребята, втайне желающие лидерства, иногда требуют изменить сюжет. Можно уступить, постепенно возвращаясь к первоначальному замыслу.

Важно! Спектакль тщательно готовится заранее, приглашаются взрослые. Важно позволить актерам «блеснуть», почувствовав радость успеха.

Стеснительные ребята контролируют выражение лица. Их мимику делает невыразительной постоянное напряжение.

Угадывание эмоций

Ведущий изображает мимикой чувства, игрок должен определить, что демонстрируют. Утрированно воспроизводятся гнев, страх, радость, удивление.

Участники меняются ролями. Оказывается, гримасничать не страшно. Это весело.

Повторяй за мной

Один участник создает определенное выражение лица, другой повторяет. Игра очень забавна. Если рядом нет зеркала, трудно представить свой вид.

Игры для застенчивых детей способствуют раскрепощению. Они поднимают настроение, создают чувство безопасности.

Чего делать нельзя

Низкая самооценка детей - результат воспитания. Родителям рекомендуется пересмотреть поведение, исключая неприятные моменты, провести коррекцию общения с ребенком.

Нельзя:

  • Заставлять общаться.
  • Настойчиво требовать посещения дополнительных занятий.
  • Критиковать внешность, физическое развитие.
  • Жестко контролировать.
  • Проявлять повышенную требовательность.
  • Придавать несоразмерное значение мелким промахам.
  • Демонстрировать недовольство «отсутствием успешности».

Взрослым важно научиться принимать детские особенности. Разочарование ярко проявляется и больно ранит маленького человека. Родители, чаще общайтесь с ребенком, тогда его проблемы вы сможете быстрее понять и разрешить!

Одна из основных потребностей человека – общение. То, что большинству детей естественно для других становится проблемой. Стеснительному ребенку необходимость общаться является стрессом. Попросить помощи, спросить время, познакомиться с новым человеком вызывают неловкость и дискомфорт.

Причины детской стеснительности

В период развития до трех лет большинство детей бывают стеснительными, это не просто застенчивость, а защитная реакция ребенка на окружающий мир.

В этот период дети могут испугаться неизведанного, спрятаться, убежать или просто отказаться общаться с незнакомыми людьми. Такая ситуация не должна волновать родителей. Это нормально. Изучив психологию стеснительных детей старше трех лет можно выделить несколько основных причин застенчивости.

Стеснительность на генетическом уровне

Специалисты считают, что некоторые дети склонны к стеснительности с рождения. Причинной застенчивости может служить генетическая предрасположенность.

То есть ребенок застенчив от природы, это не приобретенные качества. Тогда не надо его перевоспитывать, просто адаптируйте к жизни.


Низкая самооценка

Часто застенчивость у малыша появляется из-за неуверенности в себе. Он не уверен в своих способностях, боится, что у него плохо получится, опасается услышать критику в свой адрес. Здесь главное дать ребенку поверить в себя и свои способности.

Гиперопека родителей

Если родители проявляют чрезмерную опеку по отношению к ребенку и ограждают его от любых контактов, это приводит к тому, что он вырастает замкнутым, не умеющим общаться с людьми человеком. Такие дети растут безвольными и беспомощными, не умеющими постоять за себя.

Влияние семьи

Бывает, что родители сами по себе робкие и малообщительные люди. Глядя на них, ребенок растет таким же тихим и замкнутым в себя человечком.

Чрезмерная критика

Многие родители часто требовательны к своим детям, по любому поводу критикуют, в любых действиях находят недостатки. А потом задаются вопросом: почему ребенок очень стеснительный. Одна неосторожно брошенная фраза или шутка со стороны не только родителей, но и абсолютно посторонних людей может стать травмой на всю оставшуюся жизнь.

Ребенок, перед тем как что-то сделать, будет долго думать и колебаться, в итоге может или вовсе не решится на какое-либо действие или опоздать с решением. Такой результат вызовет волну новых страхов и комплексов.

Все родители хотят для своего ребенка самого лучшего. Хотят, чтоб он вырос состоявшимся, уверенным в себе человеком. И если малыш растет тихим и стеснительным ему нужно немножко помочь поверить в себя. Дети не могут самостоятельно справиться с этой проблемой. Цель родителей помочь им.

Расскажите ребенку о своей застенчивости и ваших методах борьбы с ней. Приведите положительные примеры из своей жизни.

Постарайтесь поставить себя на место малыша, проявите участие к его проблемам. Это поможет ребенку почувствовать опору за спиной, стать более уверенным.

Ни в коем случае не критикуйте, не настраивайте заранее на поражение. Так вы посеете еще большие сомнения. Лучше помогите поверить в себя, настройте на успех.

Научите малыша к любой ситуации относиться с юмором, доже к собственным неудачам.

Помогите ребенку найти положительные стороны общения. Научите его дружить. Поощряйте попытки познакомиться с людьми, попроситься в игру к детям, совершить самостоятельно покупку в магазине.

Попробуйте рассмотреть вместе с ребенком ситуации, в которых он боится оказаться. Потренируйтесь, что сказать или сделать в каждом конкретном случае.

Не завышайте требования, ставьте перед ребенком выполнимые цели: рассказать стих перед аудиторией, спросить дорогу у прохожего.

Хвалите его, даже за небольшие достижения. Это повысит его уверенность в себе.

Никогда не ругайте его при посторонних. Этим еще больше понизите самооценку.

Как раскрепостить стеснительного ребенка

Застенчивого ребенок надо раскрепостить. Заставить поверить в себя. Первым делом необходимо научить малыша любить и уважать себя, развить чувство собственного достоинства. Тогда он не будет зацикливаться на ошибках, бывших неудачах и так остро реагировать на замечания в свой адрес.

Большинство взрослых стеснительность считают недостатком и находят массу отрицательных сторон.


Но можно найти позитивные стороны:

  • Стеснительные дети мягкие, спокойные, уравновешенные.
  • Они добры по отношения к людям и животным.
  • Редко вступают в конфликты или стараются гасить их на начальной стадии.
  • Действуют по принципу: не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступили с тобой.
  • У них больше развито воображение и фантазия.

Прочитав эту статью, вы теперь знаете что делать, если ребенок стеснительный. Главное ни переусердствовать, ни перейти в крайность, когда он будет прятать свою робость за агрессией.

Фото стеснительного ребенка

На чтение 8 мин. Просмотров 310 Опубликовано 02.06.2019

Когда видишь во дворе спокойных родителей, а рядом с ними – тихого малыша, первое, что приходит в голову – как же им повезло, что ребенок такой послушный. Между тем, завидовать здесь нечему.

Да, родители застенчивого ребенка могут позволить себе на прогулке расслабиться. Их чадо не попадет в беду, его не обидят. Да и сам малыш вроде не изъявляет желания выходить из-под уютной опеки: позвали сверстники играть, а он не пошел.

На самом деле, ребенок не идет к детям вовсе не потому, что ему так уж интересно с родителями: это не так. Он очень бы хотел побегать наперегонки с другими детками и повозиться с ними в песочнице. Но застенчивость мешает начать общение. Что делать, если ребенок стесняется? Давайте разбираться.

Скромность: положительная или отрицательная черта?

Небольшая стеснительность присуща каждому. Это инструмент адаптации и ребенка к новому событию, который работает и в 4 года, и в 14.

Даже взрослый человек, находясь в незнакомой обстановке, испытывает легкую робость. Что уж говорить о малышах.

Естественная застенчивость дает личности время на оценку обстановки и формирование своего отношения к ней.

Вспомните, как поначалу дети бывают очень застенчивыми, когда знакомятся друг с дружкой. Но вот проходит полчаса – и они уже взахлеб общаются, секретничают и придумывают увлекательнейшие игры.

Скромные детки вызывают симпатию. Они не ведут себя вызывающе в обществе, воспитанные и доброжелательные, готовые прийти на помощь. Особенно очаровательна скромная девочка, она вызывает всеобщее одобрение.

С другой стороны, чрезмерно стеснительный ребенок не в состоянии преодолеть свой страх общения с людьми. Он пугается заводить новых друзей, не может раскрепоститься в играх, нормально общаться.

Это касается не только новых ситуаций, но и повседневного общения. У ребенка дошкольного возраста замкнутость проявляется в нежелании посещать детский садик. Иногда бьющееся в истерике чадо надо буквально отдирать от ноги, чтобы передать воспитателю.

Со временем детская застенчивость усиливается, если на нее не обращать внимания. Ребенок замыкается в себе, ему все труднее идти на контакт.

Повзрослев, он будет воспринимать общение с противоположным полом как обузу, а не как удовольствие. Чрезмерная застенчивость делает людей незаметными и неуспешными.

Как стеснительность сказывается на ребенке

Отмечено, что наибольшее проявление замкнутости наблюдается у ребят дошкольного возраста. На 5 году жизни им необходимо уважительное отношение к себе со стороны взрослых и сверстников.

В детском дошкольном учреждении малыш остается без комфортной опеки родителей. Он должен сам общаться с педагогами, детьми, участвовать в конкурсах, отвечать на занятиях.

Столкнувшись с необходимостью самостоятельных действий, робкий ребенок уходит в себя, что проявляется в:

  1. Смущении, стремлении уклониться от общения : малыш краснеет, бледнеет, избегает зрительного контакта, ищет место, где можно оказаться в одиночестве;
  2. Низкой успеваемости, в том числе, в школе: неуверенность в себе приводит к тому, что малыш отказывается отвечать на уроках, даже если прекрасно владеет материалом;
  3. Стремлении стать незаметным: ребенок хочет раствориться в толпе, боясь проявить чувства и тем самым привлечь к себе внимание.

Застенчивые дети обладают повышенной чувствительностью и тревожностью, что проявляется в боязни спать с выключенным светом или в одиночестве. Эмоциональное напряжение находит выход в творчестве, чтении, виртуальном мире, где ребенок свободен от оценки себя со стороны посторонних.

Недостаток общения приводит к нарушению способности выражать мысли словами. Малообщительные дети обладают небогатым словарным запасом, а тревожность может стать причиной заикания, другим речевым дефектам.

Говорят, что у застенчивых детей низкая самооценка. Это не всегда верно, даже наоборот. Очень часто ребенок считает себя хорошим, лучше других, но ему кажется, что окружающие недооценивают его, относятся хуже, чем он того заслуживает.

Большая зависимость от постороннего мнения о себе заставляет ребенка испытывать стресс при каждом контакте с окружающими. Малыша больше заботит, как на его действия или слова отреагируют другие, чем содержание занятий.

Постоянный вопрос: «Что обо мне подумают другие?» перебивает желание познавать новое, получать удовольствие от самого процесса.

Что вызывает застенчивость?

С возрастом ребенок сильнее осознает робость. Неудачные попытки контролировать ее приводят к сомнению в собственных силах. Подросток кажется себе глупым, беспомощным, недостойным ничего хорошего.


Таким образом, неуверенность в себе является не причиной детской застенчивости, а результатом страха общения.

Кроха может стать робким и по другим причинам:

  1. Завышенные требования, предъявляемые к малышу. Когда ребенка часто критикуют за ошибки, неубранную комнату, плохое поведение; когда запрещают что-то «потому что я так сказал» или наказывают, не удосужившись объяснить причину неудовольствия и рассказать, как правильно следовало поступить, тогда дитя скорее предпочтет ничего не делать, чтобы не разозлить взрослого. Он просто побоится вызвать неодобрение.
  2. Неблагополучная семейная ситуация. Если дома у ребенка нередки рукоприкладство, крики и оскорбления, он будет пугаться вступать в контакт, считая, что такие отношения – норма для всех и стремясь избавить себя от того, что ему неприятно. Он может стать зажатым или, наоборот, драчливым. Агрессия – это тоже способ изолировать себя от общения с окружающими. Агрессивный малыш не плохой: он просто боится, что его обидят.
  3. Домашнее воспитание. Когда кроха часто болеет или вовсе находится на домашнем обучении, его контакты со сверстниками резко сокращаются. Недостаток опыта в выстраивании отношений с людьми приводят к замкнутости.
  4. Чрезмерно заботливые родители. Это тот случай, когда добрые намерения приносят больше вреда, чем пользы. Постоянное сопровождение ребенка, запрет выходить из зоны зрительного контроля, намеренная и частая критика других детей в присутствии своего ребенка, а также навязывание своего мнения делают из него инфантильную личность.

Как помочь ребенку раскрепоститься

Если ребенок стесняется в детском садике, доктор Комаровский рекомендует наладить его общение с ребятами из группы вне дошкольного учреждения. Так адаптация крохи пройдет более безболезненно. Зная, что Дима и Настя тоже ходят в детский садик, малыш будет брать с них пример.


К тому же, отправляясь утром в группу, он будет знать, что встретит там друзей.

Порой взрослые не знают, как раскрепостить ребенка.

  1. Дайте малышу почувствовать свою важность , а для этого поручайте крохе несложные дела. Например, в магазине попросите выложить продукты из корзины, дома – принести нужную вещь.
  2. Советуйтесь с малышом. Участвуя в обсуждении вопросов, кроха чувствует себя взрослым. Кроме осознания собственной ценности он приобретает навык выражения мыслей вслух, а также отстаивания своего мнения.
  3. Чаще выходите на улицу. Привыкнув находиться в обществе, малыш будет воспринимать его как неотъемлемую часть жизни. Не стоит требовать от крохи обязательно участвовать в детских играх: достаточно того, что он наблюдает, как ребята ведут себя в разных ситуациях. Видя, что деткам весело, он тоже со временем захочет присоединиться к ним.
  4. Приглашайте в гости детей: дома и стены помогают. Если вы задумались, как научить ребенка не стесняться, сделайте его хозяином положения. Принимая сверстников на своей территории, показывая любимые игрушки, малыш чувствует уверенность.
  5. Поощряйте проявление эмоций. Зачастую застенчивые детки сдерживают чувства. Задача родителей – дать им выход. Иногда достаточно покривляться, чтобы малыш залился счастливым смехом. Покажите ребенку, что проявлять эмоции – это хорошо. Отлично помогает игра «Крокодил», где по мимике нужно угадывать, что стремится показать участник.

Как помочь застенчивому школьнику

Часто застенчивость становится причиной низкой успеваемости в школе, так как ребенок боится отвечать на уроках перед всем классом.


Советы психолога родителям робких деток: не давите.

Фразы типа «Завтра ты выйдешь к доске и ответишь!» или «Что из тебя получится, если ты даже руку поднять не можешь?» не помогут.

Критика приветствуется только в положительном ключе. Заметив, что ваш ребенок робеет в школе, постарайтесь ему помочь. Подойдет мягкое предложение вовлечь классного педагога с согласия школьника.

Например, можно сказать так: «Давай я поговорю с твоим учителем, и мы все вместе постараемся найти выход».

Важно дать ребенку уверенность, что родители и учителя – это его союзники. Хорошим решением будет для педагога давать школьнику письменные задания вместо устных. При необходимости устного ответа ученик может сделать его не перед всем классом, а отдельно, например, на перемене, когда одноклассники пошли в коридор.

Заключение

Если преодолеть стеснительность не получается, не ждите, что проблема рассосется сама.

Обращение за психологической помощью поможет своевременно найти выход из кажущегося тупика. Психолог в школе или поликлинике может подсказать ребенку действенные приемы для преодоления застенчивости.